Практически невозможно сухим и точным языком теории выразить ту исключительную гармонию, которая в индийской музыке строится на оттенках тонов. В индийской музыке существуют тон, полутон, четверть тона и одна восьмая тона. Различие между этими звуками настолько тонкое и неуловимое, что прежде, чем вы успеваете опознать один звук, он переходит в другой, формируя красивые модуляции и неожиданные каденции. Эти виды тона имеют отношение к суратам, о которых мы говорили выше.
Основное звучание ноты - без бемоля (комаль) и без диеза (тивра) - называется шудх сур. Существуют три звука более высоких, чем шудх и три - более низких. Вместе они составляют семь звуков в одной ноте.
Европейский диатонический звукоряд будет иметь следующие соответствия:
Са - Чандовати
Ре - Рактика
Га - Кродхи
Ма - Прити
Па - Альпани
Дха - Мандати
Ни - Угра
Семь нот по порядку - музыкальный алфавит, который в Индии называется Саргам, составляют октаву. Существует пять октав. Самая низкая октава называется мандра тар саптак. Низкая октава - мандра саптак, ноты этой октавы поются животом. Средняя октава называется макдхьям саптак, ноты этой октавы поются горлом. Высокая октава называется тар саптак. Самая высокая октава - тар тар саптак или атитар саптак.
Профессиональный певец должен уметь петь три октавы по порядку, называемому арох (от самой низкой ноты до самой высокой) и в обратном порядке (аврох).