Главная - Народная музыка Индии - Философия музыки



Философия музыки

философия музыки

Спросите цветок, почему он расцветает весной. Спросите соловья, почему он поет, когда цветок расцветает. Спросите павлина, почему он танцует, когда видит черное облако в сезон дождей. Спросите дерево, почему оно движется во время ветра. Природа сама говорит, что музыка и танец - лучшее выразительное средство.

Человек тоже принадлежит музыке и танцу. Разве он не несет в себе это чудесное благословение матери природы? Что же такое танец? Можно сказать, что так мы называем эмоционально насыщенные ритмичные движения тела, соответствующие определенной схеме. Достаточно ли этого определения для того, чтобы понять, что такое танец?

Танец имеет три характерные черты. Первая - спонтанное движение мускулов, происходящее под влиянием сильных эмоций или страсти (таких как радость, наслаждение, гнев или религиозный экстаз). Вторая - удовольствие, которое получают и зритель, и танцор при выполнении технически сложных комбинаций движений. Третье - эстетическое переживание, возникающее у людей, наблюдающих танец.

В Индии танец стали изучать с древнейших времен. В Ригведе1, которая, как говорят историки, была составлена около 1000 г. до н.э., есть упоминания о танцах, музыкальных инструментах, таких как мриданг2, вина3, банси4, дамру5 и т.д.

Согласно представлениям индусов первым танцором считается Шива6. Одно из его имен - Натараджа означает Царь танца . В индийской культуре образ Шивы стал символом танцевального искусства как такового.

Вот как рассказывает древнеиндийская литература об одном из танцев Шивы, называющемся сандхья тандава: посадив Мать трех миров7 на золотой трон, украшенный драгоценными камнями, Шульпани8 танцует на вершине Кайласы9, и все боги собираются вокруг него. Сарасвати10 играет на вине, Индра11 на флейте, Брахма12 просчитывает ритм, Лакшми13 начинает петь. Вишну14 играет на барабане, и все боги стоят вокруг. Гандхарвы15, якши16, патаги17, сиддхи18, видьядхары19, апсары20 и все существа, населяющие эти три мира, собрались здесь, чтобы лицезреть небесный танец и услышать музыку божественного хора в час сумерек .

Своим космическим танцем Шива не только разрушает небо и землю в конце мирового цикла, но и разрывает путы, которые связывают каждую отдельную душу. Он уничтожает иллюзии, мирские желания, которые мешают душе достичь освобождения, но не уничтожает ее саму. Не следует считать, что Шива танцует в каждом погребальном костре, это лишь символическое описание процесса очищения, который происходит в сердце человека.

Легенды гласят, что однажды произошел спор между Шивой и Кали , о том, кто лучший танцор. Шива танцевал, и Кали успешно повторяла его танец. Чувствуя, что он может быть побежден, Шива высоко поднял ногу и продолжал танцевать. Женская скромность не позволила Кали21 повторить это, и Шива был признан богами лучшим танцором. Этот танец Шивы известен под названием урдхава тандава.

В индийской религии существует представление о том, что Шива и его супруга - одно существо, объединяющее в себе мужское и женское начало. Поэтому легенду о соперничестве между ними редко понимают буквально. Она воспринимается как напоминание о том, что в искусстве всегда следует стремиться к совершенству. Если рядом нет достойных соперников, нужно состязаться с самим собой и таким образом оттачивать свое мастерство.

В заключение можем сказать, что в интерпретации танцев Шивы исключительно важны три аспекта. Первый: ритмические движения Шивы считаются источником движения во всем мире, в традиционных изображениях Шивы это символизирует окружающая его арка. Второй: цель его танца - освободить бесчисленные души людей от иллюзий бытия. Третий: место его танца, центр вселенной, на самом деле находится в сердце каждого человека.

Танец Шивы (тандава) - энергичный и мужественный. Этот танец символизирует пять божественных действий (панчакритья):

Эти действия соответственно приписываются божествам Брахме, Вишну, Рудре22, Махешваре23 и Садашиве24.

В тандава представлены все пять вышеупомянутых действий. Первое - творение. Шива начал танцевать и первыми звуками танца сотворил эту вселенную. Второе - сохранение. Ритм танца Шивы сохраняет вселенское равновесие. Третье - разрушение. Благодаря этому танцу одни живые существа уничтожаются, чтобы вслед за ними могли появиться другие. Четвертое - воплощение. Ритм танца воплощает в себе реальное и нереальное: прошлое, настоящее и будущее. Пятое и последнее - это освобождение. Оно антагонистично первому и позволяет живым существам достичь полного освобождения или нирваны.

Образ Шивы - олицетворение мужественности и серьезности, в то время как Кришна25 символизирует нежность и любовь. Кришна также известен как искусный танцор. Во время праздника холи26 в Матхуре27 исполняют танец, который рассказывает о шалостях и хитроумных проделках Кришны. В Барсане28 и Нандиграме29 исполняются шуточные танцы, во время которых местные жители поливают друг друга краской, как когда-то поступил Кришна с Радхой и ее подругами. Таким образом танец помогает сохранить и передать другим поколениям древние легенды. Согласно индийским религиозным учениям Шива известен как Пашупати или бог всего живого. Слово пашу обозначает существо, наделенное душой, способное двигаться. В эту категорию входят и люди, и животные. Человеческое тело не имеет сознания, но душа его имеет. Пашу - место обитания вечного и вездесущего читшакти , что значит ум или энергия. Майя паша или материальная причина существования мира мешает человеку достичь освобождения. Агьяна (незнание), невежество, карма30 препятствуют человеку в соединении с богом.

В Бхагавад Гите31, Господь Кришна во время диалога с Арджуной утверждает, что танец - главный вид деятельности богов. В индийском искусстве много скульптурных изображений танцующих богинь, представляющих собой в основном Кали или Парвати. Победные танцы представлены Субраманьей, богом войны. Легенды гласят, что Субраманья, убив Сурападмасура, танцевал триумфальный танец. Океан был для него сценой, а аккомпаниментом - звук его барабана. Танец Картикейи32 - другой пример. Считается, что Вишну танцевал в образе женщины (Мохини) во время пахтанья океана, чтобы добыть амриту33 для богов, но нет изображения его во время танца в его привычном облике (воплощении). Встречаются также упоминания о танце Индры, но к сожалению, мало сохранилось изображений танцующего Индры.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Карельский ансамбль Sattuma сыграл финскую польку по-св

News image

Петрозаводский семейный фолк-ансамбль Sattuma впервые выступил в Москве.

Хелависа оказалась монархистом в душе

News image

21 марта в Зале ожидания царила по-настоящему волшебная атмосфера - в этот воскресный вечер Хелависа презентовала в Санкт-Петербурге свой сольный ...

Выступления:

News image

Репетиционные базы "HendrixStudio" для музыкантов

HendrixStudio это целая сеть репетиционных студий, они предоставляют потрясающие помещения, предназначенные для репетиций. Абсолютно каждая репет...

News image

Струнный оркестр русских народных инструментов Здравиц

Оркестр Здравица — единственный в России.

Интервью:

Алексей Архиповский: Выступлением на «Евровидении» я не

News image

Виртуоз русской балалайки Алексей Архиповский рассказывает «Новостям шоу-бизнеса NEWSmusic.ru», почему он открывал «Евровидение» в Москве и как сама Людмила Зыкина дала ему квартиру.

Читать

Инструменты

Жалейка

News image

Слово жалейка не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к...

Кугиклы

News image

Кугиклы (кувиклы) - русская разновидность многоствольчатой флейты, известной науке под названием флейта Пана . Инструмент этот распространён в разн...

Авторизация



Новые альбомы:

«ДахаБраха» — «На межі»

News image

Похоже, на worldmusic-сцене постсоветского пространства появилась новая яркая звезда: украинский этнохаос-бэнд «ДахаБр...

Туана – «Четвертое измерение»

News image

Это третий по счету и первый «официальный» альбом певицы, скрывающейся под псевдонимом Туана, и поющей в стилистике po...

«Тол Мириам» - «Песни черни»

News image

Среди прочих фолковых коллективов «Тол Мириам» выделяется пронзительностью интонаций.

«Часть речи» - «Похороны Мух»

News image

Группа стала известна после не слишком удачного выступления на разогреве сольника «Мельницы» в Олимпийском. Но альбом ...