Азербайджан дал миру великого теоретика музыки, Сафиаддина Урмави, создавшего новую нотную систему в 13 веке. Мугам нами воспринимается как одна из главных культурных ценностей, составляющих основу самосознания народа. Наверное, неслучайно, что среди 90 минут музыки, посланной на американском спутнике Вояджер в 1977 году иным цивилизациям, 2 минуты 20 секунд занимает мугам. В 1908 году Узеиром Гаджибековым была написана первая на Востоке опера Лейли и Меджнун . В середине 20 века в Азербайджане блистала самобытная композиторская школа, прославившая Азербайджан далеко за его пределами. В золотой фонд исполнительского мастерства вписано много имен. Словом, наш музыкальный феномен является частью не только национальной, но и мировой музыкальной культуры. А в каком направлении движется наше музыкальное творчество сегодня? С этим и другими вопросами наш корреспондент обратился к профессору Тариелю Мамедову.
- Какое место занимает народная классическая музыка в культурном наследии Азербайджана?
- Дело в том, что азербайджанская музыка, я имею в виду принадлежащую к традиционной, подразделяется на народную (фольклор в чистом виде), народно-профессиональная (ашыгская) и классическая профессиональная, т.е. мугамное искусство. Поэтому, говоря о классической народной музыке, мы должны иметь в виду ее целевую направленность. Каждая из перечисленных - это история, традиция, культура, быт, наконец, этногенез азербайджанского народа. Поэтому это не вопрос, а целый макрокосмос со всеми вытекающими последствиями, связанными с великим азербайджанским народом.
- В начале века под Вашим руководством было выпущено несколько грампластинок наших мастеров-ханенде. Чем закончился этот проект?
- Впервые я соприкоснулся с записями азербайджанских ханенде, произведенными акционерными обществами Спорт-рекорд, Экстрафон, Пате и т.д. в 1989 году на фирме «Мелодия». Тогда и была заключена договоренность с Апрелевским заводом (все это в бытность Советского Союза) об издании в формате трех грампластинок архивных матриц, хранимых в фондах Российского архива звукозаписи, Джаббара Гарьягдыоглу, Кечачиоглу Магомеда и Мешади Фарзалиоглу. Издание было осуществлено в 1991 г. Это был целый год работы с архивными записями, пока, наконец, мы не услышали первые записи Востока, начиная с 1902-1915 гг. Далее мне посчастливилось быть координатором больших проектов, таких как «Карабах Ханенделери» и «Мугамной энциклопедии», под патронажем и авторством первой леди Азербайджана, президентом Фонда Гейдара Алиева Мехрибан ханум Алиевой.
- Мугам и современная музыка. Мы наблюдаем за тем, как периодически пытаются их совместить. И это неоднозначно воспринимается обществом…
- Когда мы говорим о современной музыке, мы должны знать, что музыка Моцарта, Баха, Гайдна будет всегда современна, т.к. в ней заложены основные идеи прогрессивного человечества - любовь к жизни, человеколюбие, доброта и т.д. Но мы должны помнить, что вся их музыка и музыка других великих композиторов в основе своей несет национальные элементы, несмотря на то, что по сути их произведения интернациональны и понятны всем людям, живущим на этой земле. Отсюда вывод и ответ на данный вопрос. Современная музыка Азербайджана (симфоническая, камерная, вокальная), я имею в виду, сегодня звучащая с филармонических и концертных сцен сплошь и рядом пронизана национальным духом – интонацией мугама, ашыгскими попевками, танцевальными ритмами, все то, что характеризует генетику азербайджанского народа. Мне кажется, как бы гражданское общество не было разделено по вкусовым параметрам на любителей классической, современной музыки, поп-музыки и бардовской, это явление должно восприниматься положительно, т.к. в эпоху глобализации мы должны сохранить свою культуру, традиции, музыку и, смело шагая по просторам вселенной, каждый раз заявлять о том, что мы представители азербайджанского народа.
- Я не раз слышал из уст специалистов-музыкантов о том, что мугам является азербайджанским фольклором, хотя само слово «мугам» и названия 7 основных азербайджанских мугамов не являются азербайджанскими. - Я не знаю о каких специалистах-музыкантах идет речь, и как они могли заявлять о том, что мугам является азербайджанским фольклором, но свою позицию я выразил выше. Название 7 основных азербайджанских мугамов, их этимология и происхождение - это целая научная статья, если только не научное монографическое исследование. С этим уважаемый читатель может ознакомиться более подробно по интернет-адресу http://mugam.musigi-dunya.az/index_ru.html , http://lugat.musigi-dunya.az . Эти электронные ресурсы были созданы центром электронных изданий, журналом «Мусиги дуньясы». - Недавно отмечался 10-летний юбилей журнала «Мусиги дуньясы», главным редактором которого являетесь Вы. Выполнила ли редакция задачу, которую изначально поставила перед собой? - Действительно, 18 сентября, в день рождения великого Узеирбека мы праздновали 10-летний юбилей первого музыкального научно-педагогического, критико-публицистического, культурно-просветительского, международного журнала «Мусиги дуньясы» и 7 ноября 2010 г. - 10-летний юбилей первого в Азербайджане электронного музыкального журнала «Мусиги дуньясы», аналог его печатной версии, выполненный в жанре мультимедия. За столь короткое время в журнале было напечатано более 2000 научных статей (ученых Азербайджана, США, России, Турции, Великобритании, Казахстана), сохранены связи с учеными других стран. Редакционную коллегию «Мусиги дуньясы» возглавляет музыкальная интеллектуальная элита Азербайджана: профессор Фархад Бадалбейли, Земфира Сафарова, Октай Абаскулиев, Рамиз Зохрабов и др. Среди зарубежных членов – ректор Московской консерватории профессор Александр Соколов. Главное предназначение журнала – это профессиональная трибуна для музыкантов, обсуждение наболевших проблем в области музыкальной деятельности, композиторской техники, научных гипотез, информация о текущих делах и международных событиях в области музыки. Естественно, это не все. Журнал, помимо печатной версии, начал активно вести работу в области информационных технологий – профилирован на создание веб-сайтов. На сегодняшний день творческим коллективом создано около 30 веб-сайтов разной направленности. Например, мемориальные сайты – Узеир Гаджибеков (http://uzeyir.musigi-dunya.az), Кара Караев (http://qara-qarayev.musigi-dunya.az), Расул Рза (http://rasulrza.musigi-dunya.az) и др., электронные каталоги – дискография Азербайджана, электронная библиотека музыканта, электронные энциклопедические словари, Атлас традиционной музыки Азербайджана и т.д. Их легко найти в любых поисковых системах интернета. Наша главная цель со всеми вытекающими отсюда выводами – это сохранение духовного наследия азербайджанского народа, внедрение в учебно-педагогический процесс современных средств образования и, наконец, пропаганда музыкальной культуры Азербайджана, будь то через печать или электронные средства информации, по всему миру. - Не думаю, что армяне так мастерски присваивают наши духовные ценности. Это выполнено броско, вызывающе с акцентом на ответную реакцию. Кстати, ответная реакция незамедлительно последует. На мой взгляд, слишком много внимания и чести уделяется этому вопросу. Суета отвлекает от главных дел. Часовые телевизионные передачи на тему является ли азербайджанской песней «Сары гялин», а тар азербайджанским струнно-плекторным инструментом и прочее, рождает чувство неуверенности в том, что тар действительно азербайджанский музыкальный инструмент, а песня «Сары гялин» относится к ашыгским напевам жанра «Узун хава». Можно много примеров привести по этому поводу. Вспомнить балабан и долму. Я знаю то, что музыкальная культура Азербайджана до такой степени многогранна, и сокровищница ее наполнена бесценными музыкально-поэтическими и инструментальными жанрами, что как бы ее не дергали и не пытались развалить на кусочки, она монолитна, и принадлежит как азербайджанскому народу, так и всему человечеству. Но вместе с тем, мы должны быть бдительны в сохранении традиционных знаний азербайджанского народа: вовремя фиксировать или записывать фольклорные примеры, песни танцы и т.д., проводить их презентации, размещать в сети интернет, тем самым, провозглашая об интеллектуальной собственности азербайджанского народа, участвовать в международных симпозиумах, выступая не голословно, а аргументируя, научно доказывая принадлежность этих явлений Азербайджану. Благо наука Азербайджана и передовой отряд ученых различных гуманитарных направлений широко представлен мировой научной общественности. А что касается «соседей», то здесь уместно вспомнить пословицу «Собака лает, а караван идет». - Интересно узнать Ваше мнение, как специалиста и искреннего человека. В каком направлении движется наше музыкальное творчество в целом? И Ваши пожелания по этому поводу. - Творчество азербайджанских композиторов и в целом азербайджанской музыкальной культуры с каждым днем прогрессирует. С одной стороны, она сохраняет традиции, идущие от Узеирбека, Караева, Ниязи, Амирова и т.д., а с другой, использует современные средства выразительности, звуковой палитры, формотворчества – сонорика, структурализм, минимализм и т.д. Композиторская школа Азербайджана, как и традиционная музыка всегда находилась на передовых позициях. Сегодняшние композиторы – это продолжатели наших классиков Фирангиз Ализаде, Эльмир Мирзоев, Джаваншир Кулиев, Фарадж Караев, Эльнара Дадашева и др., музыка которых звучит в мировом эфире и музыканты традиционной культуры, как Алим Гасымов, Маариф Бабаев, Сакина Исмаилова, ашыги Махмуд и т.д. достойно представляют Азербайджан и его музыкальную культуру в целом. СПРАВКА: Тариель Мамедов – музыковед, заслуженный деятель искусств Азербайджана, доктор искусствоведения, профессор, член Союза композиторов и Союза музыкальных деятелей Азербайджана. Родился в 1949 г. в Баку. Окончил Азербайджанскую государственную консерваторию (1979г.). С 1996 г. работает на кафедре «Истории и теории азербайджанской народной музыки» Бакинской музыкальной академии им. У.Гаджибейли. Является автором нескольких монографий, учебных пособий, методических разработок и программ по азербайджанской народной музыке и музыкальной культуре стран Востока. Основатель и главный редактор международного научного журнала «Мусиги дуньясы». Т.Мамедов и руководимая им творческая группа журнала была награждена целым рядом премий.
- Всем известно, что армяне беспрепятственно присваивают наши духовные ценности. И должен сказать, что они это делают «мастерски». Насколько сильно ощущается ущерб от этого?