За рождественские сюжеты Колядки и Гадание , показанные в канун Нового года по краевому телевидению в межрегиональной субботней программе Есть мнение , ансамбль Песнохорки под руководством Ольги Абрамовой был признан самым лучшим по всей Сибири. Впрочем, Песнохорки теперь уже именуются не ансамблем, а театром народной музыки. Перемена статуса очень важна для коллектива, потому что за этим стоят принципиальные моменты. Самый главный - отношение к фольклору, главным образом песенному, с которым работает этот коллектив уже не один десяток лет. И как на заре возникавшего интереса к этому пласту народного творчества (включая костюмы, побасенки, хореографию, манеру пения, сохранявшуюся еще среди старшего поколения), сейчас оказались примерно на таком же распутье - много ниточек, а какую тянуть, чтоб в клубочек смотать, не знаешь.
Песня, особенно народная, она ведь как живой организм, который существует во времени, связан с ним и развивается по его законам. Фольклор, в том числе и песенный, - не исключение. Но и к нему можно относиться по-разному. Если как только к документу, не допускающему вольного к себе отношения, то есть сохраняющему в неприкосновенности формы своего существования, тогда ему место в музее, и только. В этом тоже есть своя ценность, и ее тоже надо беречь, но очевидно, что наравне с аутентичным исполнением народных, в том числе и старинных песен, имеет право на существование и фольклор, адаптированный к сегодняшнему времени.
Тогда, 20 с лишним лет назад, руководитель ансамбля Песнохорки Ольга Абрамова выбрала сценический вариант жизни фольклора. Так старинные вещи показывают на выставках - смотрите, любуйтесь, восхищайтесь, а если хотите, попробуйте сами такое же сотворить. Был сделан шаг к внедрению фольклора в массы на бытовом уровне: Песнохорки пришли на праздники, водили хороводы, пели, плясали, показывали, как оно было когда-то, но уже не со сцены, а прямо на площади, вовлекая в свой круг и зрителей. Но и этот этап оказался пройденным. И вот в поисках путей дальнейшего существования народной, фольклорной песни Песнохорки попытались соединить аутентичное и адаптированное звучание - документальное исполнение наложили на инструментальный ритмический звук.
В этом же ключе работает, например, раскрученный по Центральному радио Иван Купала . Но Песнохорки начинали пробовать раньше, еще в начале 90-х годов, во времена выпуска компакт-диска в Польше. (Сегодня на счету Песнохорок уже 5 компактов и 2 аудиоальбома. Все выпущены там, за бугром , в родном Отечестве подобного интереса к себе они не ощущают). Но тогда эти опусы так на уровне опытов и остались, хотя Игорь Сазонтов, главный аранжировщик, потихонечку в опусы-то углублялся, пока не выстроил целую программу, которую и предложил однажды на очередном концерте Песнохорок . Это было воспринято по-разному, причем диаметрально противоположно - одни были с восторгом за , другие категорически против . Сами Песнохорки решили все-таки развивать новое направление. Успех Ивана Купалы они посчитали лишним подтверждением того, что сами идут в нужном направлении, в том смысле, что такая музыка привлекает людей, особенно молодежь, которая вместе с ритмом - дерзким и жестким - приняла и чистый фольклор. Пусть с помощью электронного звука, сквозь него, но сумела же оценить красоту и неповторимость своей родной русской песни. И захотела петь сама, и участвовать в действе. А вслед за интересом к музыке, песне захотела узнать побольше и об обрядах, обычаях. Вот и святочные потешки из этого ряда. Коротко их время, да любо.