В воскресенье закончил свое турне по Чехии алтайский фольклорный ансамбль «АлтайКАЙ», давший концерты в Праге, Остраве, Кутной Горе и Младе Болеслави. Это был уже второй приезд алтайцев в Чехию в этом году. Выступления «АлтайКАЙ» входили в программу мероприятий Российского культурного сезона 2006.
Программа турне алтайской группы была очень насыщенной. «АлтайКАЙ» не только давал свои концерты, но и выступал вместе с моравским ансамблем «Градиштян», играющим на цимбалах. Кроме того, музыканты из «АлтайКАЙ» провели в Праге семинар по обучению основным техникам горлового пения, типичного для области Внутренней Азии. Урмат Ынтаев, художественный руководитель ансамбля, рассказывает, что для чехов «АлтайКАЙ» открыл этнолог Лудек Брож, который год прожил на Алтае, изучая язык и традиции коренного населения.
«Мы были знакомы давно, он жил у нас на Алтае, в моем селе Улаган. Лудек взял мои компакт-диски и предложил их чешским музыкантам. Им наша музыка очень понравилась».
- Во всех своих песнях вы используете технику горлового пения. На Алтае оно очень распространено?
«Да, у нас очень древнее горловое пение. Когда-то на Алтае находилась древняя энергетическая цивилизация, от нее нам осталось направление «кам» - шаманство, и «кайчи» - горловое пение».
- Этим искусством владеют только избранные?
«Так петь на Алтае может каждый третий. Порой даже смотришь, бизнесмены едут на машине и поют. Горловое пение у нас очень популярно».
- Вы рассказывали, что есть эпосы, которые могут исполняться несколько дней. А какой рекорд по продолжительности пения у «АлтайКАЙ»?
«Мы попытались установить 12-часовой рекорд для книги Гиннеса, но поскольку в одном месте сделали остановку на 5 секунд, то нам записали 4 часа 26 минут беспрерывного пения».
Один из музыкантов «АлтайКАЙ», Сарымай Урчимаев, удивил зрителей виртуозным подражанием природным звукам - пению птиц, ржанью лошадей, реву медведей. «Мы же живем среди природы, в горах. В детстве каждый у нас подражает птицам, зверям. Когда я вырос и стал интересоваться фольклором, то смог применить эти навыки. У нас каждый третий может такое».
Секреты горлового пения и другие музыкальные традиции у алтайцев передаются из поколения в поколение. Например, техника игры на «пальцевой флейте». Сарымай Урхимаев надувает щеки, засовывает в рот палец и... вот она, флейта.
25-09-2006 Ася Чеканова,