Голос Алтая

голос алтая


В марте в Москве прошли гастроли ансамбля АлтайКай. В зависимости от программы состав Алтай Кая доходит до шести человек. В этот раз в Москву приехал дуэтный проект ансамбля - Эмиль и Радмила Теркишевы с презентацией нового альбома Аттар . Концерты прошли в Клубе на Брестской , чайных клубах Ист и Матэ ; самая полная программа была продемонстрирована в Доме , а избранные песни - на кратком концерте в Белых Облаках ; завершилась гастрольная неделя АлтайКая концертом Под куполом Звездной Юрты в клубе Ротонда .
Программа, которую привезли музыканты в Москву, авторская - слова и музыку пишет Эмиль Теркишев. Эмиль - самый молодой музыкант Алтай Кая. Аттар в переводе значит конные скачки - традиционное, очень популярное на народных праздниках соревнование. Так называется одна из песен одноименного альбома: аккомпанемент топшура создает ритм конских копыт, голос певца передает стремительность скачек, напряжение всех сил, жажду победы... Песни Эмиля разнообразны по тематике, но каждая по-своему воспевает Алтай, любовь к Земле. Эмоциональность исполнения отличает Эмиля от других кайчы и позволяет слушателям, даже не понимающим язык, попасть в мир песен и воочию увидеть красоту гор и долин Алтая, услышать шум его бурных рек, проехаться на быстром скакуне.
Эмиль и Радмила владеют многими народными инструментами, каждый из которых обладает своим незабываемым голосом: у дьядаана (скифской арфы) в песне Эл Ойын задумчиво-пронзительная, в начале медлительная, но расходящаяся плавным кружащимся танцем мелодия; у икили, двухструнного смычкового инструмента звук немного хриповатый, и его мелодия словно напоминает о чем-то безвозвратно ушедшем; тунур (бубен) передает и громовые раскаты в горных ущельях, и эхо лошадиных копыт, стук которых воспроизводится на комусе (алтайском варгане) и на топшуре, сопровождающем большую часть песен. Этот струнный безладовый инструмент на Алтае почитается как сакральный, шаманский, его передают из поколения в поколение, не показывая посторонним, сохраняют, даже если никто в семье на нем не играет. В репертуаре АлтайКая есть песня, посвященная такому топшуру, изготовленному в 18 веке.
Алтайская фольклорная традиция немыслима без горлового пения - кая. На концертах были продемонстрированы стили каркыра, комей, тумчук каркыра, тумчук комей, сыгыт. Некоторые слушатели, привыкшие к использованию горлового пения как особого рода музыкального инструмента, дополнительного аккомпанемента, были удивлены, услышав непосредственное исполнение низким голосом текстов песен. В дуэте чистый женский голос, дополняющий мужское горловое пение, звучит особенно нежно, но самое удивительное сочетание получается при одновременном исполнении певцами партий в разных тональностях.
Эмиль Теркишев - Кайчы, народный сказитель, и традиционно в начале каждого выступления исполнялся отрывок из народного героического эпоса. Говорят, шаманы, когда исполняют эпос целиком (что может длиться несколько суток подряд) воочию видят жизнь легендарных героев, о которых повествуют, и все присутствующие при исполнении прикасаются к живому прошлому. Кто когда-либо видел поющего кайчы, не забудет его отрешенного лица, обращенного в бесконечность взгляда. Глаза Эмиля при пении закрыты, словно бы он видит в это момент родную землю, первозданная сила которой слышна в глубоких гулких обертонах кая, и каждый слушающий имеет возможность прикоснуться к этому источнику, открыть для себя и сохранить в сердце частицу древнего Алтая.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Федоров и Старостин приобщили молодежь к традициям

News image

Поводом собрать вместе уникальные коллективы, в своем творчестве не лубочно, но по-честному и серьезно исследующие глубины русского фольклора, стал ...

Чодураа Тумат дала первый сольный концерт

News image

Чодураа Тумат первой нарушила традиционный тувинский запрет на исполнение горлового пения женщинами, основав женский фольклорный коллектив «TyvaKyzy...

Выступления:

News image

«Шедевры русского многоголосия»

В программе: протяжные, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые песни и причитания разных областей России.

News image

Ансамбль Иван-Чай

Гусляр Роман Опричник и его центр ИВАН-ЧАЙ предлагает Вам ознакомиться со своим творчеством и рассмотреть возможность взаимовыгодного сотрудничест...

Интервью:

«ВеданЪ КолодЪ»: Играем представление о том, как могли

News image

Солистка славянской этно-группы «ВеданЪ КолодЪ» Татьяна Нарышкина рассказала о пятилетии группы, про европейские гастроли и о новом альбоме, которого, по-видимому, осталось ждать недолго.

Читать

Инструменты

Окарина

News image

Окарина - название произошло от итальянского Ocarina - гусенок . Ее форма обычно напоминает голову гуся. Окарина - род свистковой сосудообразной фл...

Жалейка

News image

Слово жалейка не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к...

Авторизация



Новые альбомы:

Башня Rowan – Ab Laternae . Дыхание концертов

News image

«Башня Rowan» – коллектив на самом деле спорный, стоящий особнячком на этнической сцене.

«Пелагея» - «Тропы»

News image

Покряхтывания перегруженных процессорами нойзовых гитар, традиционная ритм-секция и прозрачный чистый вокал самой голо...

«Мельница» - «Дикие травы»

News image

Сначала был концерт в «Олимпийском», после которого «Мельница» стали первыми русскими фолк-рокерами, покорившими главн...

«Волга» - «Remixed»

News image

Вообще-то странно было бы написать «альбом ремиксов на композиции группы Волга». Проект Волга сам являет собой донельз...