Голос Алтая

голос алтая


В марте в Москве прошли гастроли ансамбля АлтайКай. В зависимости от программы состав Алтай Кая доходит до шести человек. В этот раз в Москву приехал дуэтный проект ансамбля - Эмиль и Радмила Теркишевы с презентацией нового альбома Аттар . Концерты прошли в Клубе на Брестской , чайных клубах Ист и Матэ ; самая полная программа была продемонстрирована в Доме , а избранные песни - на кратком концерте в Белых Облаках ; завершилась гастрольная неделя АлтайКая концертом Под куполом Звездной Юрты в клубе Ротонда .
Программа, которую привезли музыканты в Москву, авторская - слова и музыку пишет Эмиль Теркишев. Эмиль - самый молодой музыкант Алтай Кая. Аттар в переводе значит конные скачки - традиционное, очень популярное на народных праздниках соревнование. Так называется одна из песен одноименного альбома: аккомпанемент топшура создает ритм конских копыт, голос певца передает стремительность скачек, напряжение всех сил, жажду победы... Песни Эмиля разнообразны по тематике, но каждая по-своему воспевает Алтай, любовь к Земле. Эмоциональность исполнения отличает Эмиля от других кайчы и позволяет слушателям, даже не понимающим язык, попасть в мир песен и воочию увидеть красоту гор и долин Алтая, услышать шум его бурных рек, проехаться на быстром скакуне.
Эмиль и Радмила владеют многими народными инструментами, каждый из которых обладает своим незабываемым голосом: у дьядаана (скифской арфы) в песне Эл Ойын задумчиво-пронзительная, в начале медлительная, но расходящаяся плавным кружащимся танцем мелодия; у икили, двухструнного смычкового инструмента звук немного хриповатый, и его мелодия словно напоминает о чем-то безвозвратно ушедшем; тунур (бубен) передает и громовые раскаты в горных ущельях, и эхо лошадиных копыт, стук которых воспроизводится на комусе (алтайском варгане) и на топшуре, сопровождающем большую часть песен. Этот струнный безладовый инструмент на Алтае почитается как сакральный, шаманский, его передают из поколения в поколение, не показывая посторонним, сохраняют, даже если никто в семье на нем не играет. В репертуаре АлтайКая есть песня, посвященная такому топшуру, изготовленному в 18 веке.
Алтайская фольклорная традиция немыслима без горлового пения - кая. На концертах были продемонстрированы стили каркыра, комей, тумчук каркыра, тумчук комей, сыгыт. Некоторые слушатели, привыкшие к использованию горлового пения как особого рода музыкального инструмента, дополнительного аккомпанемента, были удивлены, услышав непосредственное исполнение низким голосом текстов песен. В дуэте чистый женский голос, дополняющий мужское горловое пение, звучит особенно нежно, но самое удивительное сочетание получается при одновременном исполнении певцами партий в разных тональностях.
Эмиль Теркишев - Кайчы, народный сказитель, и традиционно в начале каждого выступления исполнялся отрывок из народного героического эпоса. Говорят, шаманы, когда исполняют эпос целиком (что может длиться несколько суток подряд) воочию видят жизнь легендарных героев, о которых повествуют, и все присутствующие при исполнении прикасаются к живому прошлому. Кто когда-либо видел поющего кайчы, не забудет его отрешенного лица, обращенного в бесконечность взгляда. Глаза Эмиля при пении закрыты, словно бы он видит в это момент родную землю, первозданная сила которой слышна в глубоких гулких обертонах кая, и каждый слушающий имеет возможность прикоснуться к этому источнику, открыть для себя и сохранить в сердце частицу древнего Алтая.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

«Троица» готовит новый альбом

News image

Впервые за всю историю существования мировой звезды world-music белорусской группы «Троица» она выступила с сольным концертом в Витебске, где ее лид...

Праздник Ивана Купалы отметили сразу двумя этно-фестива

News image

С наступлением лета пришла пора опен-эйров под открытым небом. В минувшие выходные в Москве прошли сразу два этно-фестиваля – «Иван Купала» в ЦПКиО ...

Выступления:

News image

«Шедевры русского многоголосия»

В программе: протяжные, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые песни и причитания разных областей России. Женский фольклорный ансамбль «Наро...

News image

Скоморохи

Ансамбль Скоморохи - лауреат премии Ленинградского комсомола (1984), Дипломант XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985), Дип...

Интервью:

Андрей Клюкин: «Рок должен держаться корней»

News image

У русского рока есть три проблемы: отсутствие подачи, отсутствие продюсеров и отсутствие корней. Андрей Клюкин исчез из эфиров внезапно. Еще год назад он вел программу «Воздух» на «Нашем радио» –...

Читать

Инструменты

Свирель

News image

Свирель - русский инструмент типа продольной флеты. Упоминаение о флейтах находят еще в древнегреческих мифах и легендах. Такой тип инструментов сущ...

Варган

News image

Варган (от лат. organum - музыкальный инструмент) - один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший с...

Авторизация



Новые альбомы:

«Olchey» - «Chants of Nature»

News image

Проект «Olchey» в альбоме «Chants of Nature» представляет тувинское горловое пение в современной обработке. Тувинская ...

«Славяне. Выпуск второй»: язычество и традиции

News image

Компиляция песен для сборника под названием «Славяне» - задача изначально непростая. Славянские народы разошлись меж с...

«ТоТо-ОноТо» - «Искорки»

News image

Экс-солист группы «Глупый белый» Егор Львов и ди-джей LONGLI выпустили в высшей степени странный альбом «Искорки». Изм...

«Reelroadъ» - «Гуляю, гуляю»

News image

Русско-кельтский оркестр «Reelroadъ» окончательно, кажется, обрусился. Помнится, первый альбом группы почти целиком со...