Голос Алтая

голос алтая


В марте в Москве прошли гастроли ансамбля АлтайКай. В зависимости от программы состав Алтай Кая доходит до шести человек. В этот раз в Москву приехал дуэтный проект ансамбля - Эмиль и Радмила Теркишевы с презентацией нового альбома Аттар . Концерты прошли в Клубе на Брестской , чайных клубах Ист и Матэ ; самая полная программа была продемонстрирована в Доме , а избранные песни - на кратком концерте в Белых Облаках ; завершилась гастрольная неделя АлтайКая концертом Под куполом Звездной Юрты в клубе Ротонда .
Программа, которую привезли музыканты в Москву, авторская - слова и музыку пишет Эмиль Теркишев. Эмиль - самый молодой музыкант Алтай Кая. Аттар в переводе значит конные скачки - традиционное, очень популярное на народных праздниках соревнование. Так называется одна из песен одноименного альбома: аккомпанемент топшура создает ритм конских копыт, голос певца передает стремительность скачек, напряжение всех сил, жажду победы... Песни Эмиля разнообразны по тематике, но каждая по-своему воспевает Алтай, любовь к Земле. Эмоциональность исполнения отличает Эмиля от других кайчы и позволяет слушателям, даже не понимающим язык, попасть в мир песен и воочию увидеть красоту гор и долин Алтая, услышать шум его бурных рек, проехаться на быстром скакуне.
Эмиль и Радмила владеют многими народными инструментами, каждый из которых обладает своим незабываемым голосом: у дьядаана (скифской арфы) в песне Эл Ойын задумчиво-пронзительная, в начале медлительная, но расходящаяся плавным кружащимся танцем мелодия; у икили, двухструнного смычкового инструмента звук немного хриповатый, и его мелодия словно напоминает о чем-то безвозвратно ушедшем; тунур (бубен) передает и громовые раскаты в горных ущельях, и эхо лошадиных копыт, стук которых воспроизводится на комусе (алтайском варгане) и на топшуре, сопровождающем большую часть песен. Этот струнный безладовый инструмент на Алтае почитается как сакральный, шаманский, его передают из поколения в поколение, не показывая посторонним, сохраняют, даже если никто в семье на нем не играет. В репертуаре АлтайКая есть песня, посвященная такому топшуру, изготовленному в 18 веке.
Алтайская фольклорная традиция немыслима без горлового пения - кая. На концертах были продемонстрированы стили каркыра, комей, тумчук каркыра, тумчук комей, сыгыт. Некоторые слушатели, привыкшие к использованию горлового пения как особого рода музыкального инструмента, дополнительного аккомпанемента, были удивлены, услышав непосредственное исполнение низким голосом текстов песен. В дуэте чистый женский голос, дополняющий мужское горловое пение, звучит особенно нежно, но самое удивительное сочетание получается при одновременном исполнении певцами партий в разных тональностях.
Эмиль Теркишев - Кайчы, народный сказитель, и традиционно в начале каждого выступления исполнялся отрывок из народного героического эпоса. Говорят, шаманы, когда исполняют эпос целиком (что может длиться несколько суток подряд) воочию видят жизнь легендарных героев, о которых повествуют, и все присутствующие при исполнении прикасаются к живому прошлому. Кто когда-либо видел поющего кайчы, не забудет его отрешенного лица, обращенного в бесконечность взгляда. Глаза Эмиля при пении закрыты, словно бы он видит в это момент родную землю, первозданная сила которой слышна в глубоких гулких обертонах кая, и каждый слушающий имеет возможность прикоснуться к этому источнику, открыть для себя и сохранить в сердце частицу древнего Алтая.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

«Пустые Холмы» как художественный процесс

News image

Фестиваль, аналогов которому в России нет, продолжает реализовывать свободу творчества для каждого. На живописно изогнутых берегах реки Пополта н...

Нино Катамадзе показала песни из будущего альбома «Red»

News image

8, 9 и 11 декабря 2009 года Нино Катамадзе дала сольные концерты во МХАТе им. Горького, в которых ей аккомпанировали коллектив «Insight» и камерный ...

Выступления:

News image

Скоморохи

Ансамбль Скоморохи - лауреат премии Ленинградского комсомола (1984), Дипломант XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985), Дип...

News image

Государственный академический русский концертный оркест

В России издавна существовали ансамбли народных инструментов – гусляров, гудошников, лирников. В 70-х годах прошлого века европейскую известность по...

Интервью:

Рада: Новая моя кошачья жизнь…

News image

«Рада и терновник» 8 апреля сыграет в обновленном составе в клубе «Гоголь», а перед этим Радислава Анчевская (она же просто Рада) рассказала NEWSmusic.ru, к чему эти смены составов и какое отношение...

Читать

Инструменты

Кугиклы

News image

Кугиклы (кувиклы) - русская разновидность многоствольчатой флейты, известной науке под названием флейта Пана . Инструмент этот распространён в разн...

Варган

News image

Варган (от лат. organum - музыкальный инструмент) - один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший с...

Авторизация



Новые альбомы:

Надежда Бабкина: На фиг мне петь песни, написанные на потре

News image

На фестивале «Славянский базар» Надежда Бабкина порадовала не только своими сольными номерами, но и дуэтом с лауреатом...

Le Turkus-Kai – «Sundown on Santorini»

News image

Под загадочным именем Le Turkus скрывается гитарист Иосиф Левитис, весьма примечательная фигура. Получив в Америке отм...

«Кызыл-Москва 2004». Освежаем воспоминания

News image

Только что отгремел фестиваль «Кызыл-Москва 2005», а у почитателей тувинского горлового пения появилась возможность по...

Пелагея – «Тропы»

News image

Альбома Пелагеи все нет, его запись идет самым бурным образом. А пока выпущен сингл из четырех песен, предвестник буду...