Голос Алтая

голос алтая


В марте в Москве прошли гастроли ансамбля АлтайКай. В зависимости от программы состав Алтай Кая доходит до шести человек. В этот раз в Москву приехал дуэтный проект ансамбля - Эмиль и Радмила Теркишевы с презентацией нового альбома Аттар . Концерты прошли в Клубе на Брестской , чайных клубах Ист и Матэ ; самая полная программа была продемонстрирована в Доме , а избранные песни - на кратком концерте в Белых Облаках ; завершилась гастрольная неделя АлтайКая концертом Под куполом Звездной Юрты в клубе Ротонда .
Программа, которую привезли музыканты в Москву, авторская - слова и музыку пишет Эмиль Теркишев. Эмиль - самый молодой музыкант Алтай Кая. Аттар в переводе значит конные скачки - традиционное, очень популярное на народных праздниках соревнование. Так называется одна из песен одноименного альбома: аккомпанемент топшура создает ритм конских копыт, голос певца передает стремительность скачек, напряжение всех сил, жажду победы... Песни Эмиля разнообразны по тематике, но каждая по-своему воспевает Алтай, любовь к Земле. Эмоциональность исполнения отличает Эмиля от других кайчы и позволяет слушателям, даже не понимающим язык, попасть в мир песен и воочию увидеть красоту гор и долин Алтая, услышать шум его бурных рек, проехаться на быстром скакуне.
Эмиль и Радмила владеют многими народными инструментами, каждый из которых обладает своим незабываемым голосом: у дьядаана (скифской арфы) в песне Эл Ойын задумчиво-пронзительная, в начале медлительная, но расходящаяся плавным кружащимся танцем мелодия; у икили, двухструнного смычкового инструмента звук немного хриповатый, и его мелодия словно напоминает о чем-то безвозвратно ушедшем; тунур (бубен) передает и громовые раскаты в горных ущельях, и эхо лошадиных копыт, стук которых воспроизводится на комусе (алтайском варгане) и на топшуре, сопровождающем большую часть песен. Этот струнный безладовый инструмент на Алтае почитается как сакральный, шаманский, его передают из поколения в поколение, не показывая посторонним, сохраняют, даже если никто в семье на нем не играет. В репертуаре АлтайКая есть песня, посвященная такому топшуру, изготовленному в 18 веке.
Алтайская фольклорная традиция немыслима без горлового пения - кая. На концертах были продемонстрированы стили каркыра, комей, тумчук каркыра, тумчук комей, сыгыт. Некоторые слушатели, привыкшие к использованию горлового пения как особого рода музыкального инструмента, дополнительного аккомпанемента, были удивлены, услышав непосредственное исполнение низким голосом текстов песен. В дуэте чистый женский голос, дополняющий мужское горловое пение, звучит особенно нежно, но самое удивительное сочетание получается при одновременном исполнении певцами партий в разных тональностях.
Эмиль Теркишев - Кайчы, народный сказитель, и традиционно в начале каждого выступления исполнялся отрывок из народного героического эпоса. Говорят, шаманы, когда исполняют эпос целиком (что может длиться несколько суток подряд) воочию видят жизнь легендарных героев, о которых повествуют, и все присутствующие при исполнении прикасаются к живому прошлому. Кто когда-либо видел поющего кайчы, не забудет его отрешенного лица, обращенного в бесконечность взгляда. Глаза Эмиля при пении закрыты, словно бы он видит в это момент родную землю, первозданная сила которой слышна в глубоких гулких обертонах кая, и каждый слушающий имеет возможность прикоснуться к этому источнику, открыть для себя и сохранить в сердце частицу древнего Алтая.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Пелагея представила новый альбом, который нельзя купить

News image

25 апреля 2009 года состоялся уже третий концерт группы «Пелагея» в столичном клубе «Б1-Maximum».

Нино Катамадзе показала песни из будущего альбома «Red»

News image

8, 9 и 11 декабря 2009 года Нино Катамадзе дала сольные концерты во МХАТе им. Горького, в которых ей аккомпанировали коллектив «Insight» и камерный ...

Выступления:

News image

Концертное объединение Уральский хор

В начале октября 2003 произошло одно из важнейших событий культурной жизни Свердловской области.

News image

Великорусский оркестр В.В.Андреева

20 марта 1888 - день рождения первого в России оркестра русских народных инструментов. В этот день в Санкт-Петербурге в зале Городского Кредитного ...

Интервью:

Надежда Бабкина (ч.1): Кто сказал, что это правильно, а

News image

Надежда Бабкина как-то незаметно подобралась к круглой дате. «Мне 60..

Читать

Инструменты

Домра

News image

Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент. Этимологические разыскания в родственных славянских языках показывают, что термин домра не...

Рожок

News image

Первые письменные свидетельства о рожке появляются только во второй половине XVIII в. в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина и Гасри....

Авторизация



Новые альбомы:

Из истории рингтонов

News image

На данный момент рингтоны способны похвастаться своей весьма длительной историей.

«Медвежий угол» - «Степи среди»

News image

Казанская фолк-рок-группа «Медвежий угол» попала в поле зрения Дмитрия Ревякина еще в 1997 году, когда она играла вмес...

Группа «Пелагея» - «Девушкины Песни»

News image

Для одной из лучших вокалисток нашей эстрады этот диск, как ни странно, - первый полноценный альбом от начала карьеры....

Варвара – Выше Любви

News image

Варвара уже не первый год существует в нашем шоу-бизнесе в автономном режиме.