В первый момент испытываешь смешенные чувства: в программе анонсировано выступление полного ансамбля Алтай Кай, на картинке изображено пятеро мужчин в расцвете лет будто прямо сейчас спустившихся к нам с гор, поющих ни на что не похожими голосами. А на сцене видишь дуэт: мужчина и женщина в традиционных одеждах с загадочными инструментами, поют мелодичные и стремительные, как бег лошади, песни. Но позже все объясняется: ансамбль готовил новую программу, не успел согласовать ее с организаторами концерта, и был дан другой анонс. Нехорошо, конечно, на Западе так не делают, но у музыкантов другой менталитет. Аудитория разделилась на две части: те, кто пришел на заявленный состав и на его традиционное звучание, были разочарованы, но тем, кто пришел слушать Музыку, очень понравилось.
Привыкнув к составу, еще больше удивляешься самому выступлению: в Москве, где почти каждую неделю проходят этнические концерты, приезжают знаменитые музыканты и традиционные певцы, владеющими всеми стилями горлового пения , выступает алтайский дуэт, не стремящийся удивлять экзотикой - и этим удивляя! На концертах звучали песни мелодичные, ровные, стремительные, красивые в своем минимализме: струнный инструмент топшур, одна палка два струна , как язвительно отзывались в начале концерта, за счет кожаной верхней деки и искусства исполнения, передает очень богатую палитру звуков, чувств, отношений. Солист не просто владеет всеми стилями , но владеет ими мастерски, легко меняя по ходу песни; ритмика плотно идущего потока слов сочетается с ритмикой аккомпанемента, в которой слышится стук копыт коня - то ровная поступь, то бешенная скачка.
Гордо выпрямленный силуэт певца во время исполнения фрагмента героического эпоса своего народа как бы сам, без понимания слов говорил о величии и силе, и интонация, манера, уверенная игра, сильно укрепляли это ощущение. Певец слегка раскачивается в такт спокойных, неторопливых песен, создает ощущение трансовой причастности к происходящему. Особенно ярко это проявлялось на выступлениях в чайных клубах Ист и Матэ , где музыканты пели без микрофонов, и сама атмосфера располагала к медитативно-созерцательному познанию мира. В Ротонде был напротив исполнен большой отрывок героического эпоса. Это был единственный клуб, где музыканты играли на бис : плотная программа (более часа) многим понравилась. (К слову сказать, многие традиционные коллективы исполняют программу по 30-40, а то и 20 минут). Под конец гастролей музыканты сыграли блюзовый джем в клубе BBKing к немалому обоюдному удовольствию ансамбля и московских блюзмэнов: оказывается, большинство традиционных песен можно положить на блюз и получается очень интересно, эмоционально, красиво. В отличие от первых, еще несколько сырых экспериментов в области слияния современных ритмов и традиционного фольклора: попытка спеть под электронную фонограмму в Доме вызвала улыбку даже у самых сильных поклонников этого стиля.