Несколько, лет назад «Огонек» (№ 42, 1972 г.) рассказывал о белорусском ансамбле «Песняры». В этом году ему исполняется десять лет. На первый взгляд юбилей не очень большой, возраст, как говорится, «детский». Но для вокально-инструментального ансамбля этот возраст весьма значителен, особенно если учесть, какое огромное количество ВИА появилось за это время и как много их исчезло с эстрады и из памяти зрителей... «Песняры» — один из немногих «старожилов». Недаром наши читатели хотят еще раз встретиться с «Песнярами» на страницах «Огонька», поговорить о путях развития популярного сейчас музыкального жанра эстрады, «выведать» секрет их долголетия... Наш корреспондент Н. АЛЕКСЕЕВА встретилась с руководителем «Песняров», заслуженным артистом БССР Владимиром МУЛЯВИНЫМ.
— Владимир Георгиевич, в последнее время и критики, и композиторы, и музыканты наконец обратили свои взоры к вокально-инструментальным ансамблям. Стало ясно, несмотря на предсказания скептиков, что ВИА суждена долгая жизнь. А раз так, то деятелям искусства и культуры, широкой музыкальной общественности надо (и давно пора!) заботиться о повышении мастерства таких коллективов; о том, чтобы самый массовый среди молодежи жанр воспитывал ее вкусы на лучших достижениях и традициях советского искусства.
— Да, наверное, для многих ВИА наступают новые времена. Но жалко, что «детство» этого жанра проходило по большей части беспризорно. Некому было сразу направить тот или иной, только что родившийся «гитарно-ударный» коллектив в нужное русло, подсказать, помочь. И вот результаты — не самые благополучные: многие ВИА, музыкальные детища своего времени, сильно задерживаются в развитии. Подражая друг другу, они перепевают форсированными голосами одни и те же крикливые песенки. Я часто не могу отличить один коллектив от другого. Но более всего режет слух небрежное отношение к родному языку. Подчас создается впечатление, что поют иностранцы с сильным английским акцентом. Страшная вещь!..
— Вы называете это явление «затянувшимся детством», а причины самые разные: отсутствие внимание и заинтересованности со стороны концертных организаций, недостаток квалифицированных кадров для ВИА, в том числе и художественных руководителей; и нехватка хорошей музыкальной аппаратуры и так далее. Ну а в том редком, как, например, ваш, случае, когда сравнительно быстро удалось обрести и соединить все компоненты, необходимые для нормальной работы творческого коллектива,— каковы же были этапы роста, «взросления»? И куда сейчас идут «Песняры»?..
— Можно понять «взрослеть» как «стареть», а это не.для нас! «Зреть» — вот это, пожалуй, мне нравится больше. Но, честно говоря, вы задали нелегкий вопрос: мы сами-то не задумывались над этим как следует, не подводили итогов. Мы просто стремились не останавливаться. Не повторяться.
— Очевидно, слушатели тоже играли здесь какую-то роль? Их запросы со временем возрастают, меняются. Хотите вы или нет, но вам ведь надо ориентироваться на них, считаться с ними?
— Конечно! Но в то же время была опасность пойти на поводу у определенной части публики, которая ждет только легкого развлечения. А это не дело!.. Что же касается серьезного, взыскательного слушателя, то он не всегда точно знает, чего хочет. Но всегда ждет от нас нового. Вот в этом мы стараемся, как вы сказали, «ориентироваться» на слушателя. Мы не пытаемся быть сверхоригинальными. Но стараемся делать то, чего нет в других коллективах — и в аранжировке, и в мелодике, и в вокальных партиях. Никого не имитировать, оставаться самими собой — наша первая заповедь.
— И все-таки, хотя вы для себя еще не подвели творческих итогов, нам, слушателям, заметна вполне определенная тенденция на вашем пути к зрелости: постепенное усложнение и укрупнение музыкальных форм, нередко обретающих и симфоническое, и оперное звучание. Как, к примеру, ваша большая работа «Песня о доле». Или последняя — целое концертное отделение — композиция «Гусляр» на музыку Игоря Лученка, в литературную основу которой легла поэма Янки Купалы «Курган»...
— Для нас было бы проще простого петь по сию пору только песни и ни о чем другом не думать. Но... Не то, чтобы мы стали задыхаться в «малых» формах,— просто ансамбль созрел для большой, масштабной работы. Мы никогда не шли по пути бездумного увеселения публики. Вы знаете нас очень давно и заметили, наверное, что просто веселых песенок у нас было очень мало. Большая часть — балладные произведения. В них надо было вложить труд каждого участника ансамбля.
Но как бы новы и сложны ни оказались наши следующие программы, мы неизменно останемся верны народной мелодике. Популяризация языка, песни народной — это и есть идея ансамбля. Ради нее мы собрались, ради нее существуем. В ближайшей своей программе хотим показать настоящую обрядовую песню, белорусские народные праздники. И это будет не просто набор песен, а театрализованный концерт,— с костюмами и текстом. При этом необходимо избегать другой крайности. Некоторые ВИА, увлекаясь поиском новых форм, превращаются чуть ли не в целый театр... На эстраде уже не определенный вокально-инструментальный ансамбль, а театральная труппа с совершенно другими, другого рода задачами и исполнителями.
В принципе мы за театрализованность программы. Но в основе все-таки должен оставаться ВИА. Ведь люди приходят слушать именно «песняров» — Борткевича, Кашепарова...
— Но по сравнению с началом количество участников ансамбля сильно увеличилось: сейчас у вас четырнадцать человек...
— Это связано с усложнением инструментовки новых работ. И еще с тем, что мы выступаем с большими сольными концертами. Слушать три часа одного и того же певца все-таки тяжело. Или же певец должен быть прекрасным актером, мастером. У нас другие задачи. Мы прежде всего музыканты. А у меня новые ребята еще и хорошо поют, так что мы можем варьировать, разнообразить подачу песни.
— Насколько я знаю, у вас нет трудностей с репертуаром народных песен. В Белоруссии собрана и издана целая антология. К сожалению, в России таких сборников русских песен не найдешь... Но, кроме народных, вы, естественно, включаете в свою программу и произведения нынешних композиторов, сочиняете сами. Наверняка тут вам нелегко? Ведь «Песняры», пропагандирующие народные шедевры, должны с особой осторожностью и требовательностью подходить к отбору современных музыкальных произведений?
— Вы правы. Счастлив тот ансамбль, который связан с композиторами, учитывающими индивидуальность коллектива. Нам и тут повезло: многолетнее сотрудничество с Лученком рождает именно наши песни — выстраданные, выношенные вместе...
К сожалению, некоторые композиторы, начавшие работать для ВИА, порой ориентируются только на ожидаемую слушателями развлекательность. Появляется масса похожих друг на друга песен в репертуаре ВИА: нечто «среднеарифметическое», без учета художественной специфики конкретного ансамбля. Получается, будто исполнители поют на одну мелодию, только подставляя другие слова. (Правда, и слова-то поражают иногда похожестью, а то и отсутствием смысла.) Нередко по этой причине участники ансамбля пытаются сами сочинять музыку. Но ведь они не всегда обладают необходимым композиторским мастерством. А кроме того, забывают: не все, что сочинишь сам — даже если получилось очень здорово и рождено не из-за отсутствия репертуара, а по вдохновению,— подходит именно твоему ансамблю...
Сам я пишу много песен. Но почти все они лежат. Не подходят к нашему стилю! Когда на сцене поешь не ту песню, то чувствуешь себя так — и во многом благодаря реакции слушателей,—словно надел не свой костюм... К нам пришли сейчас ребята из консерватории, очень способные, сочиняют музыку; и я очень этому рад, потому что больше всего на свете боюсь повториться, ведь раньше писать и аранжировать музыку приходилось одному. Сейчас моя задача — развить именно их своеобразие, их индивидуальности, но — струе «Песняров»; пока многое из того, что они сочиняют, еще не наше...
— В почте «Огонька» нам встретились письма,_ где читатели выражали некоторое беспокойство по поводу нынешнего вашего положения. Например, Е. Черноколова из Севастополя пишет: «...Был заключительный вечер «Песня-78», а ансамбля «Песняры» там почему-то не было. Всегда были, а в этот раз не было... у нас в Севастополе легче достать новый диск «Бонн М», чем одну новую песню (в записи) «Песняров»... Такое впечатление, что ансамбль уже не выступает...» Возможно, отсутствие ваших последних пластинок в Севастополе объясняется вашей же популярностью. А вот что касается телевидения, то, по-моему, вы действительно стали реже появляться на голубых экранах.
— Мы ведь все время на гастролях. Дома-то почти не бываем, не то что в студии Останкино! Даже новые вещи репетируем в поездках, нередко по ночам после концерта...
Но причина не только в этом. Мы, признаться, такие «актеры», которые плохо работают под фонограмму, что приходится делать на телевидении. И тут мы выступаем хуже обычного, скованнее да и смотримся неинтересно. Мы привыкли непосредственно видеть, чувствовать слушателей. Повторяю, мы в большей степени музыканты, чем актеры.
— ВИА по-прежнему возникают, как грибы после дождя. Как вы считаете, с чем все-таки должен выходить новый ансамбль к слушателю, о чем думать прежде всего?
— У каждого ансамбля, помимо профессионального мастерства, непременно должна быть своя идейно-творческая платформа: она и поможет найти форму, определиться в стремительном музыкально-эстрадном потоке. Надо искать свой путь! Возможности ВИА далеко не исчерпаны. Мы убедились в этом на примере лучших коллективов, сумевших найти гармоничное сочетание элементов джаза и рока, языка современной эстрады с оперными классическими формами, сумевших театрализовать исполнение песен. С радостью отмечу, что народная, фольклорная музыка привлекает сейчас все большее внимание ансамблей.
— Ваш коллектив внес сюда немалый вклад.
— Хочется верить...
— Обычно во время встреч со зрителями вы выслушиваете их многочисленные замечания и пожелания. Интересно, что бы вы, в свою очередь, хотели пожелать слушателям?
— Только одного: быть к нам требовательными. Я не рисуюсь. Трудный успех ведет к поиску и, значит, продлевает жизнь вокально-инструментального ансамбля.