Их одиннадцать: Владимир МУЛЯВИН (руководитель ансамбля, режиссер, композитор, гитарист, солист-вокалист, заслуженный артист БССР); Владислав МИСЕВИЧ (саксофон, флейта, дудочка); Леонид ТЫШКО (бас-гитара); Владимир НИКОЛАЕВ (орган, тромбон); Анатолий ГИЛЕВИЧ (рояль); Чеслав-Виктор ПОПЛАВСКИИ (скрипка); Александр ДЕМЕШКО (ударник); Леонид БОРТКЕВИЧ (солист-вокалист); Анатолий КАШЕПАРОВ (солист-вокалист); Валерий ЯШКИН (лира) и пришедший совсем недавно в ансамбль солист-вокалист Юрий ДЕНИСОВ.
Их приглашают участвовать в спектаклях. Их снимают в кино. Их хвалят. Их предостерегают: не слишком ли много выступлений...
— Популярность пришла к вам после того, как в 1970 году . вы стали лауреатами IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады. А что было до этого?
В. Мулявин: Дата рождения ансамбля—сентябрь 1969 года. Началось все с армейской самодеятельности: большинство будущих «песняров» выходило на сцену в армии... К первому концерту готовились долго и тщательно. Прошел концерт успешно, и это ободрило нас.
— Основой своего репертуара вы сделали народную песню. Что определило ваш выбор?
В. Яшкин: Народную песню мы облюбовали не случайно. Почти все «песняры» играют на народных инструментах. Демешко — на цимбалах, Тышко — на домре, Мисевич — на кларнете. Кашепаров, которого все знают как солиста, баянист. Я тоже баянист... Так что в ансамбле собрались люди, знающие и, что особенно важно, любящие народное музыкальное творчество.
A. Демешко: Я родом из деревни. С детства полюбил ее песни. Они — мои. Народные песни чудесны. Иные почти не требуют обработки.
— «Купалинка», «Как я ехал к ней», «А в поле верба», «В земле наши корни», «Косил Ясь конюшину» и многие другие песни, спетые вами, получили вторую жизнь. Как вам удается подчеркнуть их прелесть, совместить развлекательность с серьезным отношением к ним?
B. Мулявин (сердито, словно развлекательность — синоним пошлости): Мы не развлекаем. Наша цель — заставить думать над тем, о чем поется, полюбить то, что достойно любви. А народная песня достойна признания, и мы по-своему служим ей. Сегодня, будем откровенны, зритель, особенно молодежь, не очень тянется на концерты хора народной песни. Между тем в музыкальном фольклоре — мудрость человеческая, которая прошла испытание временем. Это классика. Она не стареет. Задача не в том, чтобы скопировать созданное народом и, предложив зрителю, воскликнуть: «Не забывайте своих корней!» Не кокетства ради взялись мы за народную песню. Прекрасно сознаю, что трогательно-сентиментальный репертуар может легко обеспечить аплодисменты зрителей. Но нам дешевые овации не нужны. Наша цель глубже. Мы стараемся постичь мудрость и прелесть, обеспечившие народной песне долголетие. То жизнестойкое зерно, пробившееся к нам сквозь годы, должно в ней остаться. От этого зерна мы и отталкиваемся при ее обработке.
A. Гилевич: Мы ищем пути показа песни с эстрады, пытаясь сохранить ее суть, ее душу. Уверены, что показывать ее надо современными средствами, современными инструментами. Они ближе зрителю, они, как несущая волна, которая, если уметь ею пользоваться, помогает достичь желанного берега.
— В свое время у вас было немало советчиков, призывающих не трогать народную песню, не играть с ней...
B. Мулявин: Подобные советы я считаю снобизмом. Любовь, если она есть, должна стремиться продлить жизнь любимому существу. Нам хотелось и хочется показать народную песню тем, кто не подозревает сегодня о богатствах белорусского музыкального фольклора. Но прежде чем показать, надо найти. И мы ищем. Два года назад вместе с композитором Игорем Лученком ансамбль побывал в фольклорной экспедиции. Особенно много мелодии записали на Полесье. Поразительно живуче песенное творчество в народе.
А. Кашепаров: Это была замечательная поездка. Мы ходили по домам и просили спеть нам. И люди пели. Мать поет, потом дочь... Словно песня по наследству передается. И нередко с таким чувством, с такой внутренней силой пели уставшие — дело было в пору уборки урожая — женщины и мужчины, что прошибало до слез.
— В свой репертуар вы включили «Хатынь», «Балладу о четырех заложниках», «Аве Марию», другие политические песни. Они звучат рядом с народными. Чем объяснить такое соседство?
В. Мисевич: Политическая песня своей общечеловеческой проблематикой, горячим откликом на злобу дня близка каждому и этим сродни, мне кажется, народной. Она несет высокие мысли, прославляет высокие идеалы и потому органично вошла в наш репертуар. Нужно только, чтобы тексты не били «в лоб», нужна настоящая поэзия.
— «Песняры» держатся на сцене очень естественно. Как вы режиссируете свои концерты? Как к ним готовитесь?
В. Мулявин: У нас нет режиссуры как таковой. Может быть, это и есть своеобразный режиссерский прием… Едем в автобусе и нередко слушаем то, что только что пели (кто-то берет с собой магнитофон), обсуждаем. На репетициях я даю полную свободу творчеству ребят. Репетиция для нас — это поиск, эксперимент. Поиск новых форм выступлений, свежих музыкальных интонаций...
А. Демешко: Мне нравится та строгая взыскательность, с которой ребята оценивают свою работу. Недовольны мы каким-либо переходом, ритмом — песня на сцену не идет. Даже если репетировали до этого не день и не два. А наши репетиции длятся по двенадцать — четырнадцать часов... Далеко не все из того, что репетируется, слышит зритель. И еще у нас правило: не исполнять песен, хоть раз спетых другими...
Л. Борткевич: Когда Володя Мулявин пригласил меня в ансамбль, я довольно скоро ощутил, насколько дружны ребята, как преданы музыке, песне.... Мы поем и в этот момент живем песней. Это чувство объединяет нас и, мне кажется, рождает ответное чувство у зрителя. Иногда в начале концерта, посмотрев в зал, видишь просто любопытные глаза: человек пришел посмотреть на модный ансамбль. А потом этот «любопытный» забывает о своем настроении и начинает понимать, ради чего мы вышли на сцену.
— Вы побывали во многих уголках страны, за рубежом — в Польше, Чехословакии, ГДР, Швейцарии, ФРГ... Всюду признание, успех...
В. Мулявин: Да, мы не можем пожаловаться на равнодушие любителей эстрады. Но хочется иметь свою аудиторию, своего зрителя. Не того, кого интересует автограф «Песняров», а того, который думал бы вместе с нами. Поэтому мы решили: не иметь «прохладных» выступлений, на любой сцене выкладываться до конца.
Цель наших поисков — добиться того, чтобы каждое наше выступление было в высшей степени современным, нужным, волнующим мысль и душу. Думаем ввести новые инструменты. Дома у меня лежат гусли, дудка, рожки. Им еще предстоит дебютировать в ансамбле. Много думаю я сейчас о свете, пытаюсь постичь его законы и возможности. Световыми эффектами пользуются многие. Есть они и у нас — в той же «Аве Марии», «Реченьке». Они подчеркивают некоторые интонации песни, усиливают их. Но это все, что мы берем от цвета. А хочется сделать его своим союзником. Есть определенный цвет у каждого звука. Какой присущ белорусской народной песне? Луч света — богатейшая палитра, и что из нее нужно нам, мы пока по-настоящему не знаем.
В. Яшкин: Кажется, перестань мы искать — исчезнут «Песняры». Рождение нового порой случайно. И все же закономерно. Скажем, пригласили нас в фильм «Мировой парень» — родилась песня «Березовый сок». Случайность? Отчасти. Но пригласили почему-то именно нас, и, хочется думать, не случайно.
Я не мыслю себя без «Песняров». От них ушел в аспирантуру режиссерского отделения ГИТИСа. Не мог дождаться, когда вернусь... Сейчас мы задумали большое полотно — одноактную оперу в семи картинах. Либретто по ранней лирике нашего главного песняра — Янки Купалы. Музыку пишет Мулявин. Боимся загадывать, но видится все до мизансцены. В общем, будем искать, экспериментировать...