Главная - Ансамбль Песняры - Владислав Мисевич: «Я НИ О ЧЕМ НЕ ЖАЛЕЮ»



Владислав Мисевич: «Я НИ О ЧЕМ НЕ ЖАЛЕЮ»

владислав мисевич: «я ни о чем не жалею»

Владислава Мисевича мы пригласили в редакцию на следующий день после похорон его старого друга. Думали поговорить о том, как родились «Песняры», как продолжает традиции их «клон» - «Белорусские песняры» Мисевича. Тревожить же тему закулисной жизни ансамбля, а тем более обсуждать причины трагического раскола не планировали вовсе. Все вышло само собой...

- Умер ваш друг, и все вдруг стали кивать на его национальность: вот русский, а какой умница, фольклор белорусский по крупицам воссоздавал, языку Купалы обучился. Рисуют из гениального музыканта лубочного героя, иллюстрацию на тему вечного братства в рамках эфемерного союзного государства. Вас это не коробит?

- Коробит. В наше время никого не удивляло, мол, вот русский, а занимается белорусским фольклором. Да и сам я поляк по национальности, родился в Оренбурге. В эпоху повального интернационализма оценивалось только качество музыки, хорошо ли ты это делаешь. А кто ее написал… В конце концов, симфонический оркестр Беларуси всегда состоял преимущественно из лиц еврейской национальности. Кстати, музыканты оказались суперкласса, многие из них работают на Западе. Один из них имеет свой оркестр в Израиле, приезжал сюда как большой профи. Когда я его спросил, считаешь себя русским или евреем, сказал, что белорусом и остался.

А что касается нынешних реалий, то мы начали понемногу обособляться, и не только от России. Тот же Кирчук «кормится» только на Западе. Другое дело, как оценивать его фигуру. Для меня, например, это очень талантливый и колоритный музыкант, вызывающий уважение всех нормальных музыкантов, но играет он только фольклор. А «Песняры» ведь работали не только в фольклоре и пели не только на белорусском языке. Мы начинали вообще-то не с белорусского языка, а с английского. Правда, потом увидели, что с акцентом рязанским, потом переводили песни «Битлз» на русский язык. Но когда стали петь по-белорусски, увлеклись этим. Так что фигура Кирчука, может, еще и станет масштабной. Но время не то и жанр, которым он занимается, не может быть масштабным.

- А как Мулявин пришел в белорусскую музыку?

- Человек он очень музыкальный. В языке тоже есть определенная музыка. В немецком языке - одна, в украинском - другая, в белорусском - третья. Он прочувствовал это как музыкант. Тем более что этот язык близок русскому народу, понятен. А имея такие образцы, как Купала, Богданович, Колас, Танк, Бровка…

- Он самостоятельно язык учил?

- Мы вместе учили. Я тоже его не знал. Знали у нас хорошо язык Тышко, Борткевич, Кашепаров, брат Ядвиги Поплавской, который поначалу с нами работал.

- Какие чувства вызывает у вас современная белорусская поп-музыка?

- Как-то она… Почему вот украинский рок московские телеканалы транслируют, вписывая его первозданный вид в свой формат? Эту музыку на украинском языке народ слушает. А нашу… Известен менталитет белорусского народа: он спокоен, мелодичен, лиричен. В фольклоре - сплошная лирика, немного жалостная, как бы от земли. Чувствуется, что создана не в богатой стране. И вдруг в наших, почти во всех без исключения ансамблях, появилась какая-то агрессия. Белорусский язык с агрессией, мне кажется, неорганичен и поэтому не востребован публикой. Я вижу, как собирается узкий круг молодых людей вокруг какого-то ансамбля и тут же перебегает к другому. Для меня это загадка: почему они поют рок на белорусском языке, но с такой агрессией?

- Все дело, видимо, в политизации рок-музыки, в попытках музыкантов, правда, не особо удачных, выразить протест официальной власти...

- Да, чувствуется протест. Но в жанре рока не отображается характер языка.

- У нас сетуют на отсутствие профессиональных продюсеров, а местный шоу-бизнес преуспел разве что в прокатке заезжей российской попсы.

- В наши времена шло все без всяких продюсеров, тогда сами музыканты, сам ансамбль выбирал себе стиль, сам себе был критик. В конце концов, опираясь на публику. Может, поэтому нет у нас действительно масштабных коллективов: нет интереса в России, нет интереса даже на соседней улице, в соседнем доме, в соседнем клубе. Все это варится внутри... А такой, как Кирчук, он вызовет хоть у маленькой аудитории за границей, но интерес, однозначно.


- Как все начиналось?


- Сначала мы были ансамблем под управлением Каплана, аккомпанировали певице Нелли Богуславской. Это был 1967г. Потом поработали год и поняли, что значит аккомпанировать пусть даже хорошей певице. В то время, когда гремели «битлы», жанр которых дал надежду музыкантам быть и вокалистами, и музыкантами! Причем, пробуя себя в пении, брать не горлом, а знаниями, душой, а овладеть же минимальным вокальным мастерством не так уж и сложно, если есть талант.

...Потом мы перешли в другой коллектив - многожанровый - под названием «Лявонiха». Аккомпанировали заслуженному артисту Эдику Мицулю, недавно умершему. В те годы он был самым первым белорусским эстрадным певцом, более или менее известным в Союзе (Вуячич, правда, стал тогда по-настоящему популярным). Вот нас он и учил в огромной бригаде, которая называлась ревю «Лявонiха», с участием в т.ч. артистов цирка, иллюзионистов, глотающих шпаги и т.д. Так вот, мы аккомпанировали Эдику, парню с мягким характером, образованному, который позволял нам что-то мычать самим. Мы один раз попробовали, второй... Интересно. Публика реагирует. «Битлов» пересняли... Еще интересней получается. Начали всерьез мычать. У Володи хорошо получалось, он ведь служил вокалистом в ансамбле песни и пляски, поэтому вокальные данные у него уже были достаточно профессиональные. Мы, кстати, вместе с Володей призывались (я служил в оркестре штаба Белорусского военного округа) в армию и вместе демобилизовались.

Так что получалось у нас неплохо: пели «Темную ночь», «Ты мне весной приснилась» на белорусском языке. И тут нас направляют за своевольничание на худсовет. Задумались над названием ансамбля, кто-то предложил написать на барабанах «Лявоны». Надпись эта попала в кадр телесъемки. В соответствующем ведомстве задались вопросом, кто такие «Лявоны», и устроили нам прослушивание. В целом оценили нас достаточно профессионально, только попросили сменить репертуар, чтоб никакого английского языка. Дали нам право называться вокально-инструментальным ансамблем, плюс еще рубль доплаты. С тех пор мы стали профессиональным ВИА. Начали петь песни белорусские народные, песни «Ореры», «Гайны».

- Потом был Всесоюзный конкурс артистов эстрады, где вы произвели что-то вроде фурора?

- Да, в 1970г. в Москве проходил конкурс артистов эстрады всех жанров: фокусники, певцы… К тому времени за все время Советской власти он проводился четыре раза с огромными перерывами, в строгом соответствии с очередными волнами гонений на эстраду. Перед 1970г. конкурс не проводился 14 лет. Представляете, какая была ответственность… Тогда не было массовых музыкальных передач, и, если ты победил на таком конкурсе, перед тобой открывалась возможность сольных концертов, и ставки соответственно повышались. Тогдашняя жена Мулявина - Кармальская - была профессиональной артисткой в жанре художественного свиста, имела свою ставку, большой стаж работы. Она тоже изъявила желание участвовать в конкурсе, а первый тур конкурса - отборочный - проходил в Минске. Нам сказали: хорошо, мы вас послушаем. Кармальская сразу прошла, а мы, естественно, должны были ехать как аккомпаниаторы. Мы вроде поем свои песни, ан нет, жанр ведь наш был под прессом: брили, стригли, усы ровняли, не говоря уже о репертуаре. В общем, сказали нам: езжайте, в надежде, что нас в Москве задушат. Нас, ВИА, чтобы не выпячивать, включили вместе с профессиональными вокалистами, заранее надеясь похоронить этот жанр. И вдруг мы занимаем второе место вместе с Левой Лещенко. Это вызвало ажиотаж. Пели мы там «Хатынь», «Темную ночь» - на русском, «Ой, рана на Iвана» - на белорусском.

Когда вернулись, разрешили давать сольные концерты, но у нас не хватало репертуара - такой концерт должен был длиться не менее двух часов. Поэтому сразу засели за репертуар. Родилась первая пластинка - «Александрина», тиражом более 10 млн. штук. Получили мы за сам факт записи где-то в пределах 100-120 рублей на каждого.

«МИЛИЦИОНЕРЫ НАС ПРОЩАЛИ»

- Жизнь советских артистов эстрады - любимцев публики, получивших всесоюзное признание, била ключом? Ни в чем себе не отказывали?


- В смысле популярности, ажиотажа, то более 10 лет нас на руках носили. Тогда строили повсеместно дворцы, и их надо набивать публикой, хотя мы получали одни и те же деньги, что за выступление во дворце, что в деревенском клубе (был, правда, период двойных ставок, но потом их убрали). Филармония нас все время толкала во дворцы, потому как там зарабатывались дикие деньги. Мы тогда получали 20-30 рублей за концерт на человека, а 5-тысячный Дворец спорта приносил 20 тыс. В поездках, конечно, хорошо встречали, устраивали по тем временам в нормальные гостиницы, но без телевизоров и всяких там удобств. Суточные - два рубля. Вот и все.

Пива не было тогда. Коньяки хорошие пили, водку, «чернила»… В той или иной степени употреблял тогда весь состав. В рестораны ходили в основном в гостиницах «Минск» и «Юбилейная», любили ездить в только открывшийся тогда «Мотель» по Брестскому шоссе, где всю ночь работал бар с классными напитками. Ездили, естественно, на машинах, милиционеры нас прощали. Но никогда никто на работу с утра не приходил пьяным, я уже не говорю о концертах. Это было железное табу. За это выгоняли.

- А партия и правительство привечали...

- Это было позже, наверное, после поездки в Штаты в 1976г. Машеров проникся к нам, вызвал Мулявина, потом нас, беседовали по четыре часа. Звание дал заслуженных артистов к 10-летию ансамбля. Квартиры всем дали, правда, небольшие. Талоны на мебель, в очередях на машины продвигали вперед…

«УВЛЕЧЕНИЕ ВОДКОЙ НА ФОНЕ ТВОРЧЕСКОГО КРИЗИСА»

- Как случилось, что «Песняры» в начале 80-х вдруг стали отходить от активной концертной деятельности?


- Появились «Машина времени», «Аквариум» - настала смена жанров, переломный момент. Выросло новое поколение, постепенно стал прорываться рок. Но наша ниша оставалась свободной (она, кстати, и сейчас свободна), но просто пропал энтузиазм. Володя стал злоупотреблять, потом все перешло в новую жену Светлану Пенкину... Хотя по-прежнему нет-нет да и «подкидывались», сделаем новую программу, крыльями помахаем. Но песни Володя перестал писать. Даже в одном из последних интервью сказал, что увлекся тогда крупными формами.

- Неудачным оказался цикл на стихи Маяковского, цикл военных песен…

- Не только. Крупные формы - хорошо, но ведь не в ущерб же песне.

- Новых песен уже не предлагали?

- Предлагали, уговаривали, но у него произошло, так сказать, увлечение водкой на фоне творческого кризиса. Первым ушел Борткевич в 1981г., когда женился на Корбут. Пришел Пеня в 1980г. Тышко ушел. И тут на их место приходят сильнейшие музыканты: Поливода, Ткаченко, Бернштейн, взяли второго барабанщика. Оказалось, что этот состав начала 80-х оказался самым сильным. Володя уже начал этим делом увлекаться, а тут возникает новый сценический состав. И мы все-таки сделали еще много хорошего благодаря этим музыкантам, идеям и новым аранжировкам Володи.

- Приличная группа имеет в своем составе лидера, который формирует костяк команды, определяет звучание коллектива. Мулявин был таким безоговорочным лидером?

- Почему мы сейчас работаем без него? Достаточно комфортно нам, держимся пока на старом багаже благодаря Мулявину. О покойном ничего плохого... Но дело в том, что когда он с этим связался, перестал работать на сцене, нас сама жизнь заставила… Мы постепенно обретали самостоятельность, когда появились новые аранжировщики, перенимавшие у него стиль… А он ведь был талантлив во всем. Не имея образования, был очень развит музыкально, имел интуицию и много разных достоинств... И мы стали уверенно себя чувствовать без него. Так бывает. Помню первые концерты без него - много скандалов... А он нас выгонял: езжайте, играйте. Где он скрывался, никто не знал. Самое слабое его место - женщины, у своих жен он был подкаблучником. А так у него воли, понимания ситуации хватало. Он просто закрывался на ключ и неделю… А у него почки больные, камни шли в год по два раза. И под эти почки списывалось все. И мы в это верили. Мы обманывались годами. Но где-то в 80-х годах все осознали. Да, все мужики выпивают... Кстати, несмотря ни на что, у него голос до конца сохранился… А вот у Лени Борткевича, Кашепарова... Валера Дайнеко перенес операцию на связках, потому как нагрузки были страшные - по нескольку концертов в день в течение 20 дней.

ПОЕЗДКА В ШТАТЫ

- Впервые мы попали в США в 1976г., после того как в 1975г. на музыкальной ярмарке в Каннах нас приметил один американский продюсер. Выступали вместе с известной фолк-группой. Сначала выступали на «разогреве», а спустя несколько концертов выяснилось, что мы - фавориты. Тогда и время было благодатное: американцы считали, что в России все с рогами и хвостами, а тут оказалось, что поют неплохо. Конечно, этот успех - плод не только нашего мастерства, а еще и от неожиданности. Освещали наши гастроли все крупнейшие газеты: «Вашингтон пост», «Нью-Йорк Таймс»... И вот если бы мы продолжили. это вылилось бы во что-то большое. На следующий год мы вновь гастролировали в Штатах. Тогда же нам предложил контракт продюсер «Битлз» - серия концертов по Штатам, первый - в Лас-Вегасе. На выбор он предложил выступить на «разогреве» либо у Маккартни, либо у Билли Джоэла, либо у кого-то еще, сейчас не помню. Мы спросили: «А вы связывались с Москвой?» А тот в ответ изумленно: «А вы что, не свободны как артисты?»

...Главной темой для нас все равно остается Мулявин. Старые песни остаются, их уже не переплюнешь, народ любого возраста воспринимает их как песни старых «Песняров». Но в новых вещах мы должны понимать меру ответственности. Марка задается названием. Это самая большая проблема - если мы с этим справимся, у «Белорусских песняров» есть какое-то будущее.

«Я НЕ ДЕРЖУ ЗЛА...»

- После смерти Мулявина вы заявили о невозможности объединения финансируемых из госбюджета «Песняров» и экономически самостоятельных «Белорусских песняров» - нет идей, нет базы, нет желания. Конец эпохи?


- Само слово «воссоздание» для нас некорректно. Нас не надо воссоздавать, мы есть. Я сейчас с Дайнеко, Пеней, Козловичем… Всеми, кто ушел тогда... А там - никого, один Борткевич плюс ребята, которых увели от Финберга (руководитель государственного эстрадного оркестра. - Р.С.), те, кто пришли из ресторанов. Я их всех знаю сто лет, но пригласить их даже на прослушивание и мысли такой страшной никогда не было: работают под фанеру...

- А прошедшие в Москве в прошлом году концерты «Песняров» с участием вернувшегося из Штатов Борткевича?

- Кто имел возможность их послушать, вам скажет, что это просто смешно, пародия. Мулявин их взял для того, чтобы они постояли под «фанеру» на сцене. Так что нам не надо никуда восстанавливаться и воссоединяться. Даже если бы нам сказали: «Вы были «Песнярами», вы ими и оставайтесь». Но тут уже возникает вопрос: работа в госструктуре. Теперь, когда мы побывали свободными людьми, нас этот вариант не устраивает. Я ведь хорошо запомнил Владимира Петровича Заметалина, который над нами издевался, когда я был директором «Песняров», а Мулявин - худруком. Мы его пытались зажать, не давали ему пить, говорили, что надо лечиться, умрешь ведь… Мы же год в рамках «Песняров» пытались навести порядок. Это был 1998г. Но Мулявин все-таки прорвался к президенту, запугал его, мол, бросаю все, еду в Москву. Ну а тот видит, год прошел, а результатов нет. Где-то месяц он работал с энтузиазмом, но через месяц говорит: всё, беру свои слова обратно, не хочу с вами работать, набираю новый состав.

- Что в планах «Белорусских песняров»?

- Много планов. Первый канал (ОРТ) снял сольный концерт. Выпустили новый двойной диск. Первый - новые песни, второй - трансляция концерта из зала «Россия». Это наша третья пластинка за четыре года. Минская «Вигма» вот никак не разродится кассетой, которую обещала выпустить под Новый год.

- Поддерживаете отношения со старым составом?

- C Кашепаровым помирились, с Борткевичем перезванивались, несмотря на все его выступления. Я не держу на него зла, ему некуда деваться. Фантазирует, присваивает себе ему не принадлежащее… Я-то хоть в хоре пою, а он должен быть солистом, а уже не может им быть. Это не обвинение, а так…

- Вы по-прежнему работаете на сцене? Cколько вам уже лет?

- На концертах работаю. Мне 58 лет. У меня двое детей.

- Вас еще узнают на улицах?

- Иногда.

- О чем жалеете?

- Ни о чем.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Чодураа Тумат дала первый сольный концерт

News image

Чодураа Тумат первой нарушила традиционный тувинский запрет на исполнение горлового пения женщинами, основав женский фольклорный коллектив «TyvaKyzy...

Калинов мост раскрыл Тайну древнего руна

News image

Акустический концерт группы «Калинов мост» состоялся 26 июня в ЦДХ. Дмитрий Ревякин объявил это выступление прощальным перед периодом летних отпуско...

Выступления:

News image

Государственный академический русский концертный оркест

В России издавна существовали ансамбли народных инструментов – гусляров, гудошников, лирников. В 70-х годах прошлого века европейскую известность по...

News image

Скоморохи

Ансамбль Скоморохи - лауреат премии Ленинградского комсомола (1984), Дипломант XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985), Дип...

Интервью:

Рада: Новая моя кошачья жизнь…

News image

«Рада и терновник» 8 апреля сыграет в обновленном составе в клубе «Гоголь», а перед этим Радислава Анчевская (она же просто Рада) рассказала NEWSmusic.ru, к чему эти смены составов и какое отношение...

Читать

Инструменты

Ложки

News image

С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального ин...

Калюка

News image

Для изготовления травяной дудуки или калюки , как её называли сельские жители Белгородской области, использовали засохшие стебли дудника, пустырник...

Авторизация



Новые альбомы:

«Yarga sound system» - «Live»

News image

«Группа «Ва-Та-Га» ушла в бессрочный отпуск», – гласит надпись на сайте одной из лучших отечественных этноэлектронных ...

«AguaFlames» - «Ti Qua?»

News image

Этно-лаунж в России развивается по своим скрытым от широкой аудитории законам. Немногочисленные дорогие клубы, летние ...

Алевтина – «Танец перехода»

News image

Бывшая солистка «Мельницы» Алевтина Леонтьева двинулась по пути сольной карьеры, и это было вполне ожидаемо. Несмотря ...

«Мельница» - «Дикие травы»

News image

Сначала был концерт в «Олимпийском», после которого «Мельница» стали первыми русскими фолк-рокерами, покорившими главн...