Наш корреспондент встретился С лауреатом премии Ленинского комсомола Белоруссии — ансамблем «Песняры» — накануне гастролей коллектива в США. Так появились эти монологи «Песняров» с авторскими отступлениями.
Трудно поверить: на сцене филармонии поют «Песняры», а в зале — никого нет. Так, четыре пять человек. Звучат «Алеся», «Вологда», «Ой, летели гуси с броду», а потом Муля-вин бросает взгляд на часы. Пять минут третьего. За окнами филармонии—глубокая ночь.
— На сегодня хватит. Завтра — опять к девяти.
«Песняры» репетируют.
Владимир МУЛЯВИН:
— Сегодня у нас последняя репетиция. Завтра — в Москву, а 17 сентября вылетаем в Соединенные Штаты. На три месяца. Первый концерт будем давать в Нью-Йорке.
Это наша вторая поездка, правда, от первой она существенно отличается. Тогда, в декабре 1976 года, мы выступали с фольклорной группой «Нью Кристи Минстрелс», пользующейся известностью в фермерских южных штатах. Поэтому и наше турне пролегало по маленьким городкам. А сейчас мы едем в составе большой делегации, где в общей программе будет наш «блок» из трех-четырех песен. Концерты пройдут в самых крупных штатах, на самых больших площадках.
Попробую вспомнить о той первой поездке. Тогда нам приходилось на каждом концерте работать до изнеможения. Чего греха таить — бывает, у себя дома мы иногда и расслабляемся: все-таки отработать два отделения тяжеловато. Там за пятьдесят минут «выжимали» из себя все. Ведь представляли советское искусство, свою страну.
Мы повезли тогда свои старые песни. Из новых пели только две, обе — Игоря Лученка: «Добрый вечер, девчоночка» и «Вероника». Кстати, о «Веронике». Песня эта у нас не всегда хорошо принимается публикой. А американцы слушали ее восторженно. Этот феномен, пожалуй, можно объяснить тем, что они уже устали от оглушающего бита. Наш импресарио говорил, что Америке сейчас не хватает именно такой музыки.
Песни, с которых мы начинались — «Косил Ясь конюшину», «Во поле верба наклоненная», — принимались очень тепло, а вот «Крик птицы», которую я пел на английском, пришлось снять. Песня была аранжирована в стиле группы «Чикаго» и была, по сути, тем же, что слушает Америка ежедневно.
Вы помните, мы начинали свою исполнительскую карьеру с фольклора, достаточно популярного. Потом, постепенно, взялись за более сложные композиции. Это естественный процесс становления ансамбля. Чтобы найти, контакт в разговоре с собеседником, нужно начинать с каких-то доступных тем. Вот поэтому в прошлом году мы пели в США ранние свои вещи. Сейчас попробуем показать более сложные композиции.
Это что касается поездки. А во всем остальном мы живем в своем обычном ритме. Притча «Песня пра долю» отняла много времени, тем не менее мы считаем, что она была очень серьезной вехой на творческом пути. Дело в том, что взыскательный зритель ждет от нас постоянного роста и не только в плане исполнительском, а и в плане художественном. Почти одновременно с нами решилась на создание крупной вещи ленинградская группа «Поющие гитары». Они исполнили зонг-оперу «Орфей и Эвридика», с которой могли познакомиться и минчане. В этой вещи либретто написал очень известный сценарист, поставил ее талантливый режиссер, главные роли исполняли известные певцы мюзик-холла. А где ансамбль? Он «растворился...»
Мы пошли иным путем. «Песня пра долю» была вещью в некотором смысле театральной, но все «актеры» были «Песнярами».. И в нашей следующей работе «Курган» по поэме Янки Купалы мы будем придерживаться того же творческого принципа.
Меня часто спрашивают, как я понимаю смысл вокально-инструментального исполнения. По-моему, ВИА — это прежде всего союз единомышленников, исповедующих какую-то определенную музыкальную направленность. То есть это даже нужно понимать шире, вообще как союз. Почему канули в вечность многие ансамбли? В силу своей случайности, непоследовательности творческих воззрений. Когда был в моде рок, они неистовствовали, когда пришло увлечение балладами, они трансформировались в задумчивых менестрелей, а когда нахлынула волна фольк-бита, стали играть на балалайках, гуслях, даже на ложках.
«Песняры» идут своим путем восемь лет. Самое сокровенное для нас—это оставить народную душу в любой песне. Когда это удается, мы счастливы.
Сегодня нам — 8 лет. Но еще не время для итогов, хотя многое можно было бы припомнить на пути от «Лявонов»-69 до сегодняшних «Песняров». Из «старой гвардии» в ансамбле четверо — Слава Мисевич, Леня Тышно, Саша Демешко и я.