Бива

бива

Термин бива объединяет ряд японских музыкальных инструментов лютневого семейства из тутового дерева с шелковыми струнами. В Японии издавна получили распространение (упоминаются в письменных источниках VIII века) две разновидности бива – гакубива и гогэн-бива.

Гакубива – инструмент грушевидной формы с короткой шейкой, на которой расположены 4 лада, и отогнутой назад головкой, снабжённой четырьмя колками для настройки четырех струн из шёлка. Настройка согласуется с шестью ладами классической японской музыки гагаку. Длина – 122 см, ширина – 41 см. Звук извлекается при помощи плектра (18 см). Для предохранения деки от ударов плектра поперёк её центральной части наклеивается широкая кожаная лента, обычно чёрного цвета.

Гагаку-бива, использовавшаяся исключительно для музыки гагаку, описана выше.

Гогэн-бива – пятиструнный инструмент, танский вариант бивы. Ее можно увидеть на изображениях придворных оркестров гагаку, но в ходе реформ по стандартизации придворного оркестра во второй половние X в. инструмент перестал использоваться, то же самое произошло и при китайском дворе.

Позже появились другие виды: мосо-бива, хэйкэ-бива, сацума-бива и – уже в Новое время – тикудзэн-бива.

Мосо-бива – бива, использовавшаяся для аккомпанемента песнопений слепых монахов Средневековья. Имеет 4 струны, по строению похожа на современную тикудзэн-бива.

Хэйкэ-бива использовалась для аккомпанемента «Хэйкэ моногатари» («Сказание о доме Тайра») и имеет 4 струны и 5 ладов.

Сацума-бива – 4-струнная бива с 4 ладами, получила распространение в период Эдо в провинции Сацума (нынешняя Кагосима). Плектр для этой бивы больше, чем у других ее видов, а лады подняты выше, что расширяет диапазон инструмента.

Тикудзэн-бива имеет 4 струны и 4 лада или 5 струн и 5 ладов. Получила распространение в период Мэйдзи. Размер инструмента и плектра зависит от музыканта, играющего на нем, но плектр всегда меньше, чем у сацума-бива. 5-струнный инструмент держится прямо во время игры, а 4-струнный кладется набок.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Варвара сыграла акустику в Боткинской больнице

News image

Варвара решила поддержать пациентов Боткинской больницы, страдающих раком крови.

Хелависа посвятила презентацию погибшим в Перми

News image

Презентация сольного альбома «Леопард в городе» вокалистки «Мельницы» Хелависы (Натальи О’Шей) прошла 7 декабря в Светлановском зале Московского меж...

Выступления:

News image

Русская Воля

Фольклорный казачий ансамбль Русская Воля был создан в 2006 году. В его состав вошли выпускники и студенты Московского Государственного Университе...

News image

Северсталь

Молодежный русский оркестр Северсталь — один из ведущих коллективов Дворца металлургов и города, который в ноябре 2005 года отметил свой 50-летни...

Интервью:

Пелагея: Хочу наконец-то встретить своего Принца!

News image

Обладательница почетного титула «принцессы русского фолка» и голоса в три с половиной октавы певица Пелагея вот уже несколько лет подряд объявляет датой своего первого в новом году сольника 7 января...

Читать

Инструменты

Гусли

News image

Слово гусли свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово гусли выражает совокупность ...

Свирель

News image

Свирель - русский инструмент типа продольной флеты. Упоминаение о флейтах находят еще в древнегреческих мифах и легендах. Такой тип инструментов сущ...

Авторизация



Новые альбомы:

«ТоТо-ОноТо» - «Искорки»

News image

Экс-солист группы «Глупый белый» Егор Львов и ди-джей LONGLI выпустили в высшей степени странный альбом «Искорки».

«Yarga sound system» - «Live»

News image

«Группа «Ва-Та-Га» ушла в бессрочный отпуск», – гласит надпись на сайте одной из лучших отечественных этноэлектронных ...

Safety Magic - Voices

News image

Этноджазовый проект Safety Magic густо замесил в своем тесте едва ли не всех лучших в своем роде музыкантов страны.

«Календарь» - «Реки Богов»

News image

Группа «Календарь» - одно из самых ярких музыкальных проявлений того движения на сломе веков, которое парадоксальным о...