Термин бива объединяет ряд японских музыкальных инструментов лютневого семейства из тутового дерева с шелковыми струнами. В Японии издавна получили распространение (упоминаются в письменных источниках VIII века) две разновидности бива – гакубива и гогэн-бива.
Гакубива – инструмент грушевидной формы с короткой шейкой, на которой расположены 4 лада, и отогнутой назад головкой, снабжённой четырьмя колками для настройки четырех струн из шёлка. Настройка согласуется с шестью ладами классической японской музыки гагаку. Длина – 122 см, ширина – 41 см. Звук извлекается при помощи плектра (18 см). Для предохранения деки от ударов плектра поперёк её центральной части наклеивается широкая кожаная лента, обычно чёрного цвета.
Гагаку-бива, использовавшаяся исключительно для музыки гагаку, описана выше.
Гогэн-бива – пятиструнный инструмент, танский вариант бивы. Ее можно увидеть на изображениях придворных оркестров гагаку, но в ходе реформ по стандартизации придворного оркестра во второй половние X в. инструмент перестал использоваться, то же самое произошло и при китайском дворе.
Позже появились другие виды: мосо-бива, хэйкэ-бива, сацума-бива и – уже в Новое время – тикудзэн-бива.
Мосо-бива – бива, использовавшаяся для аккомпанемента песнопений слепых монахов Средневековья. Имеет 4 струны, по строению похожа на современную тикудзэн-бива.
Хэйкэ-бива использовалась для аккомпанемента «Хэйкэ моногатари» («Сказание о доме Тайра») и имеет 4 струны и 5 ладов.
Сацума-бива – 4-струнная бива с 4 ладами, получила распространение в период Эдо в провинции Сацума (нынешняя Кагосима). Плектр для этой бивы больше, чем у других ее видов, а лады подняты выше, что расширяет диапазон инструмента.
Тикудзэн-бива имеет 4 струны и 4 лада или 5 струн и 5 ладов. Получила распространение в период Мэйдзи. Размер инструмента и плектра зависит от музыканта, играющего на нем, но плектр всегда меньше, чем у сацума-бива. 5-струнный инструмент держится прямо во время игры, а 4-струнный кладется набок.