Ислам запрещал правоверным заниматься музыкой для заработка, поэтому на свадьбах и пирах играли только цыгане. Говорили они на крымско-татарском языке, во всяком случае, пели только на нем. Дети из знатных татарских семей обычно обучались музыке, но только для собственного удовольствия. Исполнение песен и классических инструментальных мелодий обязательно требовало от исполнителей и собственных импровизаций. Хотя теперь крымскую музыку нередко называют джазом, корни ее импровизаций гораздо древнее. Впрочем, нынешние музыканты пользуются и приемами латиноамериканского или афро-американского джаза.
Помимо цыганского и, возможно, еврейского влияния, в крымской музыке много и от культуры других народов. У крымских ханов были военные оркестры, в которых играли пленные виртуозы из Молдовы, Болгарии, Грузии, Персии и других стран. Группа мелодий имеет общее название Джезаир (Алжир), но ближе всего, конечно и классическая, и современная музыка Турции.
В южнобережной и горной части крымские татары жили вместе с крымскими греками, православным тюркоязычным населением тех же сложных корней, часто вступали в смешанные браки. Здесь запрет на музыкальные занятия, вероятно, не был столь строгим. Как и запрет на потребление вина. Во всяком случае, такая музыкальная форма как долу исполняется именно во время того, как пирующие (на свадьбе или празднике) выпивают спиртное. Композитор Февзи Алиев, издавший монографию о крымской народной музыке, считает, что столь сложная и архаичная не могла возникнуть только в советские времена. Этот жанр был создан для ханских пиров, так что наиболее подходит туристам для знакомства с кухней и культурой Крыма.
В советские времена и особенно в депортации, куда крымские цыгане были отправлены вместе с татарами, произошло полное слияние культуры. Современная крымско-татарская музыка, особенно джазовая, очень самобытна, имеет особую ритмику (например, 7/8 - 2/8+2/8+3/8) и ладовый строй, близкие лишь к древним балканским народам. Например, это дорийский и фригийский минорные лады, миксолидийский мажор и другие древнегреческие лады, которые удивительно сохранились на протяжении более двух тысяч лет.
В 1837 году И. Айвазовский сообщил композитору И. Глинке три татарских напева, и вскоре они появились в Лезгинке и в Анданте в третьем акте Руслана и Людмилы . Н. Римский-Корсаков и его ученики А.Глазунов и А.Спендиаров были потрясены и очарованы необычной ритмикой крымской музыки.
Сейчас происходит настоящий культурный взрыв в области музыки. Помимо десятков небольших оркестров, играющих музыку для свадеб и праздников, есть настоящие виртуозы. Для звукоизвлечения при игре на кларнете, флейте, скрипке характерна цыганская плавающая высота тона, некий надрыв и плач. В игре на аккордеоне или трубе эффект журчащего звука дает особая вибрация пальцев. В сочетании со сложным прыгающим боем барабана и вибрирующим глубоким вокалом получается нечто совершенно особое. На современных синтезаторах местные виртуозы умудряются успешно имитировать древние средиземноморские и азиатские инструменты. Это, например, Сервер Какура, композитор с высшим образованием, или талантливый самоучка Эльдар Сейтаблаев.
В каждом историческом культурном центре Крыма - Бахчисарае, Белогорске, Старом Крыму теперь есть свои ансамбли и обязательно, с солистом-виртуозом. Хорошо известны такие коллективы как Хан-сарай , Учан-сув , Ак-кая .
Своеобразный стиль крымскотатарской авторской песни создал Эдип Асанов. Его отличает большая душевность и мягкость, столь характерная для песен Вахтанга Кикабидзе или Александра Розенбаума, которые он также исполняет слегка дополняя собственными красками.
Свой стиль игры на электрогитаре создал Энвер Измайлов (джазовое трио Минарет ): извлекая дополнительную мелодию постукиванием пальцами по струнам прямо на грифе.
Звучание забытых духовых инструментов вернул Энвер Сеитумеров, виртузно солируя на фоне подготовленных на синтезаторе ритмических основ.
Отдельным направлением крымской музыки, вобравшим в себя традиции и ширь великой евразийской степи, являются ногайские народные мелодии. Здесь также работают талантливые музыканты, поэты, хранители фольклора и его созидатели. Первый СД подготовил Дилявер Османов.
В общей сложности Крымская студия звукозаписи ВЕСТ тиражирует уже около полусотни музыкальных альбомов в самых разных жанрах.