Китайская народная инструментальная музыка имеет древнюю историю. На протяжении тысячелетий инструментальная музыка широко применялась во время праздников, свадебных и погребальных обрядов, на храмовых гуляньях, придворных церемониалах и торжествах. Вместе с тем инструментальная музыка получала развитие в танцевальном, вокальном искусстве, в народном жанре сказа и пения.
Китайские народные музыкальные инструменты отличаются большим разнообразием и древностью. В истории развития инструментальной музыки различные соединения музыкальных инструментов, неодинаковые композиции и стили исполнения способствовали формированию разнообразных типов инструментальной музыки. Например, сольное, ансамблевое и коллективное исполнение на различных инструментах. Народная инструментальная музыка, распространенная в различных регионах на обширных просторах Китая, развивалась на протяжении многих веков и под влиянием региональных особенностей и местных обычаев, формируя многообразные типы музыки, обладающие яркой региональной спецификой. Кроме того, в различные исторические периоды имелись неодинаковые школы исполнения одного типа музыки.
Народные инструментальные композиции делятся традиционно на два вида – «данцюй» (песня) и «таоцюй» (цикл песен). Песня представляет собой отдельную типовую мелодию, а цикл песен – несколько типовых мелодий или соединение отрывков нескольких отдельных композиций. Традиционная инструментальная композиция имеет тему. Иногда тема указывает на содержание композиции, а в иных случаях не имеет прямого отношения к содержанию мелодии.
В новой и новейшей истории музыкальными деятелями нескольких поколений была проведена масштабная работа по упорядочению, обработке, переложению традиционных музыкальных композиций и доведению их до совершенства. Вместе с тем непрерывно появлялись на свет новые сочинения. Огромные успехи достигнуты в усовершенствовании музыкальных инструментов. У современных народных инструментов значительно улучшены строй и частота звука, усилена громкость звучания, упрощена модуляция, расширен низкий регистр. Появление крупных симфонических оркестров народной музыки также способствовало обогащению содержания и форм народной инструментальной музыки.