В октябре исполнилось десять лет со дня рождения очень необычного коллектива РАГНЕДА. В 1996 году в Заславле Михаил Леонов собрал самодеятельный коллектив народной музыки -- один из сотен подобных, который, по большому счёту, вряд ли бы стал известен за пределами города. Через пару лет Леонов отошёл от дел, и возглавить коллектив пригласили Владимира Гинько, ныне музыкального руководителя Государственного хореографического ансамбля ХАРОШКІ. Достаточно быстро произошла кардинальная реорганизация ансамбля. Собственно, осталась только название, в коллектив пришли молодые музыканты, а основу репертуара, наряду с традиционными белорусскими песнями и мелодиями, составили обработки музыкального фольклора, сделанные в стилистике американской народной музыки кантри с опорой на звучание белорусских народных инструментов. Так, исполнение на цимбалах обратной стороной палочек имитировало звучание банджо. Да и аранжировки в целом были сделаны так, что атмосфера «дикого Запада» очень органично сплеталась с народными мелодиями «цветущего Востока».
С Владимиром Гинько мы разговаривали незадолго до концерта коллектива в главном зале страны -- филармонии.
-- Мы всегда держали за основу белорусскую музыку, но исполняли ее в стилистике музыки кантри. Обусловлено это было в первую очередь тем, что на протяжении целого года я прожил в Америке, где постоянно слушал именно эту музыку. Она мне очень нравится. И когда я придумал попробовать так вот по-новому осмыслить то, что мы имеем в белорусской музыке сегодня, я пришел к выводу, что нет никакого смыла становиться каким-то 51-м или там 103-м коллективом, который исполняет «Цячэ вада ў ярок» или же «Купалінку». Да, это хорошие песни, я их тоже с удовольствием пою за столом, но вот если к музыке подходить серьезно, необходимо прежде всего сказать в ней собственное слово. Тем более, что основными авторитетами в этой области для меня являются такие люди, как Владимир Мулявин и Иван Кирчук. Оба они каждый по-своему подходили и подходят к белорусской народной музыке, и поэтому запоминаются. И я также решил поэкспериментировать в «чужом огороде», заглянуть в область музыки кантри.
-- А так ли легко получилось найти таких музыкантов-единомышленников, которые бы восприняли эту идею и поддержали ее своим умением?
-- Не секрет, что Белорусский государственный университет культуры и искусства выдает хорошие кадры, способные прекрасно работать в нашей сфере. Практически все музыканты, с которыми я работаю, -- это выпускники данного ВУЗа. Они молоды, и подобные эксперименты им нравятся. Эту программу в первый раз мы показали на фестивале «Звіняць цымбалы і гармонік», где в составе жюри были такие замечательные музыканты, как Михась Дриневский и Михась Казинец. Мы были там удостоены Гран-при. Видимо потому, что это была белорусская музыка, но сделанная в совершенно ином ключе, бодрая, весёлая, во время нашего выступления аудитория танцевала, и после нам говорили: «Такого в Беларуси еще не было». И вот эти молодые музыканты все мои предложения, все эксперименты поддерживают.
-- Так отчего же так получается, что РАГНЕДУ очень-очень редко можно услышать, увидеть на белорусских сценах? Может, потому, что ваш коллектив можно назвать «экспортным», который работает преимущественно за рубежом?
-- Нет! Нас так называть нельзя, потому что коллектив, если и выезжает за границу, то лишь по какому-то важному поводу. Мы не ездим на безгонорарные фестивали. Да, года четыре тому назад играли на фестивале в Дортмунде, но условия приёма нас устроили. Год мы проработали в Сеуле, но уже на основе контракта, который стал следствием показа нашей кантри-программы в малом зале Дворца Республики. Мы бываем за границей, но не так часто, как может показаться.
-- Я всё-таки про белорусские сцены говорю…
-- Здесь мы действительно выступаем достаточно редко, даём один-два концерта в год. Не хочется халтурами заниматься, играть где-нибудь в ресторанах, по приглашениям. Мы, если что-то показываем со сцены, то это -- большие программы. Вот и сейчас мы подготовили очень серьёзную программу, основанную на кельтской музыке.
-- И это что -- всё на белорусских народных инструментах?
-- Да, на цимбалах, дуде, жалейках, белорусской дудке, на гармошке, баяне, соломке, окарине, флейту Пана используем. Последнее наше увлечение -- это кельтская музыка. Возможно, когда-нибудь у меня получится научно доказать, что в музыке белорусов и кельтов есть очень много общего. Викинги всё же нам ближе, чем кто-либо. И мы задумали трёхчасовое шоу, в котором задействованы три танцевальные группы: BASS-DANCE, GREEN HILL, GLORIA D’AMORE, основные коллективы, которые в Минске представляют кельтские танцы. У них прекрасные костюмы и работают они отлично. Для этого концерта я попробовал объединить все силы Минска, которые занимаются кельтской культурой. Собралось три танцевальные группы и пять музыкальных коллективов. И решил сделать что-то наподобие шоу-программы. Там и кельтский чародей, и номер с тарелками из Дублина, много конкурсов, на сцене -- настоящий «скотч»…
-- Не понял… А почему же не белорусская самогонка?
-- Так её ведь можно и без концерта выпить, а здесь -- такое вот… Я задумал вытащить публику и на сцену. В фойе звучит кельтская музыка, призы публике… Короче, задуман был праздник кельтского искусства.
-- А не означает ли это, что РАГНЕДА на десятом году существования, начавшись как самый обычный коллектив народной песни, уходит вообще трудно сказать в какие области?
-- Сегодня полное название коллектива такое: «фолк-кантри-келтик группа РАГНЕДА». И на этом вот мы и остановим свои поиски, чтобы не распыляться. У нас сейчас наработаны три программы. Первая -- это белорусская народная песня, танцевальная музыка, этника. Вторая -- фолк-кантри - программа, в которой мы исполняем белорусские и американские песни на белорусском, русском и английском языках. Третья -- это самая прекрасная наша программа, потому что это бесподобная музыка, которая нам невероятно нравится. Мы раскопали множество тем, песен, танцев. Наш бас-гитарист Александр Коляда из Германии привёз множество дисков с записями кельтской музыки, даже ирландские народные инструменты -- уистл, например, такую вот дудку. И у нас есть мечта: купить настоящую бэг-пайп, ирландскую волынку. Но вот стоит она 2000 евро… Я думаю, что эта программа -- самое лучшее, что у нас получилось сделать. И эти вот три программы в ближайшем будущем мы будем только совершенствовать, но дальше идти не планируем.
-- Вернёмся к вашим контактам с музыкой кантри. Приходилось ли вам где-нибудь встречаться с аутентичными исполнителями этой музыки? Интересна ведь их реакция на музыку РАГНЕДЫ…
-- В общем-то встречаться с такими музыкантами не приходилось. Но вот когда я был в Америке, я в течение недели во Флориде работал с американской кантри-командой FINN SHOW. Я с этими музыкантами подружился. Но тогда я работал не с РАГНЕДАЙ, а с другими нашими музыкантами.
-- У вашего коллектива есть один альбом, но выпущен он был, насколько помню, в Германии и достаточно давно. А смогут ли поклонники РАГНЕДЫ в ближайшее время надеяться на то, что, придя в музыкальный магазин, они купят какие-то новые ваши записи?
-- Нет. У нас просто нет денег, чтобы что-то записать. Но сейчас мы занимаемся иным проектом. Мы готовим к изданию видеозапись нашей фольклорной программы, которая вот-вот будет готова. DVD-диск нашей кельтской программы уже сделан. В ближайшем будущем мы снимем нашу фолк-кантри - программу. Но эти три диска в наших магазинах приобрести вряд ли будет возможно. Дело в том, что все права на эти издания будут принадлежать одному человеку, который живёт за границей. Честно говоря, нам уже надоело жить без копейки в кармане, проводить концерты за собственные деньги. Всё, что мы делаем, идёт нам только «в минус». Нас никто не поддерживает. Только наша инициатива, только мы сами. И дай Бог, чтобы нам в дальнейшем помогала какая-то сила свыше, потому что мы хотим заниматься творчеством, но при этом не думать о деньгах.
--Так что же, существует опасность, что зрители больше РАГНЕДУ на родине уже не увидят?
-- Нет, почему же… Мы будем здесь работать. У каждого из наших музыкантов есть своя работа, а РАГНЕДА для всех нас -- это хобби. Но для того, чтобы далее заниматься творчеством в рамках РАГНЕДЫ, записывать и издавать те же компакт-диски, делать концерты, собирать залы, нужно иметь человека, который бы вложил в это дело деньги. Десять лет я занимаюсь этим коллективом, и без такой поддержки просто нельзя. Спасибо, что мои музыканты всё понимают и поддерживают меня. Кто за 50, кто за 60 тысяч в месяц приходят на репетиции, работают концерты. Вот для последней программы мы за собственные деньги начали шить костюмы. Нам просто повезло: после одного концерта к нам подошла такая очень важная дама и просто из кармана выложила необходимую нам сумму. «Спасибо вам за то, что вы делаете», -- только и сказала. Слава Богу, такие люди в Беларуси ещё есть. Я вообще занимаюсь творчеством, но уже дошёл до такой черты, когда развиваться без поддержки просто невозможно. Топтаться на одном месте не хочется. Идей у нас много, но… Что касается Беларуси, мы будем здесь выступать, давать концерты, с публикой прощаться не собираемся.