РАГНЕДА

рагнеда



В октябре исполнилось десять лет со дня рождения очень необычного коллектива РАГНЕДА. В 1996 году в Заславле Михаил Леонов собрал самодеятельный коллектив народной музыки -- один из сотен подобных, который, по большому счёту, вряд ли бы стал известен за пределами города. Через пару лет Леонов отошёл от дел, и возглавить коллектив пригласили Владимира Гинько, ныне музыкального руководителя Государственного хореографического ансамбля ХАРОШКІ. Достаточно быстро произошла кардинальная реорганизация ансамбля. Собственно, осталась только название, в коллектив пришли молодые музыканты, а основу репертуара, наряду с традиционными белорусскими песнями и мелодиями, составили обработки музыкального фольклора, сделанные в стилистике американской народной музыки кантри с опорой на звучание белорусских народных инструментов. Так, исполнение на цимбалах обратной стороной палочек имитировало звучание банджо. Да и аранжировки в целом были сделаны так, что атмосфера «дикого Запада» очень органично сплеталась с народными мелодиями «цветущего Востока».
С Владимиром Гинько мы разговаривали незадолго до концерта коллектива в главном зале страны -- филармонии.


-- Мы всегда держали за основу белорусскую музыку, но исполняли ее в стилистике музыки кантри. Обусловлено это было в первую очередь тем, что на протяжении целого года я прожил в Америке, где постоянно слушал именно эту музыку. Она мне очень нравится. И когда я придумал попробовать так вот по-новому осмыслить то, что мы имеем в белорусской музыке сегодня, я пришел к выводу, что нет никакого смыла становиться каким-то 51-м или там 103-м коллективом, который исполняет «Цячэ вада ў ярок» или же «Купалінку». Да, это хорошие песни, я их тоже с удовольствием пою за столом, но вот если к музыке подходить серьезно, необходимо прежде всего сказать в ней собственное слово. Тем более, что основными авторитетами в этой области для меня являются такие люди, как Владимир Мулявин и Иван Кирчук. Оба они каждый по-своему подходили и подходят к белорусской народной музыке, и поэтому запоминаются. И я также решил поэкспериментировать в «чужом огороде», заглянуть в область музыки кантри.

-- А так ли легко получилось найти таких музыкантов-единомышленников, которые бы восприняли эту идею и поддержали ее своим умением?
-- Не секрет, что Белорусский государственный университет культуры и искусства выдает хорошие кадры, способные прекрасно работать в нашей сфере. Практически все музыканты, с которыми я работаю, -- это выпускники данного ВУЗа. Они молоды, и подобные эксперименты им нравятся. Эту программу в первый раз мы показали на фестивале «Звіняць цымбалы і гармонік», где в составе жюри были такие замечательные музыканты, как Михась Дриневский и Михась Казинец. Мы были там удостоены Гран-при. Видимо потому, что это была белорусская музыка, но сделанная в совершенно ином ключе, бодрая, весёлая, во время нашего выступления аудитория танцевала, и после нам говорили: «Такого в Беларуси еще не было». И вот эти молодые музыканты все мои предложения, все эксперименты поддерживают.

-- Так отчего же так получается, что РАГНЕДУ очень-очень редко можно услышать, увидеть на белорусских сценах? Может, потому, что ваш коллектив можно назвать «экспортным», который работает преимущественно за рубежом?
-- Нет! Нас так называть нельзя, потому что коллектив, если и выезжает за границу, то лишь по какому-то важному поводу. Мы не ездим на безгонорарные фестивали. Да, года четыре тому назад играли на фестивале в Дортмунде, но условия приёма нас устроили. Год мы проработали в Сеуле, но уже на основе контракта, который стал следствием показа нашей кантри-программы в малом зале Дворца Республики. Мы бываем за границей, но не так часто, как может показаться.

-- Я всё-таки про белорусские сцены говорю…
-- Здесь мы действительно выступаем достаточно редко, даём один-два концерта в год. Не хочется халтурами заниматься, играть где-нибудь в ресторанах, по приглашениям. Мы, если что-то показываем со сцены, то это -- большие программы. Вот и сейчас мы подготовили очень серьёзную программу, основанную на кельтской музыке.

-- И это что -- всё на белорусских народных инструментах?
-- Да, на цимбалах, дуде, жалейках, белорусской дудке, на гармошке, баяне, соломке, окарине, флейту Пана используем. Последнее наше увлечение -- это кельтская музыка. Возможно, когда-нибудь у меня получится научно доказать, что в музыке белорусов и кельтов есть очень много общего. Викинги всё же нам ближе, чем кто-либо. И мы задумали трёхчасовое шоу, в котором задействованы три танцевальные группы: BASS-DANCE, GREEN HILL, GLORIA D’AMORE, основные коллективы, которые в Минске представляют кельтские танцы. У них прекрасные костюмы и работают они отлично. Для этого концерта я попробовал объединить все силы Минска, которые занимаются кельтской культурой. Собралось три танцевальные группы и пять музыкальных коллективов. И решил сделать что-то наподобие шоу-программы. Там и кельтский чародей, и номер с тарелками из Дублина, много конкурсов, на сцене -- настоящий «скотч»…

-- Не понял… А почему же не белорусская самогонка?
-- Так её ведь можно и без концерта выпить, а здесь -- такое вот… Я задумал вытащить публику и на сцену. В фойе звучит кельтская музыка, призы публике… Короче, задуман был праздник кельтского искусства.

-- А не означает ли это, что РАГНЕДА на десятом году существования, начавшись как самый обычный коллектив народной песни, уходит вообще трудно сказать в какие области?
-- Сегодня полное название коллектива такое: «фолк-кантри-келтик группа РАГНЕДА». И на этом вот мы и остановим свои поиски, чтобы не распыляться. У нас сейчас наработаны три программы. Первая -- это белорусская народная песня, танцевальная музыка, этника. Вторая -- фолк-кантри - программа, в которой мы исполняем белорусские и американские песни на белорусском, русском и английском языках. Третья -- это самая прекрасная наша программа, потому что это бесподобная музыка, которая нам невероятно нравится. Мы раскопали множество тем, песен, танцев. Наш бас-гитарист Александр Коляда из Германии привёз множество дисков с записями кельтской музыки, даже ирландские народные инструменты -- уистл, например, такую вот дудку. И у нас есть мечта: купить настоящую бэг-пайп, ирландскую волынку. Но вот стоит она 2000 евро… Я думаю, что эта программа -- самое лучшее, что у нас получилось сделать. И эти вот три программы в ближайшем будущем мы будем только совершенствовать, но дальше идти не планируем.

-- Вернёмся к вашим контактам с музыкой кантри. Приходилось ли вам где-нибудь встречаться с аутентичными исполнителями этой музыки? Интересна ведь их реакция на музыку РАГНЕДЫ…
-- В общем-то встречаться с такими музыкантами не приходилось. Но вот когда я был в Америке, я в течение недели во Флориде работал с американской кантри-командой FINN SHOW. Я с этими музыкантами подружился. Но тогда я работал не с РАГНЕДАЙ, а с другими нашими музыкантами.

-- У вашего коллектива есть один альбом, но выпущен он был, насколько помню, в Германии и достаточно давно. А смогут ли поклонники РАГНЕДЫ в ближайшее время надеяться на то, что, придя в музыкальный магазин, они купят какие-то новые ваши записи?
-- Нет. У нас просто нет денег, чтобы что-то записать. Но сейчас мы занимаемся иным проектом. Мы готовим к изданию видеозапись нашей фольклорной программы, которая вот-вот будет готова. DVD-диск нашей кельтской программы уже сделан. В ближайшем будущем мы снимем нашу фолк-кантри - программу. Но эти три диска в наших магазинах приобрести вряд ли будет возможно. Дело в том, что все права на эти издания будут принадлежать одному человеку, который живёт за границей. Честно говоря, нам уже надоело жить без копейки в кармане, проводить концерты за собственные деньги. Всё, что мы делаем, идёт нам только «в минус». Нас никто не поддерживает. Только наша инициатива, только мы сами. И дай Бог, чтобы нам в дальнейшем помогала какая-то сила свыше, потому что мы хотим заниматься творчеством, но при этом не думать о деньгах.

--Так что же, существует опасность, что зрители больше РАГНЕДУ на родине уже не увидят?
-- Нет, почему же… Мы будем здесь работать. У каждого из наших музыкантов есть своя работа, а РАГНЕДА для всех нас -- это хобби. Но для того, чтобы далее заниматься творчеством в рамках РАГНЕДЫ, записывать и издавать те же компакт-диски, делать концерты, собирать залы, нужно иметь человека, который бы вложил в это дело деньги. Десять лет я занимаюсь этим коллективом, и без такой поддержки просто нельзя. Спасибо, что мои музыканты всё понимают и поддерживают меня. Кто за 50, кто за 60 тысяч в месяц приходят на репетиции, работают концерты. Вот для последней программы мы за собственные деньги начали шить костюмы. Нам просто повезло: после одного концерта к нам подошла такая очень важная дама и просто из кармана выложила необходимую нам сумму. «Спасибо вам за то, что вы делаете», -- только и сказала. Слава Богу, такие люди в Беларуси ещё есть. Я вообще занимаюсь творчеством, но уже дошёл до такой черты, когда развиваться без поддержки просто невозможно. Топтаться на одном месте не хочется. Идей у нас много, но… Что касается Беларуси, мы будем здесь выступать, давать концерты, с публикой прощаться не собираемся.


 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Ива Нова и Anatomie Bousculaire: Баба Яга и Fuck

News image

Чего не умеет питерская фолк-рок группа Ива Нова - так это выйти и просто спеть свои песни.

Хелависа оказалась монархистом в душе

News image

21 марта в Зале ожидания царила по-настоящему волшебная атмосфера - в этот воскресный вечер Хелависа презентовала в Санкт-Петербурге свой сольный ...

Выступления:

News image

Русский оркестр Перезвоны

Русский оркестр «Перезвоны» основан в январе 2002г при Районном Доме Культуры г. Пушкина. Это молодёжный коллектив, который состоит из выпускников и...

News image

Государственный оркестр русских народных инструментов

Оркестр народных инструментов под управлением заслуженного артиста России Игоря Тонина, Комитета по культуре Ленинградской области. Основан в 1988 г...

Интервью:

Андрей Клюкин: «Рок должен держаться корней»

News image

У русского рока есть три проблемы: отсутствие подачи, отсутствие продюсеров и отсутствие корней.

Читать

Инструменты

Гусли

News image

Слово гусли свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово гусли выражает совокупность ...

Жалейка

News image

Слово жалейка не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к...

Авторизация



Новые альбомы:

«Пелагея» - «Тропы»

News image

Покряхтывания перегруженных процессорами нойзовых гитар, традиционная ритм-секция и прозрачный чистый вокал самой голо...

Инна Желанная - «Кокон»

News image

Казалось бы, после распада «Альянса», после распада Farlanders, после старта довольно успешной сольной карьеры главной...

«Ulytau» - «Jumyr-Kylysh»

News image

Всякий раз, беря в руки альбом инструментальной музыки, первым делом задумываешься о нелегкой судьбе такой музыки на э...

Алевтина – «Танец перехода»

News image

Бывшая солистка «Мельницы» Алевтина Леонтьева двинулась по пути сольной карьеры, и это было вполне ожидаемо. Несмотря ...