16 марта 2003 года гению азербайджанского джаза Вагифу Мустафа-заде исполнилось бы 63 года.
Сегодня в мире нет ни одного уголка, где не знали бы азербайджанскую фамилию Мустафа-заде. Сначала вне республики зазвучало имя самого Вагифа Мустафа-заде, а потом его дочерей - Лалы и Азизы.
В 40-ые годы вся азербайджанская интеллигенция знала и почитала мать Вагифа Мустафа-заде Зивер ханум Алиеву - первую азербайджанскую женщину-мугаматистку, ученицу Узеирбека Гаджибекова.
Она сыграла огромную роль в творческом воспитании сына. Вагиф учился в той же музыкальной школе, где преподавала его мать, а еще с пеленок он слышал в доме мугам. Поэтому неслучайно, что впервые за фортепьяно он сел в три года, и... инструмент увлек мальчика настолько, что его часами нельзя было оторвать от клавиш. Имея абсолютный слух, Вагиф легко подбирал знакомые песни.
В этом же возрасте он вдруг прочитал наизусть только что услышанный фрагмент поэмы Самеда Вургуна. Вообще Вагиф с детства удивлял родителей необычайной слуховой памятью - мог наизусть и ни разу не ошибившись прочитать сложные стихи.
Немалую роль в творческой судьбе В.Мустафа-заде сыграл и его учитель музыки - пианист Г.Шароев. Все, казалось, шло по накатанной: сначала музыкальная школа, затем музучилище им. А.Зейналлы. Но потребовалось совсем немного времени, чтобы определить - призвание Вагифа не классическая музыка, прививаемая учителем, не мугам, любовь к которому он унаследовал от матери. Джаз стал истинной его страстью. Вагиф синтезировал свой, совершенно новый стиль - джаз-мугам.