Наиболее распространенный стиль горлового пения на Алтае – это низкий стиль каргыра – особенный низкий гортанный голос. От хрипа этот голос отличает свободное звукоизвлечение, без напряжения голосовых связок. Такой же малой напряженностью отличаются средний кхомей и высокийсыбыскы стили горлового пения, как они представлены на Алтае. Это позволяет излагать, петь насыщенные содержанием тексты героических эпосов, что не встречается в других традициях горлового пения. Этим стилем обращаются к Детям Земли, Хану Алтая, Алтай Батырлар.
На Алтае многие могут петь каем, общаясь с природой, Землей, но кайчы, т.е. сказитель, – это не любой человек, который может петь большие сюжеты эпосов. Одно из главных условий признания кайчы – его способность петь героическое сказание от начала до конца горловым пением под аккомпанемент двуструнного щипкового инструмента – топшура. Обучение искусству кая начинается с ранних лет. Ученик, как и учитель, кайчы живёт жизнью эпических героев, все события, происходящие с героями, проходят перед глазами сказителя, который описывает их каем. Запоминания в этой традиции нет – сюжеты живые, задача сказителя – показать слушателю события, которые видит сам, так же ярко. Тональность, ритмика и темп исполения меняются со сменой образов, картин и действия сказания в момент исполнения.
Алтайские кайчы – почитаемые в обществе люди. Они приглашались на праздненства и свадьбы, знаменательные события. В село, где он появлялся, съезжался народ не только из ближайших мест, но и из отдалённых районов. Кайчы были также почётными гостями охотников, которые видели в них человека, способного говорить с Хозяином тайги, со зверями. Перед выходом охотников на промысел кайчы исполнял эпическое сказание, обращаясь к тайга ээзи, Духу Тайги, который одаривал сказителя за исполнение героического сказания.
В 19 веке так описывалось исполение сказания теленгитским кайчы: «Певцу дали в руки топшур. Первые звуки были тихи, слышились только гласные, но вот он воодушевился… и запел. Он пел низкой октавой, мерным темпом, то усиливая голос, то затихая до выразительного шепота… Нервы его напрягались всё более и более… Вся песнь без отдыха велась 4 часа с минутами, но в первый день всё-таки не была окончена. Это была былина об Алтае-Буучае, богатая чисто эпическими красками» (Калачёв А. Былины об Алтае-Буучае. – 1896).