Главная - Алтайская народная музыка - Пресса о Группу «АлтайКай»


Пресса о Группу «АлтайКай»

пресса о группу «алтайкай»

Группу «АлтайКай» представлять нет нужды – самый знаменитый коллектив алтайского горлового пения известен практически каждому жителю Горного Алтая и тому, кто интересуется настоящей музыкой. «АлтайКай» по праву называют виртуозами, искусно владеющими всеми разновидностями кая и традиционными музыкальными инструментами. О мировом признании и о том, как важно быть ни на кого не похожим «Новостям Горного Алтая» рассказал Урмат Ынтаев – основатель, руководитель и продюсер группы
- Как начинался ваш творческий путь?
- Кайчы не является музыкантом в общепринятом смысле этого слова, он передает героические сказания от предков. На сегодняшний день эта традиция по большей части сохранилась в письменном виде, зафиксированная учеными, собирающими фольклор. А в той форме, в какой ее передавал Калкин, в конце 20 века прервалась. Алексей Григорьевич был выдающимся человеком, можно сказать, что он нес последнее дыхание культуры повествования. В нынешнем тысячелетии эпос «Маадай Кара» длиной в 7738 строк уже никто не исполняет, к сожалению. Моя прабабушка была кайчы, поэтому я могу сказать, что это все в крови. Мне способности передались от нее, а ей от своих предков. А вообще у нас семья музыкальная, все играют на инструментах: на баяне, на фортепиано, на гитаре, на топшуре. В 90-е годы я увидел ребят, которые могли свободно петь и играть на алтайских музыкальных инструментах, и это меня увлекло. Так я собрал вокруг себя музыкантов и создал фолк-рок группу «Караты-Каан». В ней были те ребята, которые позже вошли в «АтлайКай». А тогда мы шли к 21 веку, музыка вокруг менялась, хотелось преподнести ее в современном звучании. Поэтому пришлось синтезировать, делать доступные аранжировки, передавать людям с помощью электронных инструментов. В 2000 году я решил перейти к чисто фольклорной группе, потому что в основе кай лежит фольклор, и мне было важно исполнять именно его. Когда я переименовывал ансамбль, сразу думал о том, чтобы в названии была отражена наша алтайская сущность и чтобы люди не сомневались, из Тувы мы приехали или из Хакассии. Поэтому появился «АлтайКай», что дословно значит «алтайское горловое пение».
- «АлтайКай» сразу обрел свой стиль?
- После образования новой группы стал выезжать за пределы республики, смотрел, как работают музыканты, учился практической стороне дела. Тогда была конкуренция с другими регионами, в частности с исполнителями из Тувы, где горловое пение очень сильно распространено. И я понял, что нам нельзя быть похожими на них. Когда свои материалы показывал зарубежным продюсерам, они только говорили: «Ну, это горловое пение, у тувинцев такое же». Что вполне закономерно, ведь они заявили о себе гораздо раньше, еще в самом начале 90-х годов. Нам пришлось доказать, что алтайское горловое пение отличается от тувинского и монгольского. Например, есть всемирно известная группа «Хуун-Хуур-Ту», очень талантливый коллектив, состоящий из четырех музыкантов. Критики и большая аудитория на тот период времени кроме них в данном жанре никого и не видели. А я даже не смотрел на них, но, грубо говоря, у меня тоже в ансамбле оказались четыре парня. Таким составом мы записали первый альбом в Москве. Этот диск я дал послушать зарубежным продюсерам, и они сказали: «Вы похожи на «Хуун-Хуур-Ту»: то же количество музыкантов, костюмы мало отличаются от тувинских, скорее всего зритель не сможет вас отличить друг от друга». Проект необходимо было срочно видоизменить. И «АлтайКай» обрел свое лицо уже в другом составе.
- Как у вас в группе происходит распределение труда?
У каждого человека свой тембр горлового пения. Стили горлового пения, такие как каркыра, хоомей, сыгыт – сыбыскы, очень интересны и оригинальны. Кто-то владеет всеми тремя стилями, но у кого-то есть только один стиль, который звучит необычайно мощно. В группе мы совещаемся и распределяем партии, определяем репертуар. Мы начали искать свое направление, ссылаясь на алтайский фольклор, представляя его в современном виде, которое людям было бы приятно слушать. Основой репертуара был героический эпос, но мы должны были показать не только сказания, но и наши народные напевы, потому что в каждом районе есть свои мотивы. Их мы тоже использовали в творчестве. У нас есть и женский вокал. Продумали даже расстановку исполнителей на сцене в шахматном порядке: три солиста посредине и с двух сторон девушки. Из зала смотреть на это очень приятно. К тому же мы не сидели неподвижно все время, на наших концертах были и танцы, и дуэты. И я должен сказать, что музыкантов выбирал в каждом районе, а не только из своего родного Улагана. Мы все вместе размышляли над манерой игры, выстраивали собственную идеологию коллектива.
- Когда появились первые приглашения из-за рубежа?
- В 90-е я начал выезжать за границу один, где присутствовал как музыкант, продюсер и в качестве почетного гостя. С 2000 года «АлтайКай» часто гастролирует за рубежом. Благодаря полученному опыту я стал проводить фестивали на Алтае, раньше фестивалей горлового пения у нас не было, были местные выступления, но туда не приглашались исполнители из других регионов. Фестиваль горлового пения «Алтын-Тайга» был проведен уже четыре раза, и там принимали участие исполнители горлового пения из Хакассии, Тувы, Якутии, а также представители Японии, Англии, США.
- В 2003 году «АлтайКай» был занесен в Книгу рекордов Гиннесса за самое длительное исполнение горлового пения. Как это происходило?
- Во время выступлений в Москве мы вспомнили Алексея Григорьевича Калкина, который от трех до девяти суток мог исполнять кай. Пришла идея установить рекорд. Я связался с представителями Книги рекордов Гиннесса в Москве, они вообще удивились, какой рекорд можно поставить в горловом пении. Я все объяснил и пригласил на свой концерт, чтобы доказать возможность подобного события. Они пришли, им очень понравилось, но пока они думали, мы уже уехали в Горно-Алтайск. Так что представителям пришлось приехать к нам домой. По условиям рекорда мы не могли даже встать, потому что кай должен был звучать непрерывно. Через 4 часа и 26 минут у нас получилась пауза в десять секунд, так как руки устали играть на музыкальных инструментах. Комиссия Книги рекордов Гиннесса зафиксировала это время. На сегодняшний день этот рекорд не побит, аналогов нет.
- Подготовка перед исполнением кай имеет свои особенности?
- Распевка нужна, как и в любом вокальном деле. Мы распеваемся, когда настраиваем инструменты. Кай исполнять сложно технически, здесь важно попадать в ноты, точно переходить с одной техники на другую, напряжение мышц гортани и языка очень большое. Это умение чувствовать и управлять своим организмом.
– Вы сейчас даете мастер-классы по горловому пению в Горно-Алтайске?
-У нас школы как таковой пока нет, она только формируется. Мастер-классы мы проводили по районам и в Колледже культуры и искусств РА, а также за рубежом в Польше, Германии, Англии. У меня есть ученик из Белоруссии, который приедет буквально на днях.
- В прошлом году вы провели в Горно-Алтайске Фестиваль мировой музыки Алтай. Многие ожидали его повторения этим летом, однако фестиваля не было. Планируете ли вы его продолжение?
- Этот год был насыщен мероприятиями, мы просто физически не успели подготовить фестиваль. В следующем году, вероятно, проведем. Мэрия Горно-Алтайска в лице Виктора Александровича Облогина и Эжера Георгиевича Татина нам очень помогла в проведении фестиваля. Но формат мировой музыки предполагает свои особенности. Благодаря нашему участию в организации Мировой Музыки WOMEX мы смогли взять разрешение для проведения фестиваля в Горно-Алтайске. Члены данной международной организации представляют всевозможные музыкальные направления, кроме, поп-музыки. Туда входит и джаз, и фолк-рок, и этно, что все вместе называется мировой музыкой. Жюри организации, которое называют «семь самураев», каждый год меняет свой состав. Можно сказать, что WOMEX монополизировали европейские музыканты, и они диктуют ежегодно свою моду. Члены организации номинируются на премию World Music от английской компании BBC, получивший ее, считается признанным исполнителем мировой музыки. Вообще сложно попасть в это сообщество потому, что туда берут не просто талантливых, а профессиональных исполнителей высокого уровня. Из России там представлены всего три группы и два сольных исполнителя. В WOMEX мы вошли в 2007 году, и это дает нам право проводить фестивали мировой музыки, а также самим участвовать в крупнейших музыкальных мероприятиях. А в следующем году мне бы хотелось продемонстрировать всем, кто посетит наш фестиваль, самых разных исполнителей. Горловое пение есть и в Африке, и у северных народностей, но там горловым пением называют другое направление и звучание. Хочется показать людям, насколько разнообразной и удивительной может быть мировая музыка.
- «АлтайКай» участвует в интересных коллаборациях. На альбоме ремиксов кай звучит в электронной аранжировке, на «чешском» в сопровождении классической музыки, на вашем сольном диске – редкие техники горлового пения.
- Да, нам предлагают участие в разных проектах, и сейчас у нас есть возможность выбирать. «АлтайКай» на сегодня выпустил 12 альбомов, среди которых есть сборник ремиксов, DVD с видеоклипами, альбом, записанный на студии в США. Альбом «Жвени» с чешским государственным симфоническим оркестром мы записали в 2007 году. В переводе на русский язык диск называется «Диалог». В этом огромном проекте участвовало около сотни человек. И он был буквально незабываемым. У нас было турне, где мы давали сольные концерты и выступали совместно с оркестром. После полуторачасового прямого эфира в Праге люди узнавали нас на улице, в центре города невозможно было пройти. Тогда мы давали по два концерта в день, и на каждом зрители аплодировали стоя минут пятнадцать, мы выходили на поклон, нас не отпускали, приходилось исполнять на бис. В США на нашем концерте было 136 тысяч зрителей, когда мы выступали в Вирджинии. После мы познали всю приятную тяжесть автограф-сессии – люди не могли уйти без покупки наших дисков.
- Когда можно будет услышать «АлтайКай» в Горно-Алтайске?
- Группе исполняется 10 лет, хотелось бы сделать юбилейное выступление. Если успеем подготовиться осенью, то проведем в этом году, если нет-то в следующем.
- Сегодня вы состоявшийся исполнитель мирового уровня. Есть ли человек, которого вы бы могли назвать учителем?
-Я считаю своим учителем Алексея Григорьевича Калкина.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Варвара сыграла акустику в Боткинской больнице

News image

Варвара решила поддержать пациентов Боткинской больницы, страдающих раком крови.

Карельский ансамбль Sattuma сыграл финскую польку по-св

News image

Петрозаводский семейный фолк-ансамбль Sattuma впервые выступил в Москве.

Выступления:

News image

Концертное объединение Уральский хор

В начале октября 2003 произошло одно из важнейших событий культурной жизни Свердловской области.

News image

Репетиционные базы "HendrixStudio" для музыкантов

HendrixStudio это целая сеть репетиционных студий, они предоставляют потрясающие помещения, предназначенные для репетиций. Абсолютно каждая репет...

Интервью:

Мила Кикина: «У меня своя деревня!»

News image

Старые народные песни петь некому, новые еще не спели. Каковы русские народные песни двадцать первого века?

Читать

Инструменты

Домра

News image

Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент. Этимологические разыскания в родственных славянских языках показывают, что термин домра не...

Окарина

News image

Окарина - название произошло от итальянского Ocarina - гусенок . Ее форма обычно напоминает голову гуся. Окарина - род свистковой сосудообразной фл...

Авторизация



Новые альбомы:

«Тол Мириам» - «Песни черни»

News image

Среди прочих фолковых коллективов «Тол Мириам» выделяется пронзительностью интонаций.

Волга - Три поля . Шорохи памяти

News image

На первом поле завывает ветер. На втором – поменялись местами небо и земля. Третье поле окутано плотным туманом. Каждо...

Варвара – Выше Любви

News image

Варвара уже не первый год существует в нашем шоу-бизнесе в автономном режиме.

«Славяне. Выпуск второй»: язычество и традиции

News image

Компиляция песен для сборника под названием «Славяне» - задача изначально непростая.