Главная - Алтайская народная музыка - Пресса о Группу «АлтайКай»



Пресса о Группу «АлтайКай»

пресса о группу «алтайкай»

Группу «АлтайКай» представлять нет нужды – самый знаменитый коллектив алтайского горлового пения известен практически каждому жителю Горного Алтая и тому, кто интересуется настоящей музыкой. «АлтайКай» по праву называют виртуозами, искусно владеющими всеми разновидностями кая и традиционными музыкальными инструментами. О мировом признании и о том, как важно быть ни на кого не похожим «Новостям Горного Алтая» рассказал Урмат Ынтаев – основатель, руководитель и продюсер группы
- Как начинался ваш творческий путь?
- Кайчы не является музыкантом в общепринятом смысле этого слова, он передает героические сказания от предков. На сегодняшний день эта традиция по большей части сохранилась в письменном виде, зафиксированная учеными, собирающими фольклор. А в той форме, в какой ее передавал Калкин, в конце 20 века прервалась. Алексей Григорьевич был выдающимся человеком, можно сказать, что он нес последнее дыхание культуры повествования. В нынешнем тысячелетии эпос «Маадай Кара» длиной в 7738 строк уже никто не исполняет, к сожалению. Моя прабабушка была кайчы, поэтому я могу сказать, что это все в крови. Мне способности передались от нее, а ей от своих предков. А вообще у нас семья музыкальная, все играют на инструментах: на баяне, на фортепиано, на гитаре, на топшуре. В 90-е годы я увидел ребят, которые могли свободно петь и играть на алтайских музыкальных инструментах, и это меня увлекло. Так я собрал вокруг себя музыкантов и создал фолк-рок группу «Караты-Каан». В ней были те ребята, которые позже вошли в «АтлайКай». А тогда мы шли к 21 веку, музыка вокруг менялась, хотелось преподнести ее в современном звучании. Поэтому пришлось синтезировать, делать доступные аранжировки, передавать людям с помощью электронных инструментов. В 2000 году я решил перейти к чисто фольклорной группе, потому что в основе кай лежит фольклор, и мне было важно исполнять именно его. Когда я переименовывал ансамбль, сразу думал о том, чтобы в названии была отражена наша алтайская сущность и чтобы люди не сомневались, из Тувы мы приехали или из Хакассии. Поэтому появился «АлтайКай», что дословно значит «алтайское горловое пение».
- «АлтайКай» сразу обрел свой стиль?
- После образования новой группы стал выезжать за пределы республики, смотрел, как работают музыканты, учился практической стороне дела. Тогда была конкуренция с другими регионами, в частности с исполнителями из Тувы, где горловое пение очень сильно распространено. И я понял, что нам нельзя быть похожими на них. Когда свои материалы показывал зарубежным продюсерам, они только говорили: «Ну, это горловое пение, у тувинцев такое же». Что вполне закономерно, ведь они заявили о себе гораздо раньше, еще в самом начале 90-х годов. Нам пришлось доказать, что алтайское горловое пение отличается от тувинского и монгольского. Например, есть всемирно известная группа «Хуун-Хуур-Ту», очень талантливый коллектив, состоящий из четырех музыкантов. Критики и большая аудитория на тот период времени кроме них в данном жанре никого и не видели. А я даже не смотрел на них, но, грубо говоря, у меня тоже в ансамбле оказались четыре парня. Таким составом мы записали первый альбом в Москве. Этот диск я дал послушать зарубежным продюсерам, и они сказали: «Вы похожи на «Хуун-Хуур-Ту»: то же количество музыкантов, костюмы мало отличаются от тувинских, скорее всего зритель не сможет вас отличить друг от друга». Проект необходимо было срочно видоизменить. И «АлтайКай» обрел свое лицо уже в другом составе.
- Как у вас в группе происходит распределение труда?
У каждого человека свой тембр горлового пения. Стили горлового пения, такие как каркыра, хоомей, сыгыт – сыбыскы, очень интересны и оригинальны. Кто-то владеет всеми тремя стилями, но у кого-то есть только один стиль, который звучит необычайно мощно. В группе мы совещаемся и распределяем партии, определяем репертуар. Мы начали искать свое направление, ссылаясь на алтайский фольклор, представляя его в современном виде, которое людям было бы приятно слушать. Основой репертуара был героический эпос, но мы должны были показать не только сказания, но и наши народные напевы, потому что в каждом районе есть свои мотивы. Их мы тоже использовали в творчестве. У нас есть и женский вокал. Продумали даже расстановку исполнителей на сцене в шахматном порядке: три солиста посредине и с двух сторон девушки. Из зала смотреть на это очень приятно. К тому же мы не сидели неподвижно все время, на наших концертах были и танцы, и дуэты. И я должен сказать, что музыкантов выбирал в каждом районе, а не только из своего родного Улагана. Мы все вместе размышляли над манерой игры, выстраивали собственную идеологию коллектива.
- Когда появились первые приглашения из-за рубежа?
- В 90-е я начал выезжать за границу один, где присутствовал как музыкант, продюсер и в качестве почетного гостя. С 2000 года «АлтайКай» часто гастролирует за рубежом. Благодаря полученному опыту я стал проводить фестивали на Алтае, раньше фестивалей горлового пения у нас не было, были местные выступления, но туда не приглашались исполнители из других регионов. Фестиваль горлового пения «Алтын-Тайга» был проведен уже четыре раза, и там принимали участие исполнители горлового пения из Хакассии, Тувы, Якутии, а также представители Японии, Англии, США.
- В 2003 году «АлтайКай» был занесен в Книгу рекордов Гиннесса за самое длительное исполнение горлового пения. Как это происходило?
- Во время выступлений в Москве мы вспомнили Алексея Григорьевича Калкина, который от трех до девяти суток мог исполнять кай. Пришла идея установить рекорд. Я связался с представителями Книги рекордов Гиннесса в Москве, они вообще удивились, какой рекорд можно поставить в горловом пении. Я все объяснил и пригласил на свой концерт, чтобы доказать возможность подобного события. Они пришли, им очень понравилось, но пока они думали, мы уже уехали в Горно-Алтайск. Так что представителям пришлось приехать к нам домой. По условиям рекорда мы не могли даже встать, потому что кай должен был звучать непрерывно. Через 4 часа и 26 минут у нас получилась пауза в десять секунд, так как руки устали играть на музыкальных инструментах. Комиссия Книги рекордов Гиннесса зафиксировала это время. На сегодняшний день этот рекорд не побит, аналогов нет.
- Подготовка перед исполнением кай имеет свои особенности?
- Распевка нужна, как и в любом вокальном деле. Мы распеваемся, когда настраиваем инструменты. Кай исполнять сложно технически, здесь важно попадать в ноты, точно переходить с одной техники на другую, напряжение мышц гортани и языка очень большое. Это умение чувствовать и управлять своим организмом.
– Вы сейчас даете мастер-классы по горловому пению в Горно-Алтайске?
-У нас школы как таковой пока нет, она только формируется. Мастер-классы мы проводили по районам и в Колледже культуры и искусств РА, а также за рубежом в Польше, Германии, Англии. У меня есть ученик из Белоруссии, который приедет буквально на днях.
- В прошлом году вы провели в Горно-Алтайске Фестиваль мировой музыки Алтай. Многие ожидали его повторения этим летом, однако фестиваля не было. Планируете ли вы его продолжение?
- Этот год был насыщен мероприятиями, мы просто физически не успели подготовить фестиваль. В следующем году, вероятно, проведем. Мэрия Горно-Алтайска в лице Виктора Александровича Облогина и Эжера Георгиевича Татина нам очень помогла в проведении фестиваля. Но формат мировой музыки предполагает свои особенности. Благодаря нашему участию в организации Мировой Музыки WOMEX мы смогли взять разрешение для проведения фестиваля в Горно-Алтайске. Члены данной международной организации представляют всевозможные музыкальные направления, кроме, поп-музыки. Туда входит и джаз, и фолк-рок, и этно, что все вместе называется мировой музыкой. Жюри организации, которое называют «семь самураев», каждый год меняет свой состав. Можно сказать, что WOMEX монополизировали европейские музыканты, и они диктуют ежегодно свою моду. Члены организации номинируются на премию World Music от английской компании BBC, получивший ее, считается признанным исполнителем мировой музыки. Вообще сложно попасть в это сообщество потому, что туда берут не просто талантливых, а профессиональных исполнителей высокого уровня. Из России там представлены всего три группы и два сольных исполнителя. В WOMEX мы вошли в 2007 году, и это дает нам право проводить фестивали мировой музыки, а также самим участвовать в крупнейших музыкальных мероприятиях. А в следующем году мне бы хотелось продемонстрировать всем, кто посетит наш фестиваль, самых разных исполнителей. Горловое пение есть и в Африке, и у северных народностей, но там горловым пением называют другое направление и звучание. Хочется показать людям, насколько разнообразной и удивительной может быть мировая музыка.
- «АлтайКай» участвует в интересных коллаборациях. На альбоме ремиксов кай звучит в электронной аранжировке, на «чешском» в сопровождении классической музыки, на вашем сольном диске – редкие техники горлового пения.
- Да, нам предлагают участие в разных проектах, и сейчас у нас есть возможность выбирать. «АлтайКай» на сегодня выпустил 12 альбомов, среди которых есть сборник ремиксов, DVD с видеоклипами, альбом, записанный на студии в США. Альбом «Жвени» с чешским государственным симфоническим оркестром мы записали в 2007 году. В переводе на русский язык диск называется «Диалог». В этом огромном проекте участвовало около сотни человек. И он был буквально незабываемым. У нас было турне, где мы давали сольные концерты и выступали совместно с оркестром. После полуторачасового прямого эфира в Праге люди узнавали нас на улице, в центре города невозможно было пройти. Тогда мы давали по два концерта в день, и на каждом зрители аплодировали стоя минут пятнадцать, мы выходили на поклон, нас не отпускали, приходилось исполнять на бис. В США на нашем концерте было 136 тысяч зрителей, когда мы выступали в Вирджинии. После мы познали всю приятную тяжесть автограф-сессии – люди не могли уйти без покупки наших дисков.
- Когда можно будет услышать «АлтайКай» в Горно-Алтайске?
- Группе исполняется 10 лет, хотелось бы сделать юбилейное выступление. Если успеем подготовиться осенью, то проведем в этом году, если нет-то в следующем.
- Сегодня вы состоявшийся исполнитель мирового уровня. Есть ли человек, которого вы бы могли назвать учителем?
-Я считаю своим учителем Алексея Григорьевича Калкина.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Ива Нова и Anatomie Bousculaire: Баба Яга и Fuck

News image

Чего не умеет питерская фолк-рок группа Ива Нова - так это выйти и просто спеть свои песни. Концерты этого женского коллектива всегда отличаются не ...

Reelroadъ все объяснил про сосиски

News image

Свое 11-летие Reelroadъ отпраздновал в московском КЦ «Дом» целиком русской программой. Любопытно, что изначально Reelroadъ играл преимущественно ...

Выступления:

News image

Фольк-группа smoРОДИНА

Фольк-группа «smoРОДИНА» это альтернативный народный коллектив, который отражает глубинные корни русской фольклорной музыки, группа, которая смогла ...

News image

Государственный академический русский концертный оркест

В России издавна существовали ансамбли народных инструментов – гусляров, гудошников, лирников. В 70-х годах прошлого века европейскую известность по...

Интервью:

Пелагея готовит «очень важный альбом»

News image

Пелагее не сразу удалось выйти на сцену «Нашествия 2009». Ее музыканты застряли в автобусе где-то в 30 км от фестиваля, и приехали только через несколько часов после назначенного времени выступления...

Читать

Инструменты

Ложки

News image

С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального ин...

Рожок

News image

Первые письменные свидетельства о рожке появляются только во второй половине XVIII в. в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина и Гасри....

Авторизация



Новые альбомы:

Safety Magic - Voices

News image

Этноджазовый проект Safety Magic густо замесил в своем тесте едва ли не всех лучших в своем роде музыкантов страны. Ту...

«Рада и Терновник» – «Живое»

News image

Этот DVD имеет подзаголовок «концертное видео 1993 – 2007». Подборка дает объективное представление о том, как выгляде...

«Медвежий угол» - «Степи среди»

News image

Казанская фолк-рок-группа «Медвежий угол» попала в поле зрения Дмитрия Ревякина еще в 1997 году, когда она играла вмес...

«Кызыл-Москва 2004». Освежаем воспоминания

News image

Только что отгремел фестиваль «Кызыл-Москва 2005», а у почитателей тувинского горлового пения появилась возможность по...