Первого сентября 1969 года родился ансамбль «Песняры». Все эти десять лет они ищут новые варианты прочтения песен, прежде всего народных, стараясь выступить увлекательнее и ярче.
«Песняры» очень популярны, читатели просят «Неделю» рассказать о них. По нашей просьбе художественный руководитель ансамбля, заслуженный артист БССР Владимир МУЛЯВИН представляет своих ребят.
— Начну со «стариков». Владислав Мисевич играет на духовых и народных, инструментах. Зовем его «совестью ансамбля». Самоотдача в работе полная. На сцене шутить не любит, в жизни ироничен. Предпочитает разбираться во всем «от и до», называет это поисками истины. Леонид Тышко играет на бас-гитаре. Человек степенный. Поэт, пишет много стихов, но никому не показывает; предполагаем, что основная их тема — высокие материи. Для ансамбля написал несколько песен. На всех наших днях рождения дарит виновникам торжества остросатирические эпиграммы. Александр. Демешко — ударник, пожалуй, самый веселый из нас. Хобби — кулинария (выбор продиктован незаурядным аппетитом); находясь дома, не подпускает жену к плите, разве что разрешает помешать ложкой в кастрюле. Леонид Борткевич—наш вокалист. Пришел к нам с архитектурного факультета Белорусского политехнического. Очень лиричен, что отражается в манере пения. Прекрасно рисует и неплохо фотографирует. Любит пофилософствовать. Анатолий Кашепаров — тоже вокалист. Увлекается мотоциклами и автомашинами, жизнь распределяет между кабиной автомобиля, седлом мотоцикла и сценой. Органист Владимир Николаев схватывает все на лету, очень чуткий музыкант. Фанатик синтезированных звуков, даже если они странные. Кроме того, он — мим, поэтому, когда, спорит, необычайно выразителен внешне. Еще есть у нас два новичка: пианист Игорь Паливода и гитарист Владимир Ткаченко, выпускники Минской консерватории. Оба весьма полезны ансамблю.
Сам я ничем, кроме работы, не увлекаюсь. Говорят, очень суров на репетициях. Не отрицаю. Я — руководство, мне так и положено. В целом живем дружно; до недавнего времени в каждую поездку брали с собой футбольный мяч и обязательно устраивали встречу с какой-нибудь местной командой. Шура Демешко даже иногда забивал голы, потому что у него первый разряд по футболу. Сейчас играем меньше: возраст, увы, дает себя знать.
— Какие заботы у «Песняров» сегодня?
— Подводим итоги по случаю десятилетия. Уже можно говорить о профессиональной зрелости коллектива. Работаем над новой, юбилейной программой: концерты начнутся 1 сентября в зале столичной гостиницы «Россия». Это будет сюита, построенная на календарных народных празднествах и обычаях, с элементами театрализации. Хотим показать все творческие грани ансамбля, преподнести народную песню в оригинальной - форме. Для работы над программой мы пригласили художественного руководителя фольклорно - хореографического ансамбля «Хорошки» Валентину Гаевую. Академия наук БССР предоставила в наше распоряжение библиотеку, где есть до сих пор не изданные народные песни; помогает и Союз писателей Белоруссии.
— Какие работы ансамбля вы считаете наиболее серьезными?
— Произведения вокальной публицистики. Героическая тематика в репертуаре ансамбля отражена в песнях-балладах. Одна из первых — «Хатынь» Игоря Лученка; другие — «Баллада о комсомольском билете» и «Баллада о четырех заложниках», музыку которых написал я, мы показали на X Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине и стали лауреатами.
— Как вы выбираете песню?
— Коллегиально. И при работе над песней у каждого есть возможность предложить свое решение; я даю только общую идею, а дальше — разрабатывайте!
— Композиторы сотрудничают с вами охотно?
— С тех пор, как утвердился стиль и манера исполнения «Песняров». И пишут нам, учитывая специфику коллектива. Например, песней Пахмутовой на стихи Добронравова «Белоруссия» мы, как правило, начинаем каждый концерт. Дружим и с нашим земляком Игорем Лученком; исполнение ею «Хатыни» принесло нам звание лауреатов на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. А другие его «золотые» произведения — «Песня памяти Виктора Хары», «Мы идем по стране», ; «Спадчына», «Мой родны кут», одноактная опера на стихи купаловской поэмы «Курган»! Новинка, написанная им для ансамбля поэма легенда «Гусляр». Лученок пишет музыку и для нашей юбилейной программы. Он часто ездит с нами по стране, это истинный друг «Песняров».
— Какие ансамбли вы считаете примером для «Песняров»?
— «Орэро» — долговечный, стабильный коллектив. Не ориентируется на сию минуту модные эстрадные стандарты, всегда самобытен. Московские коллеги, на мой взгляд, слабее; они высокопрофессиональны по составам, но все какие-то одинаковые. Вообще же мы стараемся избегать влияния других ансамблей.
— Напомните, как вы выбрали название «Песняры»?
— Сначала назывались «Лявоны». Лявон — герой фольклора, белорусский вариант русского Иванушки. «Песняры» же — название, которое пришло нам в голову чуть позже. Оно точнее выражает нашу творческую позицию: песняр — это и поэт, и сказитель, воспевающий родную , землю, свой народ.
— Как встретила вас Москва в нынешние гастроли?
— Гостеприимно раскрыв зонтики. Когда мы выступали в Зеленом театре ВДНХ, хлынул дождь. Над нашими головами был брезент, над публикой его не было: площадка там открытая. Гремел гром, но, к чести ансамбля, нас было слышно даже сквозь его раскаты. А вообще, согласитесь, для артистов приятная картина: зонтики и сосредоточенные лица : слушателей, не покинувших театр из-за ливня...