Вопросы, связанные с осознанием текстов, или вопросы метатекстов, проблемы взаимоотношения устной и письменной форм культуры связываются в один узел, когда мы обращаемся к той области устной народной культуры, которая до сих пор являлась в науке намеренно забытой и которая здесь упоминалась, к области духовного стиха. (Не будем здесь останавливаться на всем комплексе проблем, связанных с духовными стихами, и на истории их изучения — это составляет отдельный предмет описания.) Мы осторожно называем духовный стих областью, а не жанром, хотя наши усилия будут сосредоточены на отыскании общих признаков, объединяющих все духовные стихи и одновременно противопоставляющих их другим жанрам.
Духовные стихи определяются обычно как эпические или лирические произведения религиозного характера или народные произведения на религиозные темы. Уже в этом случае стихи не вмещаются в рамки одного жанра, поскольку главное жанровое деление — деление на лирику и эпос. Если же классифицировать стихи более дробно, ориентируясь на фольклорные образцы, с ними сходные, то получим стихи, похожие на былины, на баллады, на лирические песни, даже на жестокие романсы, т.е. они распределяются по известным жанрам. Сомнения в жанровой самостоятельности духовных стихов высказал Д.М. Балашов, справедливо указавший, что в основу классификации не должен быть положен тематический принцип, и квалифицировавший некоторые духовные стихи, например стих о двух Лазарях, как типичную балладу на религиозные темы [Балашов, 1977].
Действительно, трудно понять, что может объединить такие стихи, как, например, стих о Егории Храбром, близкий к былинам, стих Об умолении матерью своего чада , похожий на жестокий романс; типичный кант и стихи покаянны. Ср.:
Зашипел он, злодей, по-змеиному,
Заревел злодей по-звериному
Устрашился у Егоры богатырский конь,
Пал конь на сыру землю ( Егории Храбрый ).
Умоляла мать родная свое милое дитя,
Пред кончиною рыдала, о судьбе ее грустя
( Об умолении матерью своего чада ).
Патриарси, трнумфствуйте,
Со пророки ликовствуите,
Со святыми торжествуйте! (стих-кант).
Како падох окаянный како удалихся
Бога благаго, како не трепещу страшнаго судища (стихи покаянны на 4-й глас).
Очевиден чрезвычайный стилистический разброс. Некоторые исследователи решительно отделяют традиционные духовные стихи от пришедших с латинского Запада псальм и кантов [см.: Яцимирский, 1889]; ср. также разделение стихов на старшие и младшие [Бессонов, 1861]. Не случайно А.И. Яцимирский определяет духовный стих как жанр — ведь после отделения традиционных стихов от поздних псальм и кантов первые приобретают некоторую стилистическую однородность. Существует также точка зрения, что термин духовные стихи искусственный, что народ этот вид поэзии так не называет [Митрофанова, 1977]. В.В Митрофанова предлагает называть народные тексты религиозного характера апокрифическими песнями .