Музыка древних мексиканцев - ацтеков, занимала чрезвычайно важное место в жизни общества и была неразрывно связана с религ. и культовыми обрядами. Она рассматривалась как часть ритуала и поэтому строго регламентировалась проф. кастой жрецов-музыкантов. Для избиравших профессию музыканта было обязательным многолетнее обучение в спец. школах (калмекак), имевшихся в Теночтитлане, Тепепулко, Тлателолко и др. городах.
Ацтеки считали музыку средством преим. коллективного, а не индивидуального выражения, поэтому у них преобладало ансамблевое исп., причём предпочитались такие экспрессивные качества звучания, как громкость, ясность, высокий регистр. Вокальная музыка всегда исполнялась в сопровождении инструментов. Ацтеки имели множество спец. песен - в честь солнца, разл. богов, героев и воен. побед, песни о животных, птицах, песни-заклинания от ветра, дождя, от стихийных бедствий. Имелись разл. танцы с пением и инстр. сопровождением, исполнявшиеся периодически, в определённые календарные даты религ. цикла, приуроченные к празднествам в честь богов, победы (в таких танцах иногда участвовало до 1000 чел.). Танцами и пением сопровождались мн. трудовые процессы. Существовали и танцы-пантомимы; нек-рые из них представляли собой своеобразные театрализованные действа с сюжетами, взятыми из повседневной жизни, из мифологии, а часто из истории.
Ацтеки имели самый богатый и разнообразный на территории Америки муз. инструментарий. Нек-рые из инструментов считались божеств. происхождения, другим - приписывалась магич. сила, третьи - символизировали определённые эмоциональные состояния: радость, веселье, чувственное наслаждение, печаль и др. Ацтекский инструментарий включал разл. типы барабанов: горизонтальные, выдолбленные из целого ствола дерева, с H-образными прорезями (тепонацтли); вертикальные, цилиндрические с кожаной мембраной, разных размеров - от маленьких до огромных, звук к-рых был слышен на расстоянии до 12 км (уэуэтл); барабаны с водяным резервуаром, накрытым тыквой (текомапилоа); барабаны из тыквы, из глины, из панциря черепахи, из золота (айотл); погремушки из высушенных тыквообразных плодов гуиро, наполненных мелкими камешками или сухими семенами (айякачтли и тцикауацтли); колокольчики из различного материала (койолли) и звенящие металлич. диски (чилилитли); свистульки (чичтли), морские раковины-трубы с просверленными в них отверстиями (атекоколли), флейты типа окарины (уилакапитцтли); двойные, тройные и даже счетверённые флейты с одним мундштуком (тлапитцалли); деревянные и костяные трубы (тепуцкикицтли). Имелись инстр. ансамбли и целые оркестры, сопровождавшие танцы.
Вся музыка ацтеков, как вокальная, так и инструментальная, базировалась на бесполутоновых пентатонных звукорядах. Осн. принципом мелодич. развития вок. музыки являлась периодич. повторность, иногда по типу секвенций, отд. кратких попевок. Нек-рая мелодич. бедность, монотонность вок. музыки возмещались ритмич. богатством инструментальной, использовавшей развитую систему ритмич. многоголосия.