Раги и ритмы

раги и ритмы

Оплотом всей североиндийской классической музыки является рага (или рага), очень сложная система звуковых тонов и мелодичных образов.

Каждая из двухсот главных раг определяется соответствующей только ей уникальной комбинацией тонов и акцентов, возрастания и затихания звука, определяемых правилами построения музыкальной фразы. В то время как индийская классическая музыка представляется слушателям весьма свободной от правил, именно для раг существует набор специфических требований, ограничивающих область импровизации исполнителем в пределах строго определенных границ. Если импровизатор блуждает где-то далеко от главной музыкальной темы, это исполнение уже не расценивается как классическая музыка. Быть музыкантом - виртуозом в Индии означает экстенсивную импровизацию без отхода от правил исполнения.

Некоторые раги связаны со специфическими сезонами года в Индии, так, есть рага дождя и рага весны , рага может быть мужской или женской, музыковеды классифицируют их согласно тому, подходят ли они лучше под мужской или женский голос. Каждая рага исполняется в определенное время дня, наиболее соответствующее духовно-эмоциональным качествам, возникающим в слушателе именно в этот период. Так, например, есть раги утра , исполняемые до и после восхода солнца, рага середины утра , рага начала полдня , рага уходящего полдня , рага раннего вечера и рага заката , рага ночи . Эта регламентация вызывает серьезные затруднения для исполнения раг в разных широтах. Идут даже серьезные споры, по часам или по цвету солнца определять наиболее правильное время исполнения.

Независимо от того, на каком инструменте сыграна рага - на ситаре, сароде или саранге, она разбивается на определенные этапы исполнения.

Сначала в свободном медленном ритме исполнитель как бы исследует выбранную рагу, тщательно расставляя акценты в музыкальных образах. Эта прелюдия - алаап - в руках опытного музыканта может длиться несколько часов, против нескольких минут для исполнителя-новичка. Для неискушенного слушателя это часто становилось испытанием, поскольку первая подготовительная часть иногда затягивалась настолько, что зрители не выдерживали и покидали зал. В результате, музыканты, под давлением наставников, вынуждены были сокращать алаап, стараясь поскорее перейти к середине и завершающей части композиции. При звукозаписи, когда время было ограничено объемом звуконосителя, проблема сокращения времени исполнения раг стала особенно актуальной в классической индийской музыке. Только впоследствии, после появлении СD, необходимость в искусственном сокращении времени исполнения отпала естественным образом, заставив музыкантов вернуться к традиционной свободной, не лимитированной временем форме исполнения раг.

В двух последующих частях - джорх и джхала, исполнитель уже добавляет элемент ритма, таким образом развивая мелодическую форму раги и исследуя ее в более сложной композиции.

И только в заключительной части, гатх, вступают ударные, обычно табла или пакхавадж. В этой завершающей части ударные - важный структурный элемент музыкальной композиции. Солист, в перерывах между полетами своей фантазии-импровизации, как бы оставляет место для исполнителя-ударника. И солист, и ударник импровизируют, время от времени повторяя друг друга и иногда допуская персональные изменения ритмичного контрапункта, акцентированного унисоном короткой совместной мелодии, называемой темой. Сама же заключительная часть, в свою очередь, разделена на три. Начинаясь в медленном темпе - виламбит, плавно увеличивается до среднего - мадхья, и, наконец, завершается в быстром темпе - друт.

Так же как рага является сложной композицией музыкальных образов, так и ритм в тале выражен через непростую систему повторяющихся акцентированных звуков, часто создаваемых просто хлопком в ладони. Тал составлен из множества циклических единиц (матра), каждый из которых представляет собой сложную комбинацию ритма и тембра.

Что особенно непривычно звучит для западного слушателя, так это то, что ритмически такт завершается не в конце, а в начале следующего, накладываясь друг на друга , такты образуют непрерывную череду музыкальных образов, где конец и начало переплелись в неразрывном единстве кажущейся незавершенности. Кульминационное завершение музыкальной фразы исполнители обычно подсказывают друг другу легким кивком головы. Зрители делают то же самое, чтобы выразить свое удовлетворение и оценку.

Принятыми формами выражения удовольствия считаются крики типа Вах! ( Браво! ) или Субхан Аллах! ( Слава Богу! )

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

«Веданъ Колодъ» провел этно-фестиваль в честь своего 5-

News image

Красноярская этно-группа «Веданъ Колодъ» отметила 5-летие мини-фестивалем в КЦ «Дом» с участием краснодарских и московских музыкантов. - Даже не ...

Фолк-фестиваль «Горлица» собрал женские голоса

News image

Недавно в Москве прошел первый акустический фолк-фестиваль «Горлица».

Выступления:

News image

РУССКИЙ КОНЦЕРТНЫЙ КВАРТЕТ СКАЗ

«Русский концертный квартет «Сказ» является одним из самых ярких камерных музыкальных профессиональных коллективов, основоположником ансамблевого н...

News image

Государственный национальный ансамбль песни и танца Кар

Мы — Государственный ансамбль песни и танца Карелии “Кантеле”.

Интервью:

Нино Катамадзе: Я купила себе арфу!

News image

Чего только не увидишь нынче в Сочи, на Третьем Зимнем фестивале Юрия Башмета. Это уж экстрим начался, по-другому не скажешь.

Читать

Инструменты

Гусли

News image

Слово гусли свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово гусли выражает совокупность ...

Кугиклы

News image

Кугиклы (кувиклы) - русская разновидность многоствольчатой флейты, известной науке под названием флейта Пана . Инструмент этот распространён в разн...

Авторизация



Новые альбомы:

Дмитрий Ревякин – «Жатва»

News image

Лидер группы «Калинов мост» остается одним из немногих концептуальных русских музыкантов, последовательно создающим св...

«Кызыл-Москва 2004». Освежаем воспоминания

News image

Только что отгремел фестиваль «Кызыл-Москва 2005», а у почитателей тувинского горлового пения появилась возможность по...

Башня Rowan – Ab Laternae . Дыхание концертов

News image

«Башня Rowan» – коллектив на самом деле спорный, стоящий особнячком на этнической сцене.

«Медвежий угол» - «Степи среди»

News image

Казанская фолк-рок-группа «Медвежий угол» попала в поле зрения Дмитрия Ревякина еще в 1997 году, когда она играла вмес...