Главная - Алтайская народная музыка - Международный курултай сказителей



Международный курултай сказителей

международный курултай сказителей

Курултай сказителей-кайчы открылся 20 июня в Улаганском районе традиционным выездом всадников и гимном Республики. Местом была выбрана большая поляна в 5 км не доезжая с. Улаган с высоким холмом, на котором гости и участники разбили палаточный лагерь, а склоны служили естественными зрительными рядами.Праздник имел широкий характер: организаторы совместили с ним 85-летие Улаганского района и республиканские соревнования по самбо. Поэтому событие ожидалось насыщенным, а по количеству зрелищных игр и состязаний, а также приехавших вышепоставленных гостей, не уступало Эл-Ойыну. На открытии со сцены звучали приветственные слова Министра культуры РА В. Кончева, главы Улаганского района И. Куюков, глав сельских поселений Улаганского района. Вообще с Эл-Ойыном у этого курултая было много общего: и традиционные скачки, и борьба Куреш, и традиционные алтайские игры (сбивание бабок плёткой-камчы, поднятие камня, конное состязание кёк бёрю), и этнографическая выставка аилов (домов) представителей разных районов республики, выступление танцевальных, популярных и детских творческих коллективов... Весь первый и часть второго дня, кроме того, рядом со сценой проходило состязание борцов самбо. На специальный приз от ансамбля АлтайКай прошли скачки на чубарых лошадях - джигитовка без седла на 2 км. В целом любой мог бы найти себе зрелище по душе, но стоит сказать, что всё это отвлекало от основного события, ради которого приехала наша экспедиция - от праздника горлового пения, сказительства, кая. Хотелось нам того или нет, но постоянно приходилось сравнивать этот более широкий, официальный, взятый под покров властей курултай с первым, на котором нам довелось побывать в 2004 г. И главное, что бросалось в глаза, что нельзя было бы назвать положительным - это спад интереса непосредственно к каю у зрителей. Вероятно, причина тому была в излишней насыщенности событиями этих коротких трёх дней, но если в 2004 г. зрителей было и меньше, все они внимательно следили за конкурсом, слушали сказителей и кайчистов. В этом году зрителей было гораздо больше (да и поляна находилась теперь ближе к населённому пункту, добраться жителям было легче), и весь склон, обращённый к сцене, был, кажется, всегда полон, однако общее ощущение оставалось удручающим: случайных людей, приехавших ради шумного праздника, собралось гораздо больше, толпа всегда держалась у торговых рядов и возникала по случаю зрелищных игр, в то время как людям не хватало внимания и терпения слушать кай со сцены. Конечно, это напряжение, это утомительно, причём не только для тех, кто не понимает языка, но и для самих алтайцев. Кай недаром является сакральным, он требует большого напряжения как от исполнителя, так и от слушателя. А тенденция российской культуры во всех сферах сейчас в направлении к зрелищности, развлекательности, серьёзное искусство любого формата замыкается среди небольшого круга ценителей и любителей. Алтай, как оказалось, не исключение тому, и наблюдать это, конечно, было грустно.
Вероятно, эта разношерстность публики была также причиной большого количества мусора, который завалил за первый день всю поляну перед сценой и склон холма. Несмотря на наличие мусорных баков, пустые пластиковые и стеклянные бутылки, одноразовая посуда, бумаги валялись повсюду и только после призыва со сцены главы Улаганского района к зрителям, чтобы мусор был немедленно убран, от него удалось избавиться, после чего даже пьяные пытались доносить бутылки до мусорки. Вероятно, об этом эпизоде даже не стоило бы упоминать в статье про праздник, ведь мусор - неизбежный продукт человеческой жизни, но потеря уважения к природе, к окружающей красоте - это ещё одна прискорбная тенденция последних лет на Алтае (да и всех регионов России), причём проявляется она не только от приезжих, туристов, т.е.людей временных на этой земле (многие из которых, откровенно говоря, имеют комплекс гостя и не станут мусорить), но и от местных, коренных, чьим заботам, казалось бы, предоставлена эта земля, которой все восхищаются.
Но достаточно о грустном. Как положительную тенденцию мы заметили, что количество исполнителей кая в республике, кажется, увеличивается. Конкурсная программа курултая была большая, выступающих очень много, и они сменялись на главной (и единственной) сцене без перерывов. Состязания шли в номинациях сказительство и стили горлового пения, в двух возрастных категориях - до 22 лет и после. Поэтому на одной сцене в один день можно было увидеть и мальчиков десяти лет, только осваивающих искусство кая, и признанных мастеров. Причём если в 2004 г. в первой категории насчитывалось совсем немного исполнителей, теперь она расширилась и начинающие кайчисты сменялись на сцене полдня. В жюри были У. Ынтаев, С. Урчимаев, И. Шинжин, Б. Байрышев. К сожалению, гостей из других стран, как это было на первом курултае, в этом году не было (что не помешало организаторам сохранить за праздником название международный ), но были исполнители из других регионов России: из Новосибирской, Томской, Кемеровской обл. (на фото - единственная женщина исполнительница кая на Курултае 2008 г., гостья из Горной Шории Чалдыз), из Москвы... Гости из Москвы и Томска выступали вне конкурса, в рамках фестиваля Созвездие земли великого Улу-Каана .

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

«Ива Нова» сВАРГАНила деньрожденческий концерт

News image

На дне рождения женской группы «Ива Нова» звучали варган и окарина, а мужчины пели про стриптиз. Семь лет назад группа «Ива Нова» отыграла первый...

Долина и Гвердцители почтили память Людмилы Зыкиной

News image

Концерт памяти Людмилы Зыкиной состоялся 16 июня в Crocus City Hall. От новой станции метро «Мякинино», построенной на собственные деньги Арасом Ага...

Выступления:

News image

«Шедевры русского многоголосия»

В программе: протяжные, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые песни и причитания разных областей России. Женский фольклорный ансамбль «Наро...

News image

Государственный оркестр русских народных инструментов

Оркестр народных инструментов под управлением заслуженного артиста России Игоря Тонина, Комитета по культуре Ленинградской области. Основан в 1988 г...

Интервью:

Надежда Бабкина (ч.2): Я хочу привлечь внимание к народ

News image

Продолжаем беседу с Надеждой Бабкиной, в которой этно-поп певица рассказывает о ее отношении к аутентичной этно-музыке. В первой части Надежда Бабкина рассказала про работу с энергиями, про фирме...

Читать

Инструменты

Калюка

News image

Для изготовления травяной дудуки или калюки , как её называли сельские жители Белгородской области, использовали засохшие стебли дудника, пустырник...

Балалайка

News image

Название балалайка , иногда встречающееся в форме балабайка - народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, балаканью струн во в...

Авторизация



Новые альбомы:

«Reelroadъ» - «Гуляю, гуляю»

News image

Русско-кельтский оркестр «Reelroadъ» окончательно, кажется, обрусился. Помнится, первый альбом группы почти целиком со...

Калинов Мост - «Ледяной Походъ»

News image

Новый альбом мессианской фолк-группы Калинов Мост выбивается из общего ряда релизов Ревякина. Вряд ли он станет самым ...

Башня Rowan – Ab Laternae . Дыхание концертов

News image

«Башня Rowan» – коллектив на самом деле спорный, стоящий особнячком на этнической сцене. Свой стиль музыканты именуют ...

Закачиваем музыку в телефон

News image

Самым часто используемым способом передачи песен с вашего ПК на мобильный телефон становится передача при помощи Bl...