Главная - Алтайская народная музыка - Международный курултай сказителей



Международный курултай сказителей

международный курултай сказителей

Курултай сказителей-кайчы открылся 20 июня в Улаганском районе традиционным выездом всадников и гимном Республики. Местом была выбрана большая поляна в 5 км не доезжая с. Улаган с высоким холмом, на котором гости и участники разбили палаточный лагерь, а склоны служили естественными зрительными рядами.Праздник имел широкий характер: организаторы совместили с ним 85-летие Улаганского района и республиканские соревнования по самбо. Поэтому событие ожидалось насыщенным, а по количеству зрелищных игр и состязаний, а также приехавших вышепоставленных гостей, не уступало Эл-Ойыну. На открытии со сцены звучали приветственные слова Министра культуры РА В. Кончева, главы Улаганского района И. Куюков, глав сельских поселений Улаганского района. Вообще с Эл-Ойыном у этого курултая было много общего: и традиционные скачки, и борьба Куреш, и традиционные алтайские игры (сбивание бабок плёткой-камчы, поднятие камня, конное состязание кёк бёрю), и этнографическая выставка аилов (домов) представителей разных районов республики, выступление танцевальных, популярных и детских творческих коллективов... Весь первый и часть второго дня, кроме того, рядом со сценой проходило состязание борцов самбо. На специальный приз от ансамбля АлтайКай прошли скачки на чубарых лошадях - джигитовка без седла на 2 км. В целом любой мог бы найти себе зрелище по душе, но стоит сказать, что всё это отвлекало от основного события, ради которого приехала наша экспедиция - от праздника горлового пения, сказительства, кая. Хотелось нам того или нет, но постоянно приходилось сравнивать этот более широкий, официальный, взятый под покров властей курултай с первым, на котором нам довелось побывать в 2004 г. И главное, что бросалось в глаза, что нельзя было бы назвать положительным - это спад интереса непосредственно к каю у зрителей. Вероятно, причина тому была в излишней насыщенности событиями этих коротких трёх дней, но если в 2004 г. зрителей было и меньше, все они внимательно следили за конкурсом, слушали сказителей и кайчистов. В этом году зрителей было гораздо больше (да и поляна находилась теперь ближе к населённому пункту, добраться жителям было легче), и весь склон, обращённый к сцене, был, кажется, всегда полон, однако общее ощущение оставалось удручающим: случайных людей, приехавших ради шумного праздника, собралось гораздо больше, толпа всегда держалась у торговых рядов и возникала по случаю зрелищных игр, в то время как людям не хватало внимания и терпения слушать кай со сцены. Конечно, это напряжение, это утомительно, причём не только для тех, кто не понимает языка, но и для самих алтайцев. Кай недаром является сакральным, он требует большого напряжения как от исполнителя, так и от слушателя. А тенденция российской культуры во всех сферах сейчас в направлении к зрелищности, развлекательности, серьёзное искусство любого формата замыкается среди небольшого круга ценителей и любителей. Алтай, как оказалось, не исключение тому, и наблюдать это, конечно, было грустно.
Вероятно, эта разношерстность публики была также причиной большого количества мусора, который завалил за первый день всю поляну перед сценой и склон холма. Несмотря на наличие мусорных баков, пустые пластиковые и стеклянные бутылки, одноразовая посуда, бумаги валялись повсюду и только после призыва со сцены главы Улаганского района к зрителям, чтобы мусор был немедленно убран, от него удалось избавиться, после чего даже пьяные пытались доносить бутылки до мусорки. Вероятно, об этом эпизоде даже не стоило бы упоминать в статье про праздник, ведь мусор - неизбежный продукт человеческой жизни, но потеря уважения к природе, к окружающей красоте - это ещё одна прискорбная тенденция последних лет на Алтае (да и всех регионов России), причём проявляется она не только от приезжих, туристов, т.е.людей временных на этой земле (многие из которых, откровенно говоря, имеют комплекс гостя и не станут мусорить), но и от местных, коренных, чьим заботам, казалось бы, предоставлена эта земля, которой все восхищаются.
Но достаточно о грустном. Как положительную тенденцию мы заметили, что количество исполнителей кая в республике, кажется, увеличивается. Конкурсная программа курултая была большая, выступающих очень много, и они сменялись на главной (и единственной) сцене без перерывов. Состязания шли в номинациях сказительство и стили горлового пения, в двух возрастных категориях - до 22 лет и после. Поэтому на одной сцене в один день можно было увидеть и мальчиков десяти лет, только осваивающих искусство кая, и признанных мастеров. Причём если в 2004 г. в первой категории насчитывалось совсем немного исполнителей, теперь она расширилась и начинающие кайчисты сменялись на сцене полдня. В жюри были У. Ынтаев, С. Урчимаев, И. Шинжин, Б. Байрышев. К сожалению, гостей из других стран, как это было на первом курултае, в этом году не было (что не помешало организаторам сохранить за праздником название международный ), но были исполнители из других регионов России: из Новосибирской, Томской, Кемеровской обл. (на фото - единственная женщина исполнительница кая на Курултае 2008 г., гостья из Горной Шории Чалдыз), из Москвы... Гости из Москвы и Томска выступали вне конкурса, в рамках фестиваля Созвездие земли великого Улу-Каана .

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Эта непрофессиональная народная музыка

News image

Этномеханика -- новая инициатива устроителей фестиваля СКИФ, часть программы по заполнению сетки расписания бывшего кинотеатра Прибой , отданного...

Калинов мост раскрыл Тайну древнего руна

News image

Акустический концерт группы «Калинов мост» состоялся 26 июня в ЦДХ. Дмитрий Ревякин объявил это выступление прощальным перед периодом летних отпуско...

Выступления:

News image

Академический хор русской песни Славянские напевы

Художественный руководитель - композитор, Заслуженный деятель искусств России Александр Григорьевич Дармастук. Коллектив Академический хор русско...

News image

Кристалл-Балалайка

Ансамбль Кристалл-Балалайка (Саратов) был создан в 1992 году выпускником Саратовской консерватории Сергеем Рябовым. Ансамбль стал лауреатом ко...

Интервью:

Пелагея: Когда люди занимаются музыкой, - надо доверять

News image

11 апреля в «Крокус Сити Холле» состоится большой сольный концерт Пелагеи. Перед концертом Пелагея рассказала о новой жизни уже вышедшего в интернете альбома «Тропы» и о том, как она видит свое буду...

Читать

Инструменты

Свирель

News image

Свирель - русский инструмент типа продольной флеты. Упоминаение о флейтах находят еще в древнегреческих мифах и легендах. Такой тип инструментов сущ...

Жалейка

News image

Слово жалейка не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к...

Авторизация



Новые альбомы:

Из истории рингтонов

News image

На данный момент рингтоны способны похвастаться своей весьма длительной историей. Вот первым владельцам мобильных т...

«Абвиотура» - «Тебенебо»

News image

Какие только причудливые формы ни принимает нынче этно-рок! И утяжеляется, и всякими электронными премудростями обраст...

Башня Rowan – Ab Laternae . Дыхание концертов

News image

«Башня Rowan» – коллектив на самом деле спорный, стоящий особнячком на этнической сцене. Свой стиль музыканты именуют ...

Туана – «Четвертое измерение»

News image

Это третий по счету и первый «официальный» альбом певицы, скрывающейся под псевдонимом Туана, и поющей в стилистике po...

http://www.sgvolga.ru/ автоматические ворота ритерна секционные ворота.