Главная - Алтайская народная музыка - Международный курултай сказителей



Международный курултай сказителей

международный курултай сказителей

Курултай сказителей-кайчы открылся 20 июня в Улаганском районе традиционным выездом всадников и гимном Республики. Местом была выбрана большая поляна в 5 км не доезжая с. Улаган с высоким холмом, на котором гости и участники разбили палаточный лагерь, а склоны служили естественными зрительными рядами.Праздник имел широкий характер: организаторы совместили с ним 85-летие Улаганского района и республиканские соревнования по самбо. Поэтому событие ожидалось насыщенным, а по количеству зрелищных игр и состязаний, а также приехавших вышепоставленных гостей, не уступало Эл-Ойыну. На открытии со сцены звучали приветственные слова Министра культуры РА В. Кончева, главы Улаганского района И. Куюков, глав сельских поселений Улаганского района.

Вообще с Эл-Ойыном у этого курултая было много общего: и традиционные скачки, и борьба Куреш, и традиционные алтайские игры (сбивание бабок плёткой-камчы, поднятие камня, конное состязание кёк бёрю), и этнографическая выставка аилов (домов) представителей разных районов республики, выступление танцевальных, популярных и детских творческих коллективов... Весь первый и часть второго дня, кроме того, рядом со сценой проходило состязание борцов самбо. На специальный приз от ансамбля АлтайКай прошли скачки на чубарых лошадях - джигитовка без седла на 2 км. В целом любой мог бы найти себе зрелище по душе, но стоит сказать, что всё это отвлекало от основного события, ради которого приехала наша экспедиция - от праздника горлового пения, сказительства, кая. Хотелось нам того или нет, но постоянно приходилось сравнивать этот более широкий, официальный, взятый под покров властей курултай с первым, на котором нам довелось побывать в 2004 г. И главное, что бросалось в глаза, что нельзя было бы назвать положительным - это спад интереса непосредственно к каю у зрителей. Вероятно, причина тому была в излишней насыщенности событиями этих коротких трёх дней, но если в 2004 г. зрителей было и меньше, все они внимательно следили за конкурсом, слушали сказителей и кайчистов.

В этом году зрителей было гораздо больше (да и поляна находилась теперь ближе к населённому пункту, добраться жителям было легче), и весь склон, обращённый к сцене, был, кажется, всегда полон, однако общее ощущение оставалось удручающим: случайных людей, приехавших ради шумного праздника, собралось гораздо больше, толпа всегда держалась у торговых рядов и возникала по случаю зрелищных игр, в то время как людям не хватало внимания и терпения слушать кай со сцены. Конечно, это напряжение, это утомительно, причём не только для тех, кто не понимает языка, но и для самих алтайцев. Кай недаром является сакральным, он требует большого напряжения как от исполнителя, так и от слушателя. А тенденция российской культуры во всех сферах сейчас в направлении к зрелищности, развлекательности, серьёзное искусство любого формата замыкается среди небольшого круга ценителей и любителей. Алтай, как оказалось, не исключение тому, и наблюдать это, конечно, было грустно.

Вероятно, эта разношерстность публики была также причиной большого количества мусора, который завалил за первый день всю поляну перед сценой и склон холма. Несмотря на наличие мусорных баков, пустые пластиковые и стеклянные бутылки, одноразовая посуда, бумаги валялись повсюду и только после призыва со сцены главы Улаганского района к зрителям, чтобы мусор был немедленно убран, от него удалось избавиться, после чего даже пьяные пытались доносить бутылки до мусорки. Вероятно, об этом эпизоде даже не стоило бы упоминать в статье про праздник, ведь мусор - неизбежный продукт человеческой жизни, но потеря уважения к природе, к окружающей красоте - это ещё одна прискорбная тенденция последних лет на Алтае (да и всех регионов России), причём проявляется она не только от приезжих, туристов, т.е.людей временных на этой земле (многие из которых, откровенно говоря, имеют комплекс гостя и не станут мусорить), но и от местных, коренных, чьим заботам, казалось бы, предоставлена эта земля, которой все восхищаются.

Но достаточно о грустном. Как положительную тенденцию мы заметили, что количество исполнителей кая в республике, кажется, увеличивается. Конкурсная программа курултая была большая, выступающих очень много, и они сменялись на главной (и единственной) сцене без перерывов. Состязания шли в номинациях сказительство и стили горлового пения, в двух возрастных категориях - до 22 лет и после. Поэтому на одной сцене в один день можно было увидеть и мальчиков десяти лет, только осваивающих искусство кая, и признанных мастеров. Причём если в 2004 г. в первой категории насчитывалось совсем немного исполнителей, теперь она расширилась и начинающие кайчисты сменялись на сцене полдня. В жюри были У. Ынтаев, С. Урчимаев, И. Шинжин, Б. Байрышев. К сожалению, гостей из других стран, как это было на первом курултае, в этом году не было (что не помешало организаторам сохранить за праздником название международный ), но были исполнители из других регионов России: из Новосибирской, Томской, Кемеровской обл. (на фото - единственная женщина исполнительница кая на Курултае 2008 г., гостья из Горной Шории Чалдыз), из Москвы... Гости из Москвы и Томска выступали вне конкурса, в рамках фестиваля Созвездие земли великого Улу-Каана .

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

«Пустые Холмы» как художественный процесс

News image

Фестиваль, аналогов которому в России нет, продолжает реализовывать свободу творчества для каждого.

Чодураа Тумат дала первый сольный концерт

News image

Чодураа Тумат первой нарушила традиционный тувинский запрет на исполнение горлового пения женщинами, основав женский фольклорный коллектив «TyvaKyzy...

Выступления:

News image

Оркестр русских народных инструментов Санкт-Петербургск

Народный коллектив России, Оркестр Русских Народных инструментов был создан при Санкт-Петербургском Государственном Университете в 1953 году Михаил...

News image

«Народный праздник»: заметки к биографии

Московский фольклорно-этнографический ансамбль «Народный праздник» в ряду преемников традиции выделяется как первооткрыватель новых путей освоения ф...

Интервью:

Хелависа: Стало больше профессионализма, и страх ушел

News image

Солистка Мельницы Хелависа рассказала на Нашествии 2009 , что уже не боится петь после Алисы . - Сегодня вы сыграли старые хиты в более роковой аранжировке. С чем это связано? Вы меняете звуч...

Читать

Инструменты

Кугиклы

News image

Кугиклы (кувиклы) - русская разновидность многоствольчатой флейты, известной науке под названием флейта Пана . Инструмент этот распространён в разн...

Ложки

News image

С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального ин...

Авторизация



Новые альбомы:

«Тол Мириам» - «Песни черни»

News image

Среди прочих фолковых коллективов «Тол Мириам» выделяется пронзительностью интонаций.

«ТоТо-ОноТо» - «Искорки»

News image

Экс-солист группы «Глупый белый» Егор Львов и ди-джей LONGLI выпустили в высшей степени странный альбом «Искорки».

«Волга» - «Помол»

News image

Этноэлектронному проекту «Волга» впервые удалось скрестить аутентичный русский фолк с актуальной электронной музыкой. ...

Safety Magic - Voices

News image

Этноджазовый проект Safety Magic густо замесил в своем тесте едва ли не всех лучших в своем роде музыкантов страны.