«БЕЛЫЙ ОСТРОГ»

«белый острог»

Инструментальный дуэт, в составе которого лишь скрипка и гитара – казалось бы, не самый перспективный формат для среднестатистического слушателя. Может показаться, что в таком составе будет «не хватать» традиционных ударных, линии баса, что будут ограничены возможности солирующих инструментов, что сама по себе музыка будет претендовать скорее на камерность и интеллектуальность, чем на зажигательность.

Однако «Белый Острог» - то исключение из правила, которое и делает всякие правила бессмысленными. Творчество этого коллектива настолько естественно и настолько качественно, что после знакомства с ним начинают казаться «неправильными» уже именно традиционные струнные дуэты. Юрий Матвеев и Артем Якушенко, создатели «Белого острога», сумели своей музыкой установить новый стандарт качества для выбранного формата группы, и в мире им едва ли найдутся конкуренты. Мэтти Эрнандес, критик MTV, сказал о них: «Эти двое делают столько же, сколько шесть человек из Dave Matthews Band».

«Белый острог» был официально образован на берегах Байкала двумя жителями Иркутска в 1992 году, хотя к тому моменту гитарист Юрий Матвеев и скрипач Артем Якушенко уже несколько лет не просто играли вместе, но и выступали на фестивалях за пределами родного города (так, им принадлежат дипломы лучших исполнителей Всесоюзного джазового фестиваля в Новосибирске в 1986 году). Музыканты успели поработать в группе «Театр Пилигримов», писали музыку для спектаклей, гастролировали по стране, выполнили первые зарубежные выезды в Перу и Германию и только после фестиваля «Рок Чистой Воды» на Волге решили создать свой коллектив.

Инструментальная музыка, заразительные мелодии, огненно виртуозное исполнение, потрясающая самоотдача, магия этнических штрихов, безукоризненное взаимодействие исполнителей. Это ни на что не похоже. «Белый острог», как и любой оригинальный коллектив, не подпадает под классификацию: самое близкое определение – world music, хотя скорее это новый стиль, еще не имеющий названия и еще не имеющий последователей.

Первыми записями дуэта стали магнитоальбомы, столь популярные в России в первые годы перестройки из-за невозможности издавать качественные компакт-диски. Магнитоальбомов на счету «Белого острога» больше десятка. Однако со временем появились и CD, которые выходили сначала только в России («Особая реальность», «Пещера древних», «Забытое имя»), а затем и в США («Two Siberians»). Музыка коллектива к балету «Любовь моя – цвет зеленый» номинировалась на Российскую театральную премию «Золотая маска», а работа группы для сериала «Next» сделала его имя по-настоящему популярным среди широкого круга слушателей.

Среди фестивалей, в которых довелось участвовать сибирякам – форумы самого разнообразного формата и географии. Фестивали искусств в Турку (Финляндия) и Тахо (США), фестиваль северных стран в Тромсе (Норвегия), фестиваль кантри в Рино (США), кинофестиваль «Созвездие» в Архангельске, общемузыкальные фестивали в Нью-Лондоне (США), Осло (Норвегия) и Санкт-Петербурге, джазовые фестивали во многих странах мира – все это доказывает, что музыка «Белого острога» интересна поклонникам практически всех музыкальных жанров, более того – она интересна и для именитых музыкантов, занимающих высокие места в мировой табели о рангах. В записи второго американского диска «Белого острога», «Out Of Nowhere», российским музыкантам по собственному желанию помог такой безусловный джазовый авторитет, как саксофонист Майкл Бреккер; отметился на этом диске и великолепный бас-гитарист Ричард Бона.
«Этносфера. Русские сессии - 2005»: Интервью

Юрий Матвеев: Мы – дуэт «Белый острог». Или «Двое из Сибири», потому что мы родом из Сибири, с легендарного озера Байкал. Вот уже пять лет работаем в Нью-Йорке, в марте 2005 выпустили компакт–диск, но кроме этого мы развиваемся и в России.


Наша музыка - авторская, то есть мы ее сами сочиняем и исполняем. В ней есть элементы джаза (потому что мы этому учились), элементы рока (потому что мы это любим), есть этнические элементы (потому что это в нашей крови и это внутри нас)...

Нельзя одним стилем охарактеризовать нашу музыку. Это современная инструментальная музыка. Так исторически сложилось, что мы играем вдвоем - гитара и скрипка. Но поскольку мы любим рок-музыку, любим мощное звучание, любим выступать на больших площадках, на стадионах, то, во-первых, стараемся аранжировки делать масштабного характера, а во-вторых, используем процессоры, электрогитару дополняем разными звуками. Но мы не используем фонограмму, наша музыка играется живьем и в реальном времени, для нашей страны это большое достижение.


Мы объездили всю Европу, играли на разных фестивалях, джазовых, этнических, фестивалях всемирной музыки, даже на театральных фестивалях играли, поскольку мы сотрудничаем с театрами, пишем музыку для театра и кино. Например, недавно в России мы написали музыку к трем сериалам, это «Next-2», «Next-3» и «КГБ в смокинге», закончили работу над новым фильмом, рабочее название которого «Граф Монтенегро», писали для европейского театра и кино, для балетов.

В нашем концертном репертуаре более двухсот композиций, там есть и лирические, и джазовые, и этнические композиции. Мы не используем в своей музыке народные темы целиком - скорее, используем народные интонации. Народная музыка очень схожа. Мы изучали скандинавскую народную музыку, балканскую, даже японскую, музыку театра Кабуки, когда писали музыку к японской сказке. Эти интонации приходят, когда вживаешься в содержание народной музыки.

Артем Якушенко: Нам очень комфортно работать вдвоем, мы много репетируем, поэтому хорошо чувствуем друг друга, хотя достигнуть хорошего чувства ансамбля не так легко. Объединяет цель, задача, потому что главное на сцене – не спорить, а соединять.

Однажды был такой спор: люди предложили нам сыграть на Арбате, они считали, что мы заработаем кучу денег. И они проиграли, а мы выиграли. Бутылку виски. На Арбате мы ни копейки не заработали.

Ну а на Тайм-Сквер у нас был большой уличный проект, в самом центре, мы работали три дня, играли по одиннадцать часов, продали четыре тысячи пластинок, нас показывали по разным каналам, интересный был проект. Вот там мы заработали.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Фолк-фестиваль «Горлица» собрал женские голоса

News image

Недавно в Москве прошел первый акустический фолк-фестиваль «Горлица».

Reelroadъ все объяснил про сосиски

News image

Свое 11-летие Reelroadъ отпраздновал в московском КЦ «Дом» целиком русской программой.

Выступления:

News image

Государственный национальный ансамбль песни и танца Кар

Мы — Государственный ансамбль песни и танца Карелии “Кантеле”.

News image

Ансамбль Иван-Чай

Гусляр Роман Опричник и его центр ИВАН-ЧАЙ предлагает Вам ознакомиться со своим творчеством и рассмотреть возможность взаимовыгодного сотрудничест...

Интервью:

Надежда Бабкина (ч.1): Кто сказал, что это правильно, а

News image

Надежда Бабкина как-то незаметно подобралась к круглой дате. «Мне 60..

Читать

Инструменты

Жалейка

News image

Слово жалейка не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к...

Ложки

News image

С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального ин...

Авторизация



Новые альбомы:

Le Turkus-Kai – «Sundown on Santorini»

News image

Под загадочным именем Le Turkus скрывается гитарист Иосиф Левитис, весьма примечательная фигура. Получив в Америке отм...

«Календарь» - «Реки Богов»

News image

Группа «Календарь» - одно из самых ярких музыкальных проявлений того движения на сломе веков, которое парадоксальным о...

«Пелагея» - «Тропы»

News image

Покряхтывания перегруженных процессорами нойзовых гитар, традиционная ритм-секция и прозрачный чистый вокал самой голо...

Башня Rowan – Ab Laternae . Дыхание концертов

News image

«Башня Rowan» – коллектив на самом деле спорный, стоящий особнячком на этнической сцене.