Главная - Ансамбль Песняры - Хронология признательности


Хронология признательности

 хронология признательности

Начало было трудным. А лежало оно в идее организовать коллектив, основу репертуара которого составляла бы белорусская народная песня, увиденная и «прочитанная» днем сегодняшним: его ритмами, его настроением... Но сразу полностью реализовать свои замыслы ребята не могли. И публика была не подготовлена (так им казалось), и, чего греха таить, критики тогда считали, что любое прикосновение современных ритмов к народному фольклору - надругательство над мелосом. Но идея вдохновляла.
И вот в сентябре 1969 года состоялся официальный прием первой программы нового, никому не известного коллектива «Лявоны». Руководитель и вдохновитель - Владимир Мулявин.
Нельзя сказать, что первое выступление народившегося ансамбля повергло всех в восторг. Однако главное оценили - высокопрофессиональный вокал и инструментарий. Критиковали за «Ой, рана на Ивана», «Купалинку»... Словом, за тот решительный шаг, который молодые артисты сделали в сторону качественно нового возрождения белорусской народной песни. Но, сказав «а», надо было говорить «б».
В 1970 году группа принимает участие в IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Коллектив привез в Москву не только новый репертуар, но и новое название - «Песняры». Над ним думали много и все. Были: «Молодые голоса», «Орлы»... Остались «Песняры».
На втором туре минчане поют чисто фольклорные композиции. И вот он, кажется, парадокс! Зал «захлебывается» от аплодисментов. И жюри, отмечая высокий профессионализм исполнителей, героико - патриотическую направленность произведений, исполняемых в первом туре, высоко оценивает бережное отношение музыкантов к народному творчеству, умение сохранить мелодическую прелесть народной основы.
Мнения единогласны: «Песняры» заслужили самую высокую награду конкурса. Это сообщение «свалилось» на ребят за кулисами, прямо перец выходом на заключительный концерт. И оно было настолько неожиданным, что бывшие «Лявоны» запели в разных тональностях. Так и прозвучали они впервые по ЦТ. На сей счет была сказана одна только фраза: «Да, лауреатов мы им дали рановато...» Сказал ее председатель жюри, Но, как бы там ни было, именно этот конкурс, эта поддержка московской публики принесли уверенность в правильности выбранного направления. И как результат — уже в следующем году — успех на международной арене, в Сопоте, где «Песняры» представляли отечественную грамзапись. Затем выступления на X Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине, гастроли по Советскому Союзу, Чехословакии, ГДР, Болгарии, ФРГ, Югославии, США...
Да, это была первая советская вокально-инструментальная группа за океаном. Американская пресса окрестила тогда поездку «русским вторжением на западном рок-фронте». Журналисты в своих отчетах с концертов писали: «Коллектив, который очень оригинален, самобытен, музыкален, с потрясающим вокалом, конечно же, найдет своих поклонников среди американской молодежи». И уже потом, в конце турне: «Песняры» заслужили, чтобы им аплодировали стоя».
И им аплодировали стоя. В небольшом городе на юге Америки и в Вологде, в Москве и Праге...
Современную музыку часто сравнивают с калейдоскопом. Меняются имена исполнителей, названия мелодий и ансамблей - «звезд одной, двух песен». Редко случается, что новое имя на рок-сцене держится год, и уже совсем нечасто оно пользуется успехом на протяжении нескольких лет.
«Песнярам» десять лет. И все это время коллектив идет в фарватере современного музыкального искусства, сохраняя свое творческое лицо. Традиционно высокая культура вокального мастерства, искренность, эмоциональность... Их пение привлекает и захватывает настоящим чувством, чистотой интонации, глубоким проникновением в характер музыкально - поэтических образов.
С одной стороны — жалейка, с другой — синтезатор с компьютерной памятью, бас-гитара и лира. Современность и традиция, огромное музыкальное воображение и техника... И все-таки главная причина успеха — они свято верят в то, что делают. И отдают своему творчеству все, без оглядок и экономии.
Руководитель ансамбля, заслуженный артист Белорусской ССР Владимир Мулявин рассказывает:
— «..Изменилась аппаратура. Помню, в первые годы у нас были самодельные усилители, которые хрипели, дымились, свистели, а иногда и горели. «Изменилось отношение к творчеству. Если раньше нам могли простить какие-то ошибки, то теперь мы не имеем права их допускать. Отсюда увеличился процент черновой работы. Вот вам пример: свою юбилейную программу мы готовили на 2 часа, сделали на 3, а оставили всего 50 минут. Почему так? Пусть то, что осталось «за бортом», и выше в профессиональном отношении, но, исполнив эти произведения, мы бы в чем-то повторились.
Незыблемой осталась позиция. Наш путь — именно народная песня, композиции со своим почерком. Повзрослел коллектив, но отношения между людьми остались те же. Не только в творческом плане, но и в чисто человеческом. Это много значит. Ведь мы все время вместе: из 10 лет, пожалуй, семь провели в гастрольных поездках. И в Минске тоже вместе — репетиции...
— Приверженность теме — это понятно. Но не кроются ли здесь зерна рутины? Не кажется ли Вам как руководителю, что группа несколько статична — нет режиссуры?
- Сделать что-то новое - это всегда проблема. Другая проблема - как это новое сделать, чтобы оно вытекало из того, что уже достигнуто.
Вы помните «Песнь о доле». Во многих фрагментах она показала, что режиссера пока у нас нет. Лучше ничего не делать на сцене, чем делать плохо. Здесь тоже надо быть оригинальным... - За 10 лет тысячи концертов, 5 пластинок, несколько фильмов, тысячи километров магнитопленки с вашими записями... Вы довольны?
- Каждый человек так устроен, что он вряд ли когда-нибудь будет доволен. Помните, у Льва Толстого в «Войне и мире» есть строки о том, что вечная тревога, труд, борьба, лишения — это необходимые условия, из которых не должен сметь думать выйти хоть на секунду ни один человек... А спокойствие - душевная подлость.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Надежда Кадышева похудела под новые платья

News image

Этно-поп-дива сбросила вес и сшила новые концертные костюмы.

Анастасия Паписова выступила на шотландском фолк-фестив

News image

Солистка группы Meldis Анастасия Паписова выступила на фолк-фестивале 16th Arran Folk Festival, который проходил на острове Арран в Шотландии.

Выступления:

News image

Оркестр русских народных инструментов Санкт-Петербургск

Народный коллектив России, Оркестр Русских Народных инструментов был создан при Санкт-Петербургском Государственном Университете в 1953 году Михаил...

News image

Струнный оркестр русских народных инструментов Здравиц

Оркестр Здравица — единственный в России.

Интервью:

Надежда Бабкина (ч.2): Я хочу привлечь внимание к народ

News image

Продолжаем беседу с Надеждой Бабкиной, в которой этно-поп певица рассказывает о ее отношении к аутентичной этно-музыке.

Читать

Инструменты

Гусли

News image

Слово гусли свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово гусли выражает совокупность ...

Варган

News image

Варган (от лат. organum - музыкальный инструмент) - один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший с...

Авторизация



Новые альбомы:

Тандалай и Disen Gage сделали совместный проект

News image

3 февраля в 18-00 в Центральном Доме Художника состоится концерт Тандалай и группы Disen Gage.

«Пелагея» - «Тропы»

News image

Покряхтывания перегруженных процессорами нойзовых гитар, традиционная ритм-секция и прозрачный чистый вокал самой голо...

«Yarga sound system» - «Live»

News image

«Группа «Ва-Та-Га» ушла в бессрочный отпуск», – гласит надпись на сайте одной из лучших отечественных этноэлектронных ...

Закачиваем музыку в телефон

News image

Самым часто используемым способом передачи песен с вашего ПК на мобильный телефон становится передача при помощи Bl...