Начало было трудным. А лежало оно в идее организовать коллектив, основу репертуара которого составляла бы белорусская народная песня, увиденная и «прочитанная» днем сегодняшним: его ритмами, его настроением... Но сразу полностью реализовать свои замыслы ребята не могли. И публика была не подготовлена (так им казалось), и, чего греха таить, критики тогда считали, что любое прикосновение современных ритмов к народному фольклору - надругательство над мелосом. Но идея вдохновляла.
И вот в сентябре 1969 года состоялся официальный прием первой программы нового, никому не известного коллектива «Лявоны». Руководитель и вдохновитель - Владимир Мулявин.
Нельзя сказать, что первое выступление народившегося ансамбля повергло всех в восторг. Однако главное оценили - высокопрофессиональный вокал и инструментарий. Критиковали за «Ой, рана на Ивана», «Купалинку»... Словом, за тот решительный шаг, который молодые артисты сделали в сторону качественно нового возрождения белорусской народной песни. Но, сказав «а», надо было говорить «б».
В 1970 году группа принимает участие в IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Коллектив привез в Москву не только новый репертуар, но и новое название - «Песняры». Над ним думали много и все. Были: «Молодые голоса», «Орлы»... Остались «Песняры».
На втором туре минчане поют чисто фольклорные композиции. И вот он, кажется, парадокс! Зал «захлебывается» от аплодисментов. И жюри, отмечая высокий профессионализм исполнителей, героико - патриотическую направленность произведений, исполняемых в первом туре, высоко оценивает бережное отношение музыкантов к народному творчеству, умение сохранить мелодическую прелесть народной основы.
Мнения единогласны: «Песняры» заслужили самую высокую награду конкурса. Это сообщение «свалилось» на ребят за кулисами, прямо перец выходом на заключительный концерт. И оно было настолько неожиданным, что бывшие «Лявоны» запели в разных тональностях. Так и прозвучали они впервые по ЦТ. На сей счет была сказана одна только фраза: «Да, лауреатов мы им дали рановато...» Сказал ее председатель жюри, Но, как бы там ни было, именно этот конкурс, эта поддержка московской публики принесли уверенность в правильности выбранного направления. И как результат — уже в следующем году — успех на международной арене, в Сопоте, где «Песняры» представляли отечественную грамзапись. Затем выступления на X Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине, гастроли по Советскому Союзу, Чехословакии, ГДР, Болгарии, ФРГ, Югославии, США...
Да, это была первая советская вокально-инструментальная группа за океаном. Американская пресса окрестила тогда поездку «русским вторжением на западном рок-фронте». Журналисты в своих отчетах с концертов писали: «Коллектив, который очень оригинален, самобытен, музыкален, с потрясающим вокалом, конечно же, найдет своих поклонников среди американской молодежи». И уже потом, в конце турне: «Песняры» заслужили, чтобы им аплодировали стоя».
И им аплодировали стоя. В небольшом городе на юге Америки и в Вологде, в Москве и Праге...
Современную музыку часто сравнивают с калейдоскопом. Меняются имена исполнителей, названия мелодий и ансамблей - «звезд одной, двух песен». Редко случается, что новое имя на рок-сцене держится год, и уже совсем нечасто оно пользуется успехом на протяжении нескольких лет.
«Песнярам» десять лет. И все это время коллектив идет в фарватере современного музыкального искусства, сохраняя свое творческое лицо. Традиционно высокая культура вокального мастерства, искренность, эмоциональность... Их пение привлекает и захватывает настоящим чувством, чистотой интонации, глубоким проникновением в характер музыкально - поэтических образов.
С одной стороны — жалейка, с другой — синтезатор с компьютерной памятью, бас-гитара и лира. Современность и традиция, огромное музыкальное воображение и техника... И все-таки главная причина успеха — они свято верят в то, что делают. И отдают своему творчеству все, без оглядок и экономии.
Руководитель ансамбля, заслуженный артист Белорусской ССР Владимир Мулявин рассказывает:
— «..Изменилась аппаратура. Помню, в первые годы у нас были самодельные усилители, которые хрипели, дымились, свистели, а иногда и горели. «Изменилось отношение к творчеству. Если раньше нам могли простить какие-то ошибки, то теперь мы не имеем права их допускать. Отсюда увеличился процент черновой работы. Вот вам пример: свою юбилейную программу мы готовили на 2 часа, сделали на 3, а оставили всего 50 минут. Почему так? Пусть то, что осталось «за бортом», и выше в профессиональном отношении, но, исполнив эти произведения, мы бы в чем-то повторились.
Незыблемой осталась позиция. Наш путь — именно народная песня, композиции со своим почерком. Повзрослел коллектив, но отношения между людьми остались те же. Не только в творческом плане, но и в чисто человеческом. Это много значит. Ведь мы все время вместе: из 10 лет, пожалуй, семь провели в гастрольных поездках. И в Минске тоже вместе — репетиции...
— Приверженность теме — это понятно. Но не кроются ли здесь зерна рутины? Не кажется ли Вам как руководителю, что группа несколько статична — нет режиссуры?
- Сделать что-то новое - это всегда проблема. Другая проблема - как это новое сделать, чтобы оно вытекало из того, что уже достигнуто.
Вы помните «Песнь о доле». Во многих фрагментах она показала, что режиссера пока у нас нет. Лучше ничего не делать на сцене, чем делать плохо. Здесь тоже надо быть оригинальным... - За 10 лет тысячи концертов, 5 пластинок, несколько фильмов, тысячи километров магнитопленки с вашими записями... Вы довольны?
- Каждый человек так устроен, что он вряд ли когда-нибудь будет доволен. Помните, у Льва Толстого в «Войне и мире» есть строки о том, что вечная тревога, труд, борьба, лишения — это необходимые условия, из которых не должен сметь думать выйти хоть на секунду ни один человек... А спокойствие - душевная подлость.