Главная - Ансамбль Песняры - Молодые кобзари Беларуси



Молодые кобзари Беларуси

молодые кобзари беларуси

..На столике - раскрытые ноты. Рядом с хозяином, зас­луженным артистом БССР В. Мулявнным, - прислонен­ная к спинке дивана двенадцатиструнная гитара. Та самая, против которой ополчились «знатоки» в начале их пути: «Раз белорусский ансамбль, - должны быть только цимбалы , и дудочки!». Та самая, которая потрясает слушателей, звеня, как целый оркестр, выливая боль Хатыни и Виктора Хары, сыновнюю любовь к Родине: «Ад прадзедаў спакон векоў мне засталася спадчына», кото­рая называется «ўсяго Старонкай Роднаю». Та самая, которая передает взрывчатый юно­шеский темперамент, чистоту помыслов и открытость сердца, которая цементирует «Песняров».
Ансамбль образован в 1969 году при Белорусской филар­монии. Через год - лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В 1973-м - победи­тель Всесоюзного конкурса профессиональных исполнителей советской песни. На X Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине стал лау­реатом конкурса политической песни, в Лейпциге - приз «Зо­лотой лев». И в течение немно­гим более пяти лет своего су­ществования - гастроли во всех союзных республиках, в Польше, Чехословакии, ГДР, Румынии, Швейцарии... Огром­ная популярность. В чем сек­рет?
Они служили в одной роте. За плечами - музыкальные училища. Общие выступления в армейской самодеятельности, единство вкусов и стремлений. Вот почему после увольнения в запас В. Мулявия предложил остальным - В. Яшкину, В. Мисевичу, Л, Тышко создать фольклорный эстрадный кол­лектив «Лявоны», соответство­вавший представлению о пар­нях из «глубинки», простодуш­ных, веселых.
- С репертуаром, - говорит Владимир Георгиевич, - было посложнее. Идея ясна - до­нести белорусскую песню до массового городского слушателя, до молодежи. Пробы огор­чали. При использовании сов­ременной ритмики и гармонии исчезала целостность народного творения, его простота. Мало было любить белорусскую песню, надо было ее знать.
Начали с популярных лири­ческих песен, как более легких. Так появились «Купалинка», «Стоит верба», «Скряпят мои лапти» и другие.
Трудности роста. «Лявоны», робко предлагали свое, родное в первом отделении, второе бы­ло шлягерным - кассовым. Серьезное испытание - всесо­юзный конкурс 1970 года.
- Мы показали песни на военную тему - «Трубачи» Гришмана, «Темную ночь» Бо­гословского и «Хатынь» Лученка, а также «Ты мне весной приснилась» Семеняки, «Аве Мария» Иванова и «Ой рано на Ивана». Причем приехали в Москву уже под названием «Песняры»», означающем пев­цы, поэты, сказители, кобзари.
Широкая, смелая заявка. Га­зеты тогда писали, что «Темная ночь» воспринимается как за­ново рожденная, а «Хатынь» - как народное произведение. И первый шаг дома: песенная по­лова перекочевала в первое от­деление, а второе заняли лю­бовно взращенные полновесные зерна. Затем сделали два отде­ления на белорусском языке. Минск принял хорошо. А как в других республиках? Первым новую программу слушал Львов (окрыляющий успех!). Два года возил ее коллектив по Союзу, став для всех «Песнярами».
И вот в репертуаре свыше 150 вокально-инструменталь­ных произведений (народных, советских композиторов), в том числе исполняемых на русском и украинском языках, отобран­ных по значительности текста. Ведь «Песняры» должны выра­жать устремления поколения. На этом пути они нашли «сво­его» композитора, талантливо­го певца молодежи Игоря Лученка. Это он позвал В. Мулявина в свою четвертую фольк­лорную экспедицию, к истокам песни. Ведь в сохранении на­родного лада, его ясности н простоты, интонации и колори­та - залог художественной ценности и неподражаемости обработок и вновь создаваемо­го.
Обрабатывая, Мулявин идет от простого к сложному. Пре­вращает песню в яркую карти­ну народного быта, в обобще­ние. Так, колыбельная «Перепелочка» стала собирательным образом многострадальной Бе­лоруссии, обретшей счастье в семье советских народов. Но­вая песня Лученка «Мать» (стихи А. Кулешова), большая композиция В. Мулявина на слова Е. Евтушенко «Ванька-встанька» продолжают неиз­бывную тему коллектива - протест против войны. Вырази­тельно-романтична по музы­кальным краскам тема любви в «Веронике» (И. Лученок, сло­ва М. Богдановича), «Крике птицы» (В. Мулявин, слова ки­евского поэта Ю. Рыбчинского).
Для большей «зрелищности» песни ансамбль прибегает к звуковым и световым эффек­там. Во многих случаях они оп­равданы. Вспомните свист косы в «Косит Ясь клевер», звон в «Хатыни», взрывы в «Выстра­дай, Чили». Но силу звука и напряжение голоса иногда сле­довало, бы поубавнть. Как я отрешиться от некоторых «са­модеятельных» внешних эффек­тов (А. Демешко).
В целом «Песняры» подку­пают естественностью, серьезностью поведения, неторопли­востью. Исполнение - чисто­той интонации, чувством ан­самбля, глубоким проникнове­нием в музыкально-поэтические образы; выразительно инди­видуальны солисты.
Яркий образец искусства - национального по форме, ин­тернационального по содержа­нию, остросовременного по ин­терпретации. В этом «тайна» популярности лауреата между­народных и всесоюзных кон­курсов вокально-инструмен­тального ансамбля «Песняры». Девять человек, преданных своему делу, способных к им­провизации «универсалов: Владимир Мулявин - руково­дитель, композитор, гитарист, солист-вокалист, Владислав Мисевнч (саксофон, флейта, дудка), Леонид Тышко (бас-ги­тара, поэт), Вячеслав Поплавский (скрипка, гитара), Влади­мир Николаев владеет всеми инструментами - орган, лира, цимбалы... и пантомимой, Алек­сандр Демешко (фейерический ударннк), Леонид Борткевич и Анатолий Кашепаров (еолисты-ьокалисты), Анатолий Гилевич (рояль, клавесин).

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

«Пустые Холмы» как художественный процесс

News image

Фестиваль, аналогов которому в России нет, продолжает реализовывать свободу творчества для каждого.

Какие фотообои лучше

News image

При слове «фотообои» сегодня у многих всплывают в памяти симпатичные березки, которыми пестрел интерьер каждого второго жилья 70-80-ых годов ушедшег...

Выступления:

News image

Скоморохи

Ансамбль Скоморохи - лауреат премии Ленинградского комсомола (1984), Дипломант XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985), Дипл...

News image

Кристалл-Балалайка

Ансамбль Кристалл-Балалайка (Саратов) был создан в 1992 году выпускником Саратовской консерватории Сергеем Рябовым. Ансамбль стал лауреатом ко...

Интервью:

Зуля Камалова: На меня оказали влияние и Аквариум, и Пу

News image

29 августа в Казани, в преддверии I международного фестиваля живой музыки «Сотворение мира», прошла пресс-конференция австралийской певицы с татарскими корнями Зули Камаловой.

Читать

Инструменты

Трещотка

News image

Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письме...

Гусли

News image

Слово гусли свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово гусли выражает совокупность ...

Авторизация



Новые альбомы:

Группа «Пелагея» - «Девушкины Песни»

News image

Для одной из лучших вокалисток нашей эстрады этот диск, как ни странно, - первый полноценный альбом от начала карьеры....

Рада и Александр Марченко - «Колыбельная для кошки»

News image

Сольный альбом дивы психоделического фолк-рока Рады Анчевской записан с Александром Марченко, известным по ансамблю ин...

Из истории рингтонов

News image

На данный момент рингтоны способны похвастаться своей весьма длительной историей.

Старостин-Волков-Курашов – «Хождение по Лукам»

News image

Странная судьба случилась у этого релиза. Концерт в Великих Луках у знаменитого этно-джазового трио состоялся еще лето...