Главная - Ансамбль Песняры - Молодые кобзари Беларуси


Молодые кобзари Беларуси

молодые кобзари беларуси

..На столике - раскрытые ноты. Рядом с хозяином, зас­луженным артистом БССР В. Мулявнным, - прислонен­ная к спинке дивана двенадцатиструнная гитара. Та самая, против которой ополчились «знатоки» в начале их пути: «Раз белорусский ансамбль, - должны быть только цимбалы , и дудочки!». Та самая, которая потрясает слушателей, звеня, как целый оркестр, выливая боль Хатыни и Виктора Хары, сыновнюю любовь к Родине: «Ад прадзедаў спакон векоў мне засталася спадчына», кото­рая называется «ўсяго Старонкай Роднаю». Та самая, которая передает взрывчатый юно­шеский темперамент, чистоту помыслов и открытость сердца, которая цементирует «Песняров».
Ансамбль образован в 1969 году при Белорусской филар­монии. Через год - лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В 1973-м - победи­тель Всесоюзного конкурса профессиональных исполнителей советской песни. На X Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине стал лау­реатом конкурса политической песни, в Лейпциге - приз «Зо­лотой лев». И в течение немно­гим более пяти лет своего су­ществования - гастроли во всех союзных республиках, в Польше, Чехословакии, ГДР, Румынии, Швейцарии... Огром­ная популярность. В чем сек­рет?
Они служили в одной роте. За плечами - музыкальные училища. Общие выступления в армейской самодеятельности, единство вкусов и стремлений. Вот почему после увольнения в запас В. Мулявия предложил остальным - В. Яшкину, В. Мисевичу, Л, Тышко создать фольклорный эстрадный кол­лектив «Лявоны», соответство­вавший представлению о пар­нях из «глубинки», простодуш­ных, веселых.
- С репертуаром, - говорит Владимир Георгиевич, - было посложнее. Идея ясна - до­нести белорусскую песню до массового городского слушателя, до молодежи. Пробы огор­чали. При использовании сов­ременной ритмики и гармонии исчезала целостность народного творения, его простота. Мало было любить белорусскую песню, надо было ее знать.
Начали с популярных лири­ческих песен, как более легких. Так появились «Купалинка», «Стоит верба», «Скряпят мои лапти» и другие.
Трудности роста. «Лявоны», робко предлагали свое, родное в первом отделении, второе бы­ло шлягерным - кассовым. Серьезное испытание - всесо­юзный конкурс 1970 года.
- Мы показали песни на военную тему - «Трубачи» Гришмана, «Темную ночь» Бо­гословского и «Хатынь» Лученка, а также «Ты мне весной приснилась» Семеняки, «Аве Мария» Иванова и «Ой рано на Ивана». Причем приехали в Москву уже под названием «Песняры»», означающем пев­цы, поэты, сказители, кобзари.
Широкая, смелая заявка. Га­зеты тогда писали, что «Темная ночь» воспринимается как за­ново рожденная, а «Хатынь» - как народное произведение. И первый шаг дома: песенная по­лова перекочевала в первое от­деление, а второе заняли лю­бовно взращенные полновесные зерна. Затем сделали два отде­ления на белорусском языке. Минск принял хорошо. А как в других республиках? Первым новую программу слушал Львов (окрыляющий успех!). Два года возил ее коллектив по Союзу, став для всех «Песнярами».
И вот в репертуаре свыше 150 вокально-инструменталь­ных произведений (народных, советских композиторов), в том числе исполняемых на русском и украинском языках, отобран­ных по значительности текста. Ведь «Песняры» должны выра­жать устремления поколения. На этом пути они нашли «сво­его» композитора, талантливо­го певца молодежи Игоря Лученка. Это он позвал В. Мулявина в свою четвертую фольк­лорную экспедицию, к истокам песни. Ведь в сохранении на­родного лада, его ясности н простоты, интонации и колори­та - залог художественной ценности и неподражаемости обработок и вновь создаваемо­го.
Обрабатывая, Мулявин идет от простого к сложному. Пре­вращает песню в яркую карти­ну народного быта, в обобще­ние. Так, колыбельная «Перепелочка» стала собирательным образом многострадальной Бе­лоруссии, обретшей счастье в семье советских народов. Но­вая песня Лученка «Мать» (стихи А. Кулешова), большая композиция В. Мулявина на слова Е. Евтушенко «Ванька-встанька» продолжают неиз­бывную тему коллектива - протест против войны. Вырази­тельно-романтична по музы­кальным краскам тема любви в «Веронике» (И. Лученок, сло­ва М. Богдановича), «Крике птицы» (В. Мулявин, слова ки­евского поэта Ю. Рыбчинского).
Для большей «зрелищности» песни ансамбль прибегает к звуковым и световым эффек­там. Во многих случаях они оп­равданы. Вспомните свист косы в «Косит Ясь клевер», звон в «Хатыни», взрывы в «Выстра­дай, Чили». Но силу звука и напряжение голоса иногда сле­довало, бы поубавнть. Как я отрешиться от некоторых «са­модеятельных» внешних эффек­тов (А. Демешко).
В целом «Песняры» подку­пают естественностью, серьезностью поведения, неторопли­востью. Исполнение - чисто­той интонации, чувством ан­самбля, глубоким проникнове­нием в музыкально-поэтические образы; выразительно инди­видуальны солисты.
Яркий образец искусства - национального по форме, ин­тернационального по содержа­нию, остросовременного по ин­терпретации. В этом «тайна» популярности лауреата между­народных и всесоюзных кон­курсов вокально-инструмен­тального ансамбля «Песняры». Девять человек, преданных своему делу, способных к им­провизации «универсалов: Владимир Мулявин - руково­дитель, композитор, гитарист, солист-вокалист, Владислав Мисевнч (саксофон, флейта, дудка), Леонид Тышко (бас-ги­тара, поэт), Вячеслав Поплавский (скрипка, гитара), Влади­мир Николаев владеет всеми инструментами - орган, лира, цимбалы... и пантомимой, Алек­сандр Демешко (фейерический ударннк), Леонид Борткевич и Анатолий Кашепаров (еолисты-ьокалисты), Анатолий Гилевич (рояль, клавесин).

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Пелагея погрузила зал в транс

News image

11 апреля в «Crocus City Hall» состоялся большой концерт группы «Пелагея» - презентация новой программы «Тропы», основанной на втором альбоме коллек...

Надежда Бабкина к Дню Победы подготовила целый фестивал

News image

23 апреля в Государственном академическом театре Российской Армии пройдет юбилейная программа Надежды Бабкиной «Песни России», посвященная 65-летию ...

Выступления:

News image

Государственный национальный ансамбль песни и танца Кар

Мы — Государственный ансамбль песни и танца Карелии “Кантеле”.

News image

Великорусский оркестр В.В.Андреева

20 марта 1888 - день рождения первого в России оркестра русских народных инструментов. В этот день в Санкт-Петербурге в зале Городского Кредитного ...

Интервью:

Хелависа: Стало больше профессионализма, и страх ушел

News image

Солистка Мельницы Хелависа рассказала на Нашествии 2009 , что уже не боится петь после Алисы . - Сегодня вы сыграли старые хиты в более роковой аранжировке. С чем это связано? Вы меняете звуч...

Читать

Инструменты

Рожок

News image

Первые письменные свидетельства о рожке появляются только во второй половине XVIII в. в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина и Гасри....

Варган

News image

Варган (от лат. organum - музыкальный инструмент) - один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший с...

Авторизация



Новые альбомы:

«Olchey» - «Chants of Nature»

News image

Проект «Olchey» в альбоме «Chants of Nature» представляет тувинское горловое пение в современной обработке. Тувинская ...

Группа «Пелагея» - «Девушкины Песни»

News image

Для одной из лучших вокалисток нашей эстрады этот диск, как ни странно, - первый полноценный альбом от начала карьеры....

«AguaFlames» - «Ti Qua?»

News image

Этно-лаунж в России развивается по своим скрытым от широкой аудитории законам.

The Dartz - Proxima Parada

News image

После выхода этого альбома впору засомневаться – да такой уж фолк-рок этот The Dartz? Скорее, тут самый обычный европе...