..На столике - раскрытые ноты. Рядом с хозяином, заслуженным артистом БССР В. Мулявнным, - прислоненная к спинке дивана двенадцатиструнная гитара. Та самая, против которой ополчились «знатоки» в начале их пути: «Раз белорусский ансамбль, - должны быть только цимбалы , и дудочки!». Та самая, которая потрясает слушателей, звеня, как целый оркестр, выливая боль Хатыни и Виктора Хары, сыновнюю любовь к Родине: «Ад прадзедаў спакон векоў мне засталася спадчына», которая называется «ўсяго Старонкай Роднаю». Та самая, которая передает взрывчатый юношеский темперамент, чистоту помыслов и открытость сердца, которая цементирует «Песняров».
Ансамбль образован в 1969 году при Белорусской филармонии. Через год - лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В 1973-м - победитель Всесоюзного конкурса профессиональных исполнителей советской песни. На X Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине стал лауреатом конкурса политической песни, в Лейпциге - приз «Золотой лев». И в течение немногим более пяти лет своего существования - гастроли во всех союзных республиках, в Польше, Чехословакии, ГДР, Румынии, Швейцарии... Огромная популярность. В чем секрет?
Они служили в одной роте. За плечами - музыкальные училища. Общие выступления в армейской самодеятельности, единство вкусов и стремлений. Вот почему после увольнения в запас В. Мулявия предложил остальным - В. Яшкину, В. Мисевичу, Л, Тышко создать фольклорный эстрадный коллектив «Лявоны», соответствовавший представлению о парнях из «глубинки», простодушных, веселых.
- С репертуаром, - говорит Владимир Георгиевич, - было посложнее. Идея ясна - донести белорусскую песню до массового городского слушателя, до молодежи. Пробы огорчали. При использовании современной ритмики и гармонии исчезала целостность народного творения, его простота. Мало было любить белорусскую песню, надо было ее знать.
Начали с популярных лирических песен, как более легких. Так появились «Купалинка», «Стоит верба», «Скряпят мои лапти» и другие.
Трудности роста. «Лявоны», робко предлагали свое, родное в первом отделении, второе было шлягерным - кассовым. Серьезное испытание - всесоюзный конкурс 1970 года.
- Мы показали песни на военную тему - «Трубачи» Гришмана, «Темную ночь» Богословского и «Хатынь» Лученка, а также «Ты мне весной приснилась» Семеняки, «Аве Мария» Иванова и «Ой рано на Ивана». Причем приехали в Москву уже под названием «Песняры»», означающем певцы, поэты, сказители, кобзари.
Широкая, смелая заявка. Газеты тогда писали, что «Темная ночь» воспринимается как заново рожденная, а «Хатынь» - как народное произведение. И первый шаг дома: песенная полова перекочевала в первое отделение, а второе заняли любовно взращенные полновесные зерна. Затем сделали два отделения на белорусском языке. Минск принял хорошо. А как в других республиках? Первым новую программу слушал Львов (окрыляющий успех!). Два года возил ее коллектив по Союзу, став для всех «Песнярами».
И вот в репертуаре свыше 150 вокально-инструментальных произведений (народных, советских композиторов), в том числе исполняемых на русском и украинском языках, отобранных по значительности текста. Ведь «Песняры» должны выражать устремления поколения. На этом пути они нашли «своего» композитора, талантливого певца молодежи Игоря Лученка. Это он позвал В. Мулявина в свою четвертую фольклорную экспедицию, к истокам песни. Ведь в сохранении народного лада, его ясности н простоты, интонации и колорита - залог художественной ценности и неподражаемости обработок и вновь создаваемого.
Обрабатывая, Мулявин идет от простого к сложному. Превращает песню в яркую картину народного быта, в обобщение. Так, колыбельная «Перепелочка» стала собирательным образом многострадальной Белоруссии, обретшей счастье в семье советских народов. Новая песня Лученка «Мать» (стихи А. Кулешова), большая композиция В. Мулявина на слова Е. Евтушенко «Ванька-встанька» продолжают неизбывную тему коллектива - протест против войны. Выразительно-романтична по музыкальным краскам тема любви в «Веронике» (И. Лученок, слова М. Богдановича), «Крике птицы» (В. Мулявин, слова киевского поэта Ю. Рыбчинского).
Для большей «зрелищности» песни ансамбль прибегает к звуковым и световым эффектам. Во многих случаях они оправданы. Вспомните свист косы в «Косит Ясь клевер», звон в «Хатыни», взрывы в «Выстрадай, Чили». Но силу звука и напряжение голоса иногда следовало, бы поубавнть. Как я отрешиться от некоторых «самодеятельных» внешних эффектов (А. Демешко).
В целом «Песняры» подкупают естественностью, серьезностью поведения, неторопливостью. Исполнение - чистотой интонации, чувством ансамбля, глубоким проникновением в музыкально-поэтические образы; выразительно индивидуальны солисты.
Яркий образец искусства - национального по форме, интернационального по содержанию, остросовременного по интерпретации. В этом «тайна» популярности лауреата международных и всесоюзных конкурсов вокально-инструментального ансамбля «Песняры». Девять человек, преданных своему делу, способных к импровизации «универсалов: Владимир Мулявин - руководитель, композитор, гитарист, солист-вокалист, Владислав Мисевнч (саксофон, флейта, дудка), Леонид Тышко (бас-гитара, поэт), Вячеслав Поплавский (скрипка, гитара), Владимир Николаев владеет всеми инструментами - орган, лира, цимбалы... и пантомимой, Александр Демешко (фейерический ударннк), Леонид Борткевич и Анатолий Кашепаров (еолисты-ьокалисты), Анатолий Гилевич (рояль, клавесин).