В столице Украины продолжается Всесоюзный фестиваль Киевская весна . Многочисленные любители искусства заполняют залы дворцов культуры, театров, выставочных павильонов, чтобы встретиться здесь с хорошо знакомыми по телепередачам и грамзаписям мастерами оперы, балета, эстрады, цирка.
Не бывает свободных мест в эти вечера в просторном здании Киевского Дворца спорта, где выступают посланцы братской Белоруссии. Многие зрители приходят сюда специально, чтобы послушать песни советских композиторов в своеобразном и талантливом исполнении вокально-инструментального ансамбля «Песняры». Наш корреспондент взял интервью у нескольких артистов и работников популярного коллектива.
КАК ОНИ РАБОТАЮТ.
Владимир Синчук, водитель Минской филармонии, их первый шофер:
- Мы ездили по селам Глубокского района. Известности, понятно, никакой не было, условий для работы то же. Поставят свои школьные динамики, сами рядом стоят – а напротив – вплотную - колхозники. Старики удивлялись: слова вроде знакомые, а вот поют их под аккомпанемент электрогитар... Но слушали внимательно.
А как они работали! Не видел ещё таких одержимых. Дело – то было зимой, в январе. В автобусе морозина, никакие печки не помогали, пальцы не слушаются. Я зажигал паяльные лампы, ставил в проходе. Все–таки теплей. Они перекусят наскоро – вот и весь отдых – с утра до ночи играют, поют. Шлифуют. Теперь - знаменитые. Говорят, повезло: из безвестных – в звёзды. А я не удивляюсь.
Владимир Мулявин, руководитель ансамбля:
- Слушатели нас приняли, а разговоры о былых трудностях выглядят, по крайней мере, кокетством. Всяко бывало. Главное, мне кажется, что нам удалось взять верный тон.
Он стоит на сцене. На груди гитара. Руки развел чуть в стороны, провисают, как не живые, ватные. Гаснет шум в зале. Правая тихо поднимается, едва уловимый кистевой знак, и - первые аккорды. Песня. Теперь рук не узнать. Мне нравится сидеть за кулисами, рядом с играющим Мулявиным, следить за его всезнающими, всемогущими волшебниками - пальцами. В каждой вещи он, говоря языком спорта, выкладывается весь, до конца. И кажется мне, что конденсируется эта неуемная энергия в летящих по черному грифу пальцах. Песня «Стоит верба». Одна из многих обработок Мулявиным белорусских народных песен. Он умеет сохранить их первозданную прелесть, передать характерный для белорусского мелоса оттенок грусти, варьируя традиционный славянский лад в новых ритмах. Я написал «умеет сохранить» и задумался: заслуга, достоинство? Да. Ведь лишь истинному таланту под силу, не нарушая целостности музыкальной ткани, основных идей и образов песни, дать ей в форме наиболее приемлемой для современного слушателя жизнь на эстраде. В этом лишний раз убеждаешься, слушая псевдонародные ремесленные поделки или искалеченные грубым вмешательством аранжировщика народные мелодии, которыми нас потчуют некоторые исполнители... Но там тоже звучат народные инструменты! В чем же отличие? На мой взгляд, в самом подходе: во втором случае - просто погоня за популярностью, спекуляция на остром интересе молодежи к народному творчеству. В первом - определенная и точная цель.
«Песняры», - говорит Владимир Мулявин, - фольклорный ансамбль. Это - основное. Приятно, конечно, когда песня становится популярной, но специально шлягерами мы не занимаемся. Может быть, по этому, в коллективе и нет солистов в обычном понимании слова: при исполнении песен используются голосовые краски всех. Ребята и вокалисты и инструменталисты одновременно. Не всех музыкантов это устраивает. Например, скрипач В. Бадьяров, который долгое время выступал с ансамблем, ушёл от нас.
Валерий Яшкин (орган, лира, конферанс):
- В коллективе постоянно происходит притирка характеров. Концерты, поездки, репетиции. Нас объединяет даже быт: мы живём в одном общежитии.
ИХ ОРБИТА.
Гастроли, гастроли, гастроли... «Песняры» впервые поехали за границу, на Сопотский конкурс грамзаписи. Газета «Трибуна люду» отмечала: «По нашему мнению, наибольшие шансы завоевать «Гран-при» имеют польский ансамбль «Нови Сингерс» и советский «Песняры». Жюри решило иначе, но все равно выступление белорусских музыкантов явилось для польских слушателей настоящим откровением. Следующая поездка - в ЧССР.
Владислав Мисевич (саксофон, флейта, дудочка):
- С концертами мы объездили всю Словакию, выступали на нашей выставке в Праге вместе с «Поющими гитарами». Принимали нас отлично. Вспоминается забавный эпизод: куда-то пропала переводчица, и Яшкину пришлось объявить о конце первого отделения концерта по-русски. Зал взорвался аплодисментами, но мест никто из зрителей не покинул. Оказывается, они ждали очередной песни под названием «Перерыв»...
Совсем недавно мы побывали в ГДР, где снялись в международной телепрограмме «Круг», посвященной предстоящему X Всемирному фестивалю молодежи и студентов, в Берлине. Теперь собираемся в Польшу.
Это только о зарубежных гастролях. География поездок по родной стране куда более обширна: Москва, Ленинград, Урал, Украина…. В 1972 году «Песняры» были признаны победителями республиканского конкурса политической песни. Число песен, входящих в их репертуар, непрерывно растет. Этапы творчества.... Эксперименты, находки. Уже поговаривают о «ранних» «Песняpax». Видимо, правомерно: расширенный до 10 человек состав, использующий новейшую аппаратуру, обращается к более сложным композициям. Так, одна из недавних работ коллектива - композиция В. Мулявина на слова украинского поэта Ю. Рыбчинского «Крик птицы». От первой «Чаму ж мне не петь?» до самой последней пока композиции «Перепелочка». Мне приходят на память строки поэта: «Цель творчества - самоотдача...». Прописи, возможно скажет кто-то. Дежурная фраза, избитая истина.
Но все же истина.