Ивана Смирнова так долго называли лучшим гитаристом России , что из похвалы это превратилось в общее место. А настоящий карусельный дед Иван Смирнов - виртуоз акустической гитары и перфекционист, чье творчество тесно связано с животворной народной традицией. В общем, Иван - музыкант с большой буквы, в чем убедился Артем ЛИПАТОВ.
Учитывая, что отечественный рынок с трудом воспринимает инструментальную музыку, можно сказать, что Иван ломится в забитую гвоздями дверь, но многолетний опыт, блистательное мастерство, сложившаяся аудитория и даже существование неких мини-хитов (на них публика на концертах, как правило, реагирует особенно бурно) не дают и этой метафоре обрести плоть. Короче говоря, Иван - Музыкант (именно так, с большой буквы). Более того, Смирнов - музыкант русский, и это очень хорошо слышно в его композициях. Даже если он, под влиянием сына и постоянного участника его концертов, пианиста Михаила Смирнова, играет нечто кельтообразное, или же записывает музыку своего друга, композитора Ахмада Бакаева, драматизм и мощь русского мелоса слышны в каждом звуке. Обычно Смирнова стараются проводить по категории world music , но он опровергает и это определение: последний его альбом, Крымские каникулы , с этникой имеет очень мало общего. Впрочем, об этом альбоме лучше спросить у самого Ивана...
- Иван, тебя было принято упрекать в неспешности - между первым альбомом и полноценным вторым прошло невесть какое количество лет...
- Что я могу сказать - у нас стиль такой. Такая концепция. Мы не меняем резко ничего. Вот с новой пластинки одну, максимум две вещи играем на концертах. Не больше.
- Да, а зато третий просто как пробка из бутылки с шампанским вылетел...
- Вообще говоря, начинался он как сборник музыки, сделанной для кино. Но потом... Альбом продюсировал Миша, мой сын - он придумал саму идею, добавил те вещи, которых ни в каких фильмах нету - для колорита... Это музыка расслабленная такая, нечто вроде... как это по-нынешнему будет? Чилл-аут?
- Я бы назвал его легкой инструментальной музыкой .
- Довольно точное определение.
- И вышел диск симпатичный, легкий даже не в музыкальном плане, а вообще - очень настроенческий, очень прозрачный, очень позитивный...
- Людям вроде бы нравится. Я поначалу к нему осторожно относился, чуть ли не стеснялся даже, а потом вижу - хвалят. Значит, ничего получилось.
- А почему стеснялся-то?
- Да не привык я к такой музыке! Какая-то она легкая слишком... Нет, я тоже хотел ее издать - вещи записаны, многие при этом - довольно давно, вещи красивые, чего им валяться? Миша их причесал на мастеринге, подогнал под общее звучание.
- Нового альбома, стало быть, придется ждать еще лет пять?
- Да нет, почему? Просто я не понимаю - почему мы должны щелкать эти пластинки одну за одной? Вот мы сейчас после долгого довольно перерыва начали на концертах играть старые вещи - тот же Ноктюрн , например. И они играются и звучат сегодня совершенно по-иному! Время идет, наше отношение к музыке понемногу меняется... Что же, хорошие вещи выкидывать из репертуара? Многие новые, кстати, слабее гораздо. Мне даже замечания делали - лучше, говорят, старые играйте... А писать новые такие же - я все-таки не Вивальди, я обычно долго запрягаю. Но, вообще говоря, я всем удовлетворен, все идет нормально.
- Ближайшие творческие планы?
- Ну, прежде всего надо переписать как следует то, что записано было не ахти, добавить новых вещей и - сделать новую пластинку.
- И она будет...
- Она будет, конечно, совершенно иной. Может быть, вещи какие-то и перейдут на нее со старых, но в другой интерпретации, в другой аранжировке. Хорошего звучания хочется. Сейчас вот берешь музыку, ставишь - все густо звучит, смачно! А у нас как-то плосковато.
- А что из чужой музыки за последнее время взволновало, вдохновило?
- Я ходил на концерт Дэвида Сильвиана, и мне ужасно понравилось - прежде всего понравилась технология: как это все сделано, как подано, какими приемами достигается. Это было довольно любопытно. Правда, дома я переслушал Сильвиана - и оказалось уже не то. Вживую было намного интереснее.
- Да, и напоследок - ты Крым-то на самом деле любишь?
- Очень люблю. Но только в мае и в сентябре, когда вода еще теплая, но уже отдыхающих почти нет. А июнь-июль, палящее солнце, грязные пляжи и декалитры портвейна - это уже не по мне.