Систематическое изучение баллад началось только в середине XX столетия, до этого о них были сделаны лишь отдельные замечания. Так, первым обстоятельным высказыванием о народных балладах была вступительная статья Н. П. Андреева к сборнику баллад, составленному В. И. Чернышевым. Н. П. Андреев давал определение жанра путём сравнения с другими жанрами и отрицания их признаков (см.: [Андреев 1936: 18]). Большое значение имеют для нас наблюдения и выводы выдающегося слависта И. Горака.-В-своей антологии «Словацкие-народные.баллады» он охарактеризовал жанровые особенности народных баллад и сопоставил их с другими видами народной поэзии. Исследователи фольклора В. Я. Пропп и Б. Н. Путилов выделили важные признаки баллады: её семейно-бытовую тематику и частые трагические разрешения конфликтов (см. об этом: [Пропп . и Путилов 1958]). Обратившись к жанру баллады в творчестве славянских народов, Н. И. Кравцов в статье «Славянская народная баллада» рассмотрел тематические группы славянских баллад, особенности сюжета, особое внимание уделяя эпическому характеру произведений этого жанра (см-Л: [Кравцов 1964]). Изучение баллады продолжил Б. Н. Путилов в книге «Славянская историческая баллада» (см.: [Путилов 1966]). Интересные наблюдения над чудесными мотивами в балладе содержатся в книге О. Ф. Тумилевич о балладе и сказке (см.: [Тумилевич 1972]).
В изучении баллад значительны заслуги Д. М. Балашова. Русским балладам он посвятил целый ряд работ, из которых наиболее ценны вступительная статья к сборнику «Народные баллады» (1963) и «История развития жанра русской баллады» (1966). Д. М. Балашов, изучив характер баллады на ряде основных сюжетов во всех версиях и вариантах, выяснил время возникновения жанра, особенности его развития, идеологическую направленность и художественные признаки. Он выявлял специфику баллад, считая их эпическим жанром, характеризующимся объективным повествованием о событиях. «Драматический конфликт отличается одноэпизодностью, широким развитием диалогизма, повторением эпизодов с нарастанием напряжённости» (см.: [Балашов 1966]). Д. М. Балашов проследил эволюцию старинной русской баллады, её развитие и угасание, а также возникновение новой баллады. Более конкретно, чем другие исследователи, он рассмотрел этапы её истории, стараясь найти критерии для периодизации. Следя за историческим движением балладного жанра, учёный учитывал изменение социально-исторических условий жизни русского народа, форм его быта, семейных отношений и воззрений, отражение их в особенностях сюжетов, мотивов и обрисовке персонажей