Главная - Духовные стихи - Духовные стихи – устная словесность



Духовные стихи – устная словесность

духовные стихи – устная словесность

Духовные стихи, как и народные легенды, относятся к устной словесности. Духовными стихами называются песни на духовные темы, почерпнутые из Священного Писания, жития святых. Источники духовных стихов - в христианской литературе, которая стала приходить на Русь после ее крещения в конце X века. Не только книги Священного Писания и сочинения отцов Церкви составляли ее произведения. Существовало огромное количество неканонических (апокрифических) источников, т.е. произведений, не признаваемых Церковью, выдуманных. Например, кроме канонического Четвероевангелия (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна) были апокрифические евангелия Петра, Фомы, Никодима и других авторов, ряд евангелий о детстве Христа. Сведения о жизни Богоматери в канонических Евангелиях очень скудны, и возникало много сказаний и легенд о Ее жизни. В первые века распространения христианства создавались многочисленные жития страдальцев за новую веру. Такая именно литература и стала основным источником новых стихов.

Следовательно, первоначальными авторами духовных стихов должны быть люди книжные, или, по крайней мере, если не начитанные, то наслышанные церковной письменностью. Однако свобода и произвольность обращения их с церковными текстами и многочисленные искажения ставят их под чертой книжности, ниже уровня древнерусской книжности.

Сочинители и исполнители духовных стихов были людьми сведущими в церковных преданиях и певческом искусстве. Чисто народный духовный стих сложен в размере тонического, былинного стиха, однако резко отличается от него содержанием.

Певцы обходили монастыри и храмы, во время праздников исполняли свои стихи у церковных стен среди собравшихся на богомолье людей. Духовная поэзия по-своему просвещала и знакомила неграмотный люд с христианской книжностью. Она поучала народ в евангельских притчах, житиях святых и в различных книжных премудростях часто вымышленного, апокрифического содержания, подобно тому как средневековые каменщики и иконописцы на западе все это изображали на стенах храмов в назидание неграмотным людям.

В первой части мы уже говорили о том, что бродячих певцов, паломников называли каликами перехожими. Вы читали стихи о сорока каликах, собиравшихся в Ерусалим. Из этого стиха ясно, что в старину калики ходили ватагами, имели своего вожака. Первоначально сообщество калик перехожих составляли молодые люди, но позже на их место заступают слепые старцы-нищие, которые и до конца прошлого века обходили сёла со своими духовными стихами, странствуя по святым местам, питаясь милостыней Христа ради , поданной за пение. Поводырями слепых старцев обычно были мальчики.

Один из любимых нищей братией стихов рассказывает о том, что кормиться Христа ради , именем Христовым, заповедал нищим сам Господь в день Вознесения:

Как вознесся Христос на небеса,
Расплакалась нищая братия,
Расплакались бедные убогие, слепые и хромые:
Уж ты истинный Христос, Царь Небесный!
Чем мы будем бедные питаться?
Чем мы будем бедные одеваться, обуваться?
Тут возговорил Христос Царь Небесный:
Не плачьте вы, бедные-убогие!
Дам я вам гору да золотую,
Дам я вам реку да медвяную:
Будете вы сыты да и пьяны,
Будете обуты и одеты.
Тут возговорил Иван да Богословец:
Ведь ты истинный Христос да Царь Небесный!
Не давай ты им горы да золотые,
Не давай ты им реки медвяные:
Сильные-богатые отнимут,
Много тут будет убийства,
Тут много будет кровопролитья.
Ты дай им свое святое имя:
Тебя будут поминати,
Тебя будут величати, -
Будут они сыты да и пьяны,
Будут и обуты, и одеты .
Тут возговорил Христос да Царь Небесный:
Ты Иван да Богословец,
Ты умел слово сказати,
Ты имел слово рассудити!
Пусть твои уста да золотые,
Пусть те в году праздники частые .

Слепые старцы, калики перехожие, странствующие по миру со своими песнями, имели большое значение в духовной жизни русского простонародья. Песни мирские - свадебные, солдатские и другие, - составляли часть повседневной текущей жизни, входя в ежедневные обычаи и обряды. Они пелись всеми и каждым. Духовный стих по своему содержанию стоит вне повседневной жизни, вне текущих мелочей действительности. Он - уже не забава и не досужее провождение времени. Как и церковная книга, он поучает безграмотного в вере, в священных преданиях, в добре и правде. Поэтому духовный стих выведен из общего, ежедневного употребления и предоставлен, как особая честь, таким людям, которые тоже по образу жизни стоят вне житейских мелочных хлопот, а потому способнее сохранить духовные стихи в назидательной чистоте религиозной поэзии. Эти люди не просто нищие, бродяги и лентяи, но люди, действительно не способные работать, это слепые старцы. Слепота, отделив их от текущей жизни, скрыла от них все развлечения и забавы, сосредоточила их на главном своем призвании - петь во славу Божию.

Живут в своем времени герои всех жанров устного народного творчества: волшебных сказок - в очень отдаленном прошлом, былин - в Киевской Руси, баллад и бытовых сказок - в недавнем прошлом, лирических песен и частушек - в настоящем. время действия в отдельных духовных стихах тоже может быть вполне определенным, но если иметь в виду духовные стихи в целом, оно начинается с сотворения мира и продолжается после кончины существующего мироздания.

Мы не будем останавливаться на содержании отдельных стихов, дальше вы сами сможете прочитать некоторые из них, наиболее любимые и сохранившиеся в народной памяти. Остановимся подробнее только на одном образе духовных стихов - образе Богородицы.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Нино Катамадзе во время концерта расцеловала первые ряд

News image

Концерт Нино Катамадзе и группы Insight состоялся 9 апреля на сцене МХАТ им. Горького. Певица не заставила долго себя ждать: не успели зрители как с...

Варвара сыграла акустику в Боткинской больнице

News image

Варвара решила поддержать пациентов Боткинской больницы, страдающих раком крови. Певица с недавнего времени сотрудничает с Фондом Чулпан Хаматово...

Выступления:

News image

Государственный оркестр Гусляры России

Государственный оркестр «Гусляры России» – уникальный коллектив, состав которого не имеет аналогов в мире. В оркестре одновременно представлены ...

News image

«Народный праздник»: заметки к биографии

Московский фольклорно-этнографический ансамбль «Народный праздник» в ряду преемников традиции выделяется как первооткрыватель новых путей освоения ф...

Интервью:

Пелагея: Когда люди занимаются музыкой, - надо доверять

News image

11 апреля в «Крокус Сити Холле» состоится большой сольный концерт Пелагеи. Перед концертом Пелагея рассказала о новой жизни уже вышедшего в интернете альбома «Тропы» и о том, как она видит свое буду...

Читать

Инструменты

Трещотка

News image

Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письме...

Домра

News image

Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент. Этимологические разыскания в родственных славянских языках показывают, что термин домра не...

Авторизация



Новые альбомы:

«Olchey» - «Chants of Nature»

News image

Проект «Olchey» в альбоме «Chants of Nature» представляет тувинское горловое пение в современной обработке. Тувинская ...

«Абвиотура» - «Тебенебо»

News image

Какие только причудливые формы ни принимает нынче этно-рок! И утяжеляется, и всякими электронными премудростями обраст...

Туана – «Четвертое измерение»

News image

Это третий по счету и первый «официальный» альбом певицы, скрывающейся под псевдонимом Туана, и поющей в стилистике po...

«ТоТо-ОноТо» - «Искорки»

News image

Экс-солист группы «Глупый белый» Егор Львов и ди-джей LONGLI выпустили в высшей степени странный альбом «Искорки». Изм...