Главная - Духовные стихи - Духовные стихи – устная словесность



Духовные стихи – устная словесность

духовные стихи – устная словесность

Духовные стихи, как и народные легенды, относятся к устной словесности. Духовными стихами называются песни на духовные темы, почерпнутые из Священного Писания, жития святых. Источники духовных стихов - в христианской литературе, которая стала приходить на Русь после ее крещения в конце X века. Не только книги Священного Писания и сочинения отцов Церкви составляли ее произведения. Существовало огромное количество неканонических (апокрифических) источников, т.е. произведений, не признаваемых Церковью, выдуманных. Например, кроме канонического Четвероевангелия (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна) были апокрифические евангелия Петра, Фомы, Никодима и других авторов, ряд евангелий о детстве Христа. Сведения о жизни Богоматери в канонических Евангелиях очень скудны, и возникало много сказаний и легенд о Ее жизни. В первые века распространения христианства создавались многочисленные жития страдальцев за новую веру. Такая именно литература и стала основным источником новых стихов.

Следовательно, первоначальными авторами духовных стихов должны быть люди книжные, или, по крайней мере, если не начитанные, то наслышанные церковной письменностью. Однако свобода и произвольность обращения их с церковными текстами и многочисленные искажения ставят их под чертой книжности, ниже уровня древнерусской книжности.

Сочинители и исполнители духовных стихов были людьми сведущими в церковных преданиях и певческом искусстве. Чисто народный духовный стих сложен в размере тонического, былинного стиха, однако резко отличается от него содержанием.

Певцы обходили монастыри и храмы, во время праздников исполняли свои стихи у церковных стен среди собравшихся на богомолье людей. Духовная поэзия по-своему просвещала и знакомила неграмотный люд с христианской книжностью. Она поучала народ в евангельских притчах, житиях святых и в различных книжных премудростях часто вымышленного, апокрифического содержания, подобно тому как средневековые каменщики и иконописцы на западе все это изображали на стенах храмов в назидание неграмотным людям.

В первой части мы уже говорили о том, что бродячих певцов, паломников называли каликами перехожими. Вы читали стихи о сорока каликах, собиравшихся в Ерусалим. Из этого стиха ясно, что в старину калики ходили ватагами, имели своего вожака. Первоначально сообщество калик перехожих составляли молодые люди, но позже на их место заступают слепые старцы-нищие, которые и до конца прошлого века обходили сёла со своими духовными стихами, странствуя по святым местам, питаясь милостыней Христа ради , поданной за пение. Поводырями слепых старцев обычно были мальчики.

Один из любимых нищей братией стихов рассказывает о том, что кормиться Христа ради , именем Христовым, заповедал нищим сам Господь в день Вознесения:

Как вознесся Христос на небеса,
Расплакалась нищая братия,
Расплакались бедные убогие, слепые и хромые:
Уж ты истинный Христос, Царь Небесный!
Чем мы будем бедные питаться?
Чем мы будем бедные одеваться, обуваться?
Тут возговорил Христос Царь Небесный:
Не плачьте вы, бедные-убогие!
Дам я вам гору да золотую,
Дам я вам реку да медвяную:
Будете вы сыты да и пьяны,
Будете обуты и одеты.
Тут возговорил Иван да Богословец:
Ведь ты истинный Христос да Царь Небесный!
Не давай ты им горы да золотые,
Не давай ты им реки медвяные:
Сильные-богатые отнимут,
Много тут будет убийства,
Тут много будет кровопролитья.
Ты дай им свое святое имя:
Тебя будут поминати,
Тебя будут величати, -
Будут они сыты да и пьяны,
Будут и обуты, и одеты .
Тут возговорил Христос да Царь Небесный:
Ты Иван да Богословец,
Ты умел слово сказати,
Ты имел слово рассудити!
Пусть твои уста да золотые,
Пусть те в году праздники частые .

Слепые старцы, калики перехожие, странствующие по миру со своими песнями, имели большое значение в духовной жизни русского простонародья. Песни мирские - свадебные, солдатские и другие, - составляли часть повседневной текущей жизни, входя в ежедневные обычаи и обряды. Они пелись всеми и каждым. Духовный стих по своему содержанию стоит вне повседневной жизни, вне текущих мелочей действительности. Он - уже не забава и не досужее провождение времени. Как и церковная книга, он поучает безграмотного в вере, в священных преданиях, в добре и правде. Поэтому духовный стих выведен из общего, ежедневного употребления и предоставлен, как особая честь, таким людям, которые тоже по образу жизни стоят вне житейских мелочных хлопот, а потому способнее сохранить духовные стихи в назидательной чистоте религиозной поэзии. Эти люди не просто нищие, бродяги и лентяи, но люди, действительно не способные работать, это слепые старцы. Слепота, отделив их от текущей жизни, скрыла от них все развлечения и забавы, сосредоточила их на главном своем призвании - петь во славу Божию.

Живут в своем времени герои всех жанров устного народного творчества: волшебных сказок - в очень отдаленном прошлом, былин - в Киевской Руси, баллад и бытовых сказок - в недавнем прошлом, лирических песен и частушек - в настоящем. время действия в отдельных духовных стихах тоже может быть вполне определенным, но если иметь в виду духовные стихи в целом, оно начинается с сотворения мира и продолжается после кончины существующего мироздания.

Мы не будем останавливаться на содержании отдельных стихов, дальше вы сами сможете прочитать некоторые из них, наиболее любимые и сохранившиеся в народной памяти. Остановимся подробнее только на одном образе духовных стихов - образе Богородицы.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Фолк-фестиваль «Горлица» собрал женские голоса

News image

Недавно в Москве прошел первый акустический фолк-фестиваль «Горлица». Организаторами мероприятия выступила компания J GROUP. Начиная с августа 20...

Хелависа аудиенцию дала, аудиенция закончена

News image

Группа «Мельница» давно уже живёт самостоятельной публичной жизнью, основанной на жёстких законах шоу-бизнеса. Само понятие стиля вынужденно прет...

Выступления:

News image

Оркестр русских народных инструментов Санкт-Петербургск

Народный коллектив России, Оркестр Русских Народных инструментов был создан при Санкт-Петербургском Государственном Университете в 1953 году Михаил...

News image

Концертное объединение Уральский хор

В начале октября 2003 произошло одно из важнейших событий культурной жизни Свердловской области. Три крупнейших учреждения культуры: Свердловский г...

Интервью:

Нино Катамадзе: Я купила себе арфу!

News image

Чего только не увидишь нынче в Сочи, на Третьем Зимнем фестивале Юрия Башмета. Это уж экстрим начался, по-другому не скажешь. Взять вчерашний концерт драгоценной Нино Катамадзе – она сама чего стоит...

Читать

Инструменты

Свирель

News image

Свирель - русский инструмент типа продольной флеты. Упоминаение о флейтах находят еще в древнегреческих мифах и легендах. Такой тип инструментов сущ...

Рожок

News image

Первые письменные свидетельства о рожке появляются только во второй половине XVIII в. в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина и Гасри....

Авторизация



Новые альбомы:

«Славяне. Выпуск второй»: язычество и традиции

News image

Компиляция песен для сборника под названием «Славяне» - задача изначально непростая. Славянские народы разошлись меж с...

«Календарь» - «Реки Богов»

News image

Группа «Календарь» - одно из самых ярких музыкальных проявлений того движения на сломе веков, которое парадоксальным о...

Варвара – Выше Любви

News image

Варвара уже не первый год существует в нашем шоу-бизнесе в автономном режиме. Поет то, что хочется. И дружит с теми, с...

«Мельница» - «Дикие травы»

News image

Сначала был концерт в «Олимпийском», после которого «Мельница» стали первыми русскими фолк-рокерами, покорившими главн...