Главная - Духовные стихи - Духовные стихи разных веков


Духовные стихи разных веков

духовные стихи разных веков

К XVII веку следует отнести расцвет «духовных стихов», своеобразного жанра народной поэзии. По основной форме они вполне сходствуют с богатырскими старинами, сохраняя ту же форму стиха, и пользуются одинаковыми изобразительными средствами. Но в XVII веке, благодаря тесным сношениям с Украиной и Белоруссией, в духовные стихи стали проникать совершенно иной формы полународные, полуискусственные композиции, называемые латинскими терминами: «канты», «псальмы», подобно тому, как латино-польское слово «вирш» заменило термин «стих» в поэзии светской.

Содержание духовных стихов представляет, главным образом, поэтический рассказ о житии святых, иногда изложение какого-либо поучения назидательного характера, рассуждения на духовно-религиозные темы. Отсюда их непременная, тесная связь с духовной литературой. В то время как богатырская старина является результатом свободного творчества, где наблюдаемые явления или факты претворяются фантазией, духовные стихи не мыслимы без связи с книгой. Это обстоятельство предполагает уже среди слагателей разбираемого жанра грамотность. Документально русские духовные стихи известны лишь с XV в. (стих об Адаме). В украинской поэзии время наибольшего расцвета духовных стихов падает на XVI в., когда окончательно формируются «гурты» — артели народных певцов, с четко установленным регламентом, делением на учителей и учеников, приемными экзаменами, общей кассой. Носителями духовных стихов везде были слепцы, только в Московской Руси они не развили столь определенного профессионального устройства, оставаясь простыми «нищими», певшими «стихи» при церквах или на праздничных торжищах.

К наиболее ранним по возникновению обычно относят стихи о «Голубиной книге», Федоре Тироне, Егории Храбром, святом Николе. Космогонический стих о «Голубиной книге», имеющий содержанием рассказ о происхождении всего существующего, начиная с самого света, кончая знаменитыми святынями, покоится на апокрифическом памятнике — «Беседе трех святителей». Остальные — на житиях соответствующих святых, иногда даже апокрифических.

Исследователь наиболее популярного стиха об «Алексее, божьем человеке» (В. П. Адрианова) вскрывает процесс создания подобных композиций. В основе стиха об Алексее лежит книжный источник — древнее житие святого, но в обработке материала сказалась самостоятельность автора, обнаружившего свою зависимость от житийной вообще и народно-поэтической традиции. Так, например, книжные описания заменены общеэпическими картинками, рассказ жития расширен введением народных мотивов. Автор был человек, знакомый с книгой, но не утративший тесной связи с народом и его творчеством. Создание этого стиха надо отнести к XVII в., ко времени, когда житие Алексея, патрона царя Алексея Михайловича, пользовалось особой популярностью. К этому времени относятся лучшие литературные обработки жития, что, возможно, побудило народного певца сложить стих о святом покровителе царя. На севере стих поется как профессиональными слепцами, так и сказителями, которые в вариантах постепенно привлекают материалы из общеэпического запаса.

Сюжетов духовных стихов очень много. Из популярного жития Бориса и Глеба (так называемого «Анонимного сказания») вышли многочисленные варианты стиха о них. Существуют еще уникальные записи стихов об Александре Невском, Михаиле и Федоре Черниговских, Петре митрополите, Дмитровской субботе, о которых собиратель (П. Бессонов) сказал, что они — позднейшего склада, позднейшей книжной обработки.

Типичными для XVII в. являются духовные стихи, восходящие к книжным «кантам» и «псальмам». Они носят лирический характер, хотя и используют, в качестве основы, легенды преимущественно Нового Завета. Эти стихи заменяют эпический склад древних духовных стихов силлабическим строем, украшенным рифмой. Такие стихи уже в XVII и XVIII вв. заносились в рукописные сборники. Книжность этих стихов видна, например, из такого зачина:

Возсия нам ныне радост
Паче меда сладость,
Радость избра нна,
От небес ниспосланна...

С XVII в. в сборниках книжных духовных виршей начинают изредка встречаться и народные духовные стихи. Распространенность внецерковной духовной поэзии именно в XVII в. была причиной усиления в устных стихах книжных элементов, которые, впрочем, сильнее сказались в стихах лирических, «покаянных» и нравоучительных, чем в эпических, перелагавших преимущественно житийные сюжеты.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Эта непрофессиональная народная музыка

News image

Этномеханика -- новая инициатива устроителей фестиваля СКИФ, часть программы по заполнению сетки расписания бывшего кинотеатра Прибой , отданного ...

Инна Желанная готовит новый концертный альбом

News image

29 мая в Петербурге впервые была представлена электро-акустическая программа авторских песен Инны Желанной.

Выступления:

News image

Программа «Солнцеворот»

Один из примеров деятельности ансамбля «Народный праздник»  - жизнь в соответствии с ритмами народного календаря воплотился в магнитоальбоме «Солнце...

News image

Русская Воля

Фольклорный казачий ансамбль Русская Воля был создан в 2006 году. В его состав вошли выпускники и студенты Московского Государственного Университе...

Интервью:

Мила Кикина: «У меня своя деревня!»

News image

Старые народные песни петь некому, новые еще не спели. Каковы русские народные песни двадцать первого века?

Читать

Инструменты

Кугиклы

News image

Кугиклы (кувиклы) - русская разновидность многоствольчатой флейты, известной науке под названием флейта Пана . Инструмент этот распространён в разн...

Трещотка

News image

Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письме...

Авторизация



Новые альбомы:

Safety Magic - Voices

News image

Этноджазовый проект Safety Magic густо замесил в своем тесте едва ли не всех лучших в своем роде музыкантов страны.

Из истории рингтонов

News image

На данный момент рингтоны способны похвастаться своей весьма длительной историей.

Надежда Бабкина: На фиг мне петь песни, написанные на потре

News image

На фестивале «Славянский базар» Надежда Бабкина порадовала не только своими сольными номерами, но и дуэтом с лауреатом...

«ДахаБраха» — «На межі»

News image

Похоже, на worldmusic-сцене постсоветского пространства появилась новая яркая звезда: украинский этнохаос-бэнд «ДахаБр...