Народные песни

народные песни

В народных песнях, являющихся наиболее древним и важным жанром музыкально-поэтического творчества азербайджанского народа, отражены его чистая, высокая мораль, внутренний мир, чаяния и надежды.

По тематике и содержанию, ясности музыкального и поэтического языка, народные песни делятся на несколько жанровых групп. Среди них можно назвать трудовые песни, церемониальные, бытовые (включая и лирические) и исторические песни.

Наиболее древним жанром народного творчества являются трудовые песни. Наиболее распространенными видами трудовых песен были: у животноводов - так называемые Саячы созляри , а у земледельцев - Холавары . К числу наиболее древних образцов трудовых песен относятся: Чобан авазы , Туту ненем , Сагым махнысы , Чичек, шумла йери , Шум негмеси и др.

Еще одним видом песенного творчества азербайджанского народа являются церемониальные песни. В соответствии с исторически сложившимися обычаями и традициями, праздничные и свадебные торжества, а также траурные церемонии сопровождались пением определенных песен, большинство которых до сих пор сохранились среди народа. К числу таких песен относятся образцы народного творчества, которые поются во время сезонных церемоний и посвящены солнцу, огню, дождю и др. природным силам. Такие народные игры и театрализованные церемонии как Гюн, чых, Гюн, чых! Кехер аты мин чых! или Ягыш чагыр , Хыдыр Ильяс , Семени , Коса-коса , Экенде йох, биченде йох, йейенде ортаг гардаш сопровождались традиционными церемониальными песнями. Текст таких песен состоял из баяты, являющихся наиболее распространенной формой народной литературы.

Бытовые песни, в свою очередь отличаются по своему содержанию, форме и выражаемым чувствам, делятся на детские, юмористические, сатирические и лирические песни. Детские песни, в особенности колыбельные, которых пели матери своим детям, являются наиболее древним видом бытовых песен. К колыбельным относятся Нинни , Лайла и Охшама .

Лирические песни представляют собой наиболее богатый и прекрасный вид песенного жанра. Лирические песни составляют наибольшую часть этого жанра. Основное содержание таких песен, как правило, посвящено чувствам чистой любви, восхвалению красоты возлюбленной, разлуке, печали, тоске и др. ощущениям.

Лирическое песенное творчество превратилось в наиболее сильное средство национального художественного самовыражения народа. Часть таких песен, по своему содержанию являются оптимистичными и веселыми, а другая часть отличается печальными чувствами. Характерными чертами песен, условно отнесенных к первой группе, являются широта мелодии, ритмичность, лад Сегях , а печальные любовные песни, как правило, сопровождаются восклицаниями ах! , вай! , соответствующие ладу Баяты-Шираз . В них обычно чередуются измерения 6/8 и 3/4. К песням первой группы относятся Гюл оглан , Яр бизе гонаг геледжек , Гой гюлюм гелсин и др., а второй - Сенден мене яр олмаз , Ону деме, залым яр и др. Лирические песни являются более сложной и широкой также по форме. Им присущи форма куплета, а также сложная форма, напоминающая рондо, состоящая из двух частей, повторение вариантного обновления, секвентность и др. черты.

Песни на историко-эпические и героические темы также занимают важное место в песенном творчестве азербайджанского народа. Эти песни начали создаваться с древнейших времен, и, как правило, посвящены какому-либо историческому событию или народному герою, сыгравшему выдающуюся роль в жизни народа.

Примерами этого жанра можно назвать цикл песен, посвященных Короглу, его возлюбленной Нигяр, соратникам по борьбе - дели (буквально: безумец ), а также преданному коню Гырат.

Были сочинены дастаны и песни, посвященные народным героям Гачаг Наби, Гачаг Керем, Гачаг Исмаил, Дели Алы, Ганадлы Нагы и др. В числе таких песен можно назвать Геден гелмеди , Пияда Короглу , Гачаг Неби и др.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Пелагея представила новый альбом, который нельзя купить

News image

25 апреля 2009 года состоялся уже третий концерт группы «Пелагея» в столичном клубе «Б1-Maximum».

Пелагея научила «Абвиотуру» и Джефри Ориему пасхальным

News image

Фестиваль «Поле-Music» состоялся 16 июля в московском клубе «Арена».

Выступления:

News image

Государственный академический русский концертный оркест

В России издавна существовали ансамбли народных инструментов – гусляров, гудошников, лирников. В 70-х годах прошлого века европейскую известность по...

News image

Скоморохи

Ансамбль Скоморохи - лауреат премии Ленинградского комсомола (1984), Дипломант XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985), Дипл...

Интервью:

Нино Катамадзе: Я купила себе арфу!

News image

Чего только не увидишь нынче в Сочи, на Третьем Зимнем фестивале Юрия Башмета. Это уж экстрим начался, по-другому не скажешь.

Читать

Инструменты

Окарина

News image

Окарина - название произошло от итальянского Ocarina - гусенок . Ее форма обычно напоминает голову гуся. Окарина - род свистковой сосудообразной фл...

Балалайка

News image

Название балалайка , иногда встречающееся в форме балабайка - народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, балаканью струн во в...

Авторизация



Новые альбомы:

Из истории рингтонов

News image

На данный момент рингтоны способны похвастаться своей весьма длительной историей.

Рада и Александр Марченко - «Колыбельная для кошки»

News image

Сольный альбом дивы психоделического фолк-рока Рады Анчевской записан с Александром Марченко, известным по ансамблю ин...

«Волга» - «Remixed»

News image

Вообще-то странно было бы написать «альбом ремиксов на композиции группы Волга». Проект Волга сам являет собой донельз...

«Абвиотура» - «Тебенебо»

News image

Какие только причудливые формы ни принимает нынче этно-рок! И утяжеляется, и всякими электронными премудростями обраст...