Главная - Былины - ПРОБЛЕМА СУДЬБЫ В РУССКИХ БЫЛИНАХ



ПРОБЛЕМА СУДЬБЫ В РУССКИХ БЫЛИНАХ

проблема судьбы в русских былинах

В какой мере интересно нам понятие судьбы человека, выработанное в архаический период развития общества, отразившееся в обрядах и эпических песнях? Ведь в современном понимании человек не равновелик себе и уж ни в коем случае - не целостен. Человек не прозрачен и его суть разбросана , рассеяна в потоке отмеренного ему времени. Некоторые утверждают, что она восстановима в повествовании. Однако Поль Рикёр пишет о том, что любая жизнь связана с другими жизнями, и бесконечные сцепления и взаимовлияния их пересказать невозможно.[1] Ева Анчел пишет о том, что судьбоносным дожет стать существенное событие, которое коснется нашей свободы и которое таким образом само претерпит химическое изменение . Она задается вопросом какое событие способно вернуть человека из разбросанности, редуцировать его на самого себя, сгустить его жизнь в судьбу? .

Невозможно провести различие между тем, что мы делаем и что происходит с нами. Вальтер Беньямин, например, считает, что судьбу конституируют...грех и несчасть .[3] На самом деле судьба связана не с индивидуальной личностью, а рождается из личных связей людей и там и слагается .[4] Судьбоносными могут быть и счастливые события и счастливые связи. Осознание и чувство ответственности человека считает Ева Анчел слагающими в формировании судьбы человека.

Насколько проявилась эта сложность в понимании человеческой судьбы уже в далеком прошлом и была выражена тогда народными певцами? В конце ХIХ века Александр Веселовский рассматривал различные представления о судьбе и их воплощение в существах и объектах у разных народов. Понятие судьбы, конечно, изменялось, развивалось, но в зависимости от условий жизни, наложивших отпечаток на лицо того или иного этноса, оно закрепилось в разных образах. Как выражение прирожденной и чаще всего горькой доли оно часто встречается в русских песнях. В сербских песнях и сказках судьба выступает чаще как среча - счастливый случвй, счастливая встреча, удача, что повлияло и на венгерское szerencse ( счастье, удача), а также и на румынское strinste, streaste и на украинское серенче .[5]

Русские былины о Садко считаются архаическими, и в них мы часто встретим понятия судьбы, жребия, жертвы. Герой былины чудесный музыкант, которому за его игру нежную , за утехи великие морской царь дарит три рыбы золоты перья .[6] Разбогатев, Садко соперничает с новгородскими купцами, но господин великий Новгород оказывается богаче его. Во время поездки по морю морской царь требует себе жертвы. И корабельщики испытывают судьбу и каждый из них бросает жребий. Жребий Садко тонет, он вынужден спуститься на дно морское и игрой на гуслях веселить морского царя. С помощью святого Николы Можайского он благополучно возвращается в Новгород. Как и герой волшебной сказки былинный герой живет в мире, разграниченном на свой , человеческий и чужой , нечеловеческий мир смерти, относящийся к миру богов. Этот чужой мир может находиться далеко, а может начаться сразу за порогом дома. Для человека архаической культуры отношения с чужим миром организуются на договорных началах, а поведение человека направляли обряды и обычаи. Как пишет А.К.Байбурин, конструирование второго чужого мира имело сразу несколько важных последствий. Появилась внешняя точка на происходящие в мире людей события... Источник силы, движущаяся сила получили свое закрепление если не во времени, то в пространстве. В итоге мир приобрел более устойчивую структуру. Более определенным стало положение человека в мире. Возникла не только возможность, но и психологическое основание, чтобы строить свое поведение (как с внешним миром, так и внутри социума) на принципах взаимности и эквиалентности... Подобная модель предполагает не только существование своего, но и чужого мира в рамках единого целого, но и установления между ними личностных отношений со всеми вытекающими отсюда последствиями : субъективностью оценок, эмоциональным фоном, стремлением к достижению максимальных выгод из договорных обязательств .[7] Для своего времени подобные отношения были целесообразны, и они проявляют крайнюю живучесть.

Совершенно иными, более усложненными стали отношения с внедрением христианства, которые не допускают условноконвенциального характера основных ценностей. Символизм отношений между человеком и высшей жизненной силой получает характер не договора, а безусловного дара , говорит Ю.М.Лотман.[8]

В тексте былин о Садко помимо общего для всех испытания судьбы на равных началах есть ещё важный момент: выручает Садко, дает ему советы святой Никола. За долгие века существования былин в качестве чудесного в них проникли христианские мотивы. Жаклин де Пруаяр прослеживает эти новые элементы на уровне мотивики былин, действий героя, элементов композиции былин.[9] Но для нас может быть интересным и вопрос о том, почему именно святой Никола появляеися в былине. Можно ответить так, что именно он был покровителем моряков, и на каждом русском корабле в старое время была икона святого Николая. Однако можно подойти к этому вопросу и с другой стороны. Монография Б.А.Успенского Филологические разыскания в области славянских древностей посвящена подробному мсследованию многочисленных обычаев, ритуалов, посвященных в русских деревнях святому Николе. Открывается картина сложного механизма действия, развития культуры, когда функции противника верховного бога небесного огня - Велеса - скотьего бога перенимает популярнейший крестьянский святой - Никола. Идущая из архаической древности связь с хтоническим миром делает понятным его появление на дне морском в царстве морского царя.

В одном из текстов в записи Кирши Данилова 60-х годов ХVIII века, после победы над новгородскими купцами Садко каждый день воздвигает храм. В первый день - во имя Стефана-архидьякона:

Кресты, маковицы золотом золотил,

Он местные иконы изукрашивал,

Изукрашивал иконы чистым земчугом усадил,

Царские двери вызолачивал .

Во второй день он соорудил Божий храм. А во имя Софеи Премудрыя . В третий день - во имя Николая Можайского .[10] В этом можно видеть обычай создавать по обету обыденные предметы. Мужчины сообща за один день сооружали небольшой храм-часовню, женщины приносили каждая по пучку льна, пряли и поочередно ткали, выбеливали и вышивали полотенце, использовали его, перекрыв дорогу какой-нибудь болезни. Вещь была действительно новой, она не успела ещё состариться и обозначала ритуальное обновление жизни.[11]

Мотив спуска в иное царство и метания жребия - очень древние элементы. Жребий включал в себя, по сравнению с прирожденной судьбой, новый момент: это хотя и конкретный предмет, но он включает в себя обобщение сречи .[12] Выбор невесты Садко созвучен с выбором невесты героем эстонского эпоса Калевипоэг. Там герой выбрал из 300 финнских девушек самую скромную сиротку в середине среднего ряда. Садко тоже пропускает три раза 300 дочерей морского царя и выбирает идущую позади девушку чернавушку . По совету Николы он не творит блуд в море , лишь случайно во сне забросил ногу на жену. Просыпается он на берегу Черной речки, и лишь одна нога у него в воде.[13]

В одном из двух вариантов былины о Садко в записи Кирши Данилова говорится, что Садко гулял...12 лет...по славной по матушке по Волге и захотелось молодцу побывать в Нове-граде . Тогда он отрезал хлеба великий сукрой, А и солью насолил, ево в Волгу опустил .

Волга посылает брату славному озеру Ильменю поклон, тот дарит Садко золотые рыбы. Функции ритуального хлеба при рождении человека, при женитьбе, при разделе семьи крайне важны и необозримы. В конце прошлого (ХIХ) века В.Н.Шейн записал такую песню о свадебном каравае :

Сам Бог каравай месить,

Пречиста светить...

Месяц у печь сажая,

Зоренька закладая,

Слонейко запекая .[14]

Среди былин о Садко я встретила старинную хоровую песню донских казаков, героем которой является не удачливый Садко, а лихой атаман. В кабаке в Царьграде он пьяный напивается, ...во глупом-то хмелю Садко похваляется , что нет его богаче.

Всю Россеюшку продам, назад вы..., назад выкуплю.

Да каменну Москву веничком повы..., всю повымету .

И когда корабли во время бури стоят на море, а морской царь требует жертвы, Садко ищет виновного: не бранил ли кто отца с матерью, не клялся ли кто родом - племенем, не его ли самого кляля родна матушка, которой он досадил - нагрубил . Сознавая за собой вину, он говорит:

Не держит молодца матушка сыра, мать сыра земля.

Ай мать сыра земля, ой, да!

Ну не держит Садка на себе морска... морская вода.

Е-ой, да вот и скинулся я Садков во сине...во сине моря .[15]

Слова кающегося героя очень близки покаянным духовным стихам. А.Н.Веселовский писал, что благославение или проклятие матери, вызванное поступками сына, является христианской перелицовкой древнего мотива о матери, как подательнице жизненной доли .[16] Сама же песня с ее лирическими повторами, передающими как бы прерывающийся голос героя, его размышление о своей трагической, судьбе приближают эпическую былину к балладе.

Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчетливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они не уступают немецкому богатырскому эпосу и эпическим народным произведениям всех других народов, за исключением разве Илиады и Одиссеи .

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

«Пустые Холмы» как художественный процесс

News image

Фестиваль, аналогов которому в России нет, продолжает реализовывать свободу творчества для каждого. На живописно изогнутых берегах реки Пополта н...

Калинов мост раскрыл Тайну древнего руна

News image

Акустический концерт группы «Калинов мост» состоялся 26 июня в ЦДХ. Дмитрий Ревякин объявил это выступление прощальным перед периодом летних отпуско...

Выступления:

News image

Государственный оркестр русских народных инструментов

Оркестр народных инструментов под управлением заслуженного артиста России Игоря Тонина, Комитета по культуре Ленинградской области. Основан в 1988 г...

News image

Репетиционные базы "HendrixStudio" для музыкантов

HendrixStudio это целая сеть репетиционных студий, они предоставляют потрясающие помещения, предназначенные для репетиций. Абсолютно каждая репети...

Интервью:

«Земляничная Поляна»: Radiohead и Саинхо встретились!

News image

В результате экспериментов с составами (виолончель, афроперкуссия, арт-гитара) и поисками стиля и нового саунда, группа «Земляничная Поляна» пережила полный апгрейд: обновились люди, из стилевых нап...

Читать

Инструменты

Кугиклы

News image

Кугиклы (кувиклы) - русская разновидность многоствольчатой флейты, известной науке под названием флейта Пана . Инструмент этот распространён в разн...

Домра

News image

Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент. Этимологические разыскания в родственных славянских языках показывают, что термин домра не...

Авторизация



Новые альбомы:

Из истории рингтонов

News image

На данный момент рингтоны способны похвастаться своей весьма длительной историей. Вот первым владельцам мобильных т...

«Славяне. Выпуск второй»: язычество и традиции

News image

Компиляция песен для сборника под названием «Славяне» - задача изначально непростая. Славянские народы разошлись меж с...

«Абвиотура» - «Тебенебо»

News image

Какие только причудливые формы ни принимает нынче этно-рок! И утяжеляется, и всякими электронными премудростями обраст...

«Olchey» - «Chants of Nature»

News image

Проект «Olchey» в альбоме «Chants of Nature» представляет тувинское горловое пение в современной обработке. Тувинская ...