Интерес к русской песне в 60-х годах подогревался еще одним фактором, о котором редко вспоминают. О русской деревенской музыкальной культуре широко стало известно благодаря нарождавшемуся в России капитализму. Да, именно рост количества фабрик, освобождение крестьян в 1861 году от крепостной зависимости познакомили горожан с шедеврами народного творчества. По странному совпадению, отмена рабства в США после гражданской войны привела к появлению джаза – «народной» афро-американской музыке.
«Рабство» крестьян определялось прикреплением их к земле. От нее черпали они свое вдохновение. Когда их освободили от этого (выгнали, короче), они, взяв свои гусли и балалайки, хлынули в города (а вернее, пригороды-слободы) строить капитализм. А песня им строить и жить помогала.
Однако не стоит переоценивать капитализм в музыкально-просветительском плане. Западная «аккордовая» культура неслась в деревню и ранее. В 17 веке в церковной службе стало применяться так называемое партесное пение. Оно имело форму аккордового многоголосия.
К тому же помощь в гармонизации всей страны играла «усадебная культура» помещиков. Яркой иллюстрацией этого является «музыкальный» фрагмент из «Села Степанчикова» Ф. Достоевского. Там дворня развлекается по вечерам под звуки ансамбля, состоящего из двух балалаек, гитары, скрипки и бубна. Почти рок-ансамбль.
Детально обсуждается там и песня-пляска «Камаринская». Одноименная фантазия М. Глинки была написана в 1848, а книга Ф. Достоевского издана в 1859. Так что в книге обсуждалась довольна «свежая» информация.