В конце XX и начале XXI вв. значительно возрос интерес к народным истокам - фольклору. Это обусловлено ростом национального самосознания народов. На практике демонстрируются весьма разные уровни интерпретации фольклора: от любительских попыток воспроизведения чисто внешних атрибутов фольклора: народно-обрядовой, песенно-танцевальной до высоких философски глубоких осмыслений эпических произведений, созданных гением того или иного народа.
Особенность Республики Алтай не только в природно-ландшафтном многообразии и уникальности объектов археологических памятников, но и в сохранившихся национальных традициях народов, населяющих республику. Благодаря отдаленности и изолированности от суетных торговых и административных центров, на протяжении веков, здесь накапливались и сохранились древние формы традиционной культуры тюрков, старообрядцев и др. народов. Исходя, из сложившихся условий приоритетным направлением развития народного творчества стало сохранение и развитие культурного многонационального наследия с его неповторимой музыкальной, песенной, хореографической, народнопоэтической традицией, обрядностью, многоцветной палитрой народного костюма. Традиционная культура коренных народов Алтая исчисляется из древних времен.
Древний комплекс танцев и ритмопластических сценок под напев, наряду с выразительным исполнением эпических сказаний и народным музыкально-песенным творчеством и с ростом национального самосознания объясняют, почему стало возможным появления в конце XX века профессиональных, самодеятельных фольклорных коллективов. В годы перестройки началась новая волна возрождения народного творчества и появления фольклорных коллективов. Источником вдохновения стало алтайское, русское народное творчество - фольклор.
В репертуарах появились народные игрища - ойын, народные песни, театрализация обрядов: свадебных, рождения ребенка и постановки героических эпосов и другие. Были попытки перенести фольклор на сценическую театрализацию и стилизацию, в которой использовались элементы народной и современной хореографии, и музыки. Конечно и в советское время были фольклорные ансамбли, коллективы, но особенно углубленного, скрупулезного изучения и фольклорно философского осмысления на сцене не было.