Про исполнителя татарских песен Мубая я впервые услышала от поэта Айрата Багаутдинова. Потом с неменьшим восторгом отзывалась о Мубае артистка с острова Тасмания Зуля Камалова. Что уж скрывать, заинтриговали они меня. Подогревала интерес к Мубаю и смешная цитата, гуляющая по Интернету: “Это яркий представитель аксубаевского фьюжна”.
Послушав в записи пару его песен, я сразу же захотела с ним встретиться. То, что делает этот парень, действительно интересно. Мубай поет татарские народные песни и свои собственные на чужие стихи под аккомпанемент гитары без надрывного пафоса и специфического прононса, интеллигентно облагораживая татарскую канву мотива элементами европейской музыки.
Выяснилось, что Мубай - псевдоним музыканта. Зовут же его Ильдар Мубаракшин, работает он в Камаловском театре заведующим цехом звукоусиления и театральной связи. Ему 35 лет, женат, двое детей: сыновья 13 и 14 лет. Выпускник КАИ, он самостоятельно овладел игрой на гитаре еще в подростковом возрасте, когда жил в Аксубаево.
- Татарская народная музыка окружала меня с детства, - говорит Мубай. - Когда переехал в Казань, окунулся в другую среду, я как-то иначе начал воспринимать эту замечательную музыку. Вернее, понял, что интерпретировать ее можно иначе.
Это озарение подтвердилось, когда Мубай познакомился с творчеством Зули Камаловой:
- Это было лет семь назад, я набрел в Интернете на сайт Зули и послушал несколько выложенных треков. Это был культурный шок! Меня поразили ее аранжировки народных песен. А когда услышал, как необычно она поет песни из репертуара моей любимой Флеры Сулеймановой, разревелся от восторга…
Сначала Мубай пел для друзей. А в декабре 2005 года его пригласили выступить на фестивале “Татар жыры”. После этого концерта поклонников у исполнителя татарских песен в нетрадиционной - не эстрадной - манере стало больше. Но из-за ошибки журналистов его стали принимать за выпускника татарской “Фабрики звезд”.
- Я не был на этой “Фабрике…” да и не собирался. До сих пор приходится оправдываться, - сокрушается Мубай.
А еще он не любит, когда в так называемой прогрессивной среде татар творчество Мубая относят к ренессансу национальной музыкальной культуры.
- Я считаю, что у музыки национальности нет. Есть музыка хорошая - настоящая, и популярная. В моем случае привязываться к одним только татарским корням, ограничиваться ими не стоит, я убежден. Они так или иначе все равно дадут о себе знать. Намного интереснее создавать на национальной основе что-то новое…
Новые идеи в творчестве композитора вряд ли возможны, если зацикливаться на музыке только одного народа. Как говорил Лотман: “Национальная культура рождается, глядя на себя в зеркало другой культуры”. Мубай, кстати, активно интересуется другими культурами. И специалисты наверняка увидят в его творчестве влияние шотландской группы “Назарет”, английского музыканта Стинга - это одни из самых любимых исполнителей Мубая.
Как многие интеллектуальные музыканты, он не любит, когда на его творчество вешают ярлыки: “аксубаевский фьюжн”, “татарская альтернатива”, “инди-музыка”.
- Я очень хорошо понимаю Зулю Камалову, когда она говорит, что в ее музыке сосуществуют элементы разных стилей и жанров, поэтому невозможно заключить ее в какие-то определенные рамки. Я тоже против жестких определений, потому что занимаюсь просто музыкой…
Мубай не торопится выпускать альбом со своими песнями, хотя материала для этого собралось предостаточно. Он - перфекционист:
- Если уж выпускать альбом, то он должен получиться безупречным. Пока у меня нет уверенности, что все получится отлично: что найдется просторная и качественная студия, что удастся собрать любимых музыкантов, что найдется время для продуктивных репетиций… Только поэтому медлю.