Премьеру программы «Вольнасць» ансамбля «Песняры» ждали. Кто с волнением, кто с опасением: уж слишком давно коллектив не показывал ничего нового. Премьера состоялась. Ничего нового показано не было.
Тематика новой программы, по слухам, прошедшая в Москве с аншлагом, слегка насторожила: тема казачества в последнее время приобрела явную политическую окраску. Жанр казацких песен известен в белорусском фольклоре с XVII века, хотя казачество в Беларуси никогда не имело корней, а образ казака в народных песнях всегда был иносказательным, обозначая просто вольного в мыслях и поступках человека. Чаще всего этот образ встречается не в собственно казацких песнях а в бытовых. Все это нельзя расценивать как факт, не позволяющий «Песнярам» обращаться к данной теме. Свобода творческого выбора обратила в свое время «Песняров» к лирике Маяковского и Бернса. Казацкие песни - в этом же ряду, хотя с тем же успехом «Песняры» могли бы подготовить программу на фольклорные мотивы известного народа Севера...
Более всего огорчили аранжировки: коллектив был будто бы отброшен в начало 80-х, ибо все приемы мы уже слышали у тех же «Песняров» и порядком от них устали. Особенно досадными показались вокальные партии, которые прежде можно было называть «фирменными». Сегодня вокальная «пачка» ансамбля далеко не так вкусна и цельна. Разве что Игорь Пеня да Олег Козлович в сольных эпизодах показались достаточно убедительно. А вот у барабанщика Владимира Марусича пение просто не получается. Поет он никак.
В целом музыкальная сторона выглядела однообразно, а попытки сделать слушателям «хорошо», основанные на склеивании эстрадных ритмических структур с народным мелодизмом, производили впечатление неловкости и вообще отсутствия_какой-то четко поставленной творческой цели. В результате звучали якобы народные песни с очевидным попсовым, «останкинским» налетом. Скажем, если у группы «Палац» прием исполнения в стиле рэп органично сочетатется с общими принципами аранжировки, то в «песняровской» версии песни «Ты ж мяне падманула» рэп воспринимается явно как ария из иной оперы. Впрочем, в зале время от времени звучали кличи «любо!» да во время исполнения песни «Гуляй, казак!» к сцене вылетел некто в штатском и начал исполнять нечто среднее между рэпом и гопаком.
Наиболее показательным для всей программы было исполнение песни «Кармялюга», где в качестве припева вдруг зазвучало по-русски «Любо, братцы, любо...» Пахнуло китчем. Кроме того, зал насторожился, ибо образ атамана, с которым «не приходится тужить», сегодня в Беларуси читается однозначно.
Естественно, программа велась по-русски, как и принято в этом государственном белорусском коллективе. Сцена филармонии была оформлена совершенно никак, цветомузыка свелась к миганию десятка фонарей, напоминающему ПМГ, костюмы музыкантов блистали эклектичностью согласно проекту «спустя рукава». Но что обиднее всего: само исполнение было лишено и намека на естественность и выглядело как дежурная отработка плановой премьеры, обязательной для всех государственных творческих коллективов.
Одним словом, программа «Вольнасць» разочаровала. Второе отделение концерта полнилось «Вечерним звоном», «Дорогой длинною» и другими государственными белорусскими песнями.
В свое время «Песняры» былиобразцом для подражания. Сегодня это даже не музей, а архив, на почетных местах в котором значатся программы обрядового цикла и на стихи Купалы. Уверен в одном: программа «Вольнасць» уже очень скоро получит номер единицы хранения и навечно ляжет на полку. Ибо назвать ее творческой удачей можно разве что лишь по соображениям такта.
А казаки, говорят, всегда предпочитали правду...