Каждая новая встреча с творчеством «Песняров» — событие для любителей жанра. Она не только расширяет наши представления о возможностях ансамбля, но, что особенно важно, убеждает в закономерной последовательности его развития, обнаруживает неустанное стремление коллектива к вершинам мастерства. И последняя работа, показанная недавно в Москве, яркое тому подтверждение.
Года четыре тому назад «Песняры» представили на суд слушателей оперу-притчу В. Мулявина на стихи Я. Купалы — «Песня о доле», работу интересную, в которой, однако, на мой взгляд, не все было равноценно. В частности, попытка создавать образы не только музыкальными средствами (в чем «Песняры» очень сильны), но и актерскими (увы, еще несовершенными). Растянутость либретто, перегруженность световыми эффектами, поверхностная, несколько назойливая режиссура мешали раскрыть возможности, заложенные в музыке. И хотя с точки зрения вокального мастерства, музыкальности все было безупречно, сложилось впечатление, что «Песняры», как говорится, играли не на своем поле. Думаю, они чувствовали это и сами...
Казалось, чего было бы проще — вернуться к проверенной годами концертной схеме, тем более что репертуар большой. Но вот новая программа и новое обращение к крупной форме: поэма-легенда «Гусляр» (музыка И. Лученка, аранжировка В. Мулявина, по поэме Я. Купалы «Курган»),
— Прежде всего, мы стремимся пропагандировать творчество нашего великого земляка — поэта Янки Купалы, — сказал мне художественный руководитель «Песняров» Владимир Мулявин. — А тема его «Кургана» — тема высокого предназначения искусства «глаголом жечь сердца людей» — не может не волновать. Кстати, изменив название поэмы, мы не изменили и не сократили в ней ни строчки... Кроме того, чисто песенная программа уже не приносит нам творческого удовлетворения. Работа над произведением крупной формы, мне кажется, может свидетельствовать о зрелости коллектива.
К поэме Янки Купалы не раз обращались белорусские композиторы. И у Игоря Лученка дипломной работой в консерватории была Кантата для симфонического оркестра, хора и солистов по ее мотивам. Решение композитора вновь вернуться к поэме увлекло «Песняров». Лученком были заново написаны некоторые эпизоды, возникли новые темы, например очень народная в своей основе, удивительно красивая мелодия, которая олицетворяет родную землю, доброе начало, и тема зла — холодная, колючая, построенная на диссонансных звучаниях духовых инструментов (специально для «Гусляра» инструментальная группа ансамбля расширена). Борьба этих двух музыкальных образов в сцене пира у Князя вырастает в один из самых драматических моментов.
В поэме-легенде широко использованы различные инструментальные краски; в лирических эпизодах звучание скрипок (Чеслав Поплавский, Валерий Дайнеко и Владимир Ткаченко), флейты (Владислав Мисевич) придает музыке особенную проникновенность, рождая в воображении слушателей картины белорусской природы. Характеристики героев ярки, динамичны. Очень хороши, например, близкая к фольклорной тема Гусляра и его монолог. В сложной музыкальной ткани произведения убедительно соединены песенная народная мелодика и современные приемы симфонизма, развитая полифония и протяженные пульсирующие остинатные звучания, идущие от композиционных приемов, характерных для рок-музыки. Хотелось бы только, пожалуй, пожелать композитору и аранжировщику большего стилевого единства музыкального материала.
...Сцена Государственного концертного зала «Россия» открыта. С огромного задника смотрит в зрительный зал старик гусляр, седые волосы его сливаются по тону с серо-голубыми облаками. Скупо, но выразительно решено сценическое оформление. Лишь световые акценты помогают «Песнярам» создавать атмосферу, подчеркивать контрастные настроения — от эпического в увертюре до трагического в сцене казни Гусляра и жизнеутверждающего в финале...
Увертюра (в ней проходят все главные темы) представляет слушателям три образных, пространственных плана. Она начинается широкой, величественной темой Родины:
Меж пустынных болот белорусской земли...
Потом композитор как бы приближает нас к будущему месту действия:
На горе на крутой, обвитою рекой,
Лет назад тому сотню иль боле
Белый замок стоял...
И наконец вводит в этот замок, где разыгрывается трагический поединок между Гусляром и Князем.
Сцена в замке эмоционально наиболее сильная. Владимир Мулявин (Гусляр) и Владислав Мисевич (Князь), не прибегая ни к каким дополнительным театральным эффектам, одними лишь музыкальными, вокальными средствами создают яркие образы мудрого, бесстрашного, просветленного своей великой правдой, своим предназначением Певца и могущественного, но нищего духом Тирана. Нравственная победа Гусляра — музыкальная и драматургическая кульминация спектакля.
Быть заживо погребенным — приговаривает Князь дерзкого Гусляра, бросившего владыке в лицо при знатных гостях правду о нищете и горе угнетенного им народа. Но светел финал поэмы — жив в памяти людей подвиг Гусляра. Легенда говорит, что раз в году, ночью, появляется он из Кургана, звенят звонкие струны гуслей. И тот, кто услышит голос старого Гусляра, сумеет одолеть все свои беды и горе. «Только слушать он должен душою»... Музыкальный апофеоз поэмы-легенды — в звоне колоколов на фоне мощного тутти ансамбля — величествен и торжествен...
В «Гусляре» свойственная творческой природе «Песняров» эмоциональная образность получила высокое выражение. Вокальные эпизоды (среди них много а-капелльных) поражают контрастностью динамических и колористических оттенков, радуют безупречным голосоведением, гармонической сложностью и красотой созвучий. Насыщенно звучат инструментальные фрагменты. При этом весь арсенал исполнительских средств ансамбля подчинен единой творческой задаче — полнее раскрыть перед слушателями пафос и лирическую глубину поэмы Янки Купалы, получившие столь яркое выражение в музыке.
Поэма-легенда «Гусляр» — принципиальная победа «Песняров». Работа, оставляющая глубокое, сильное впечатление и чувство радости, — верное свидетельство истинной творческой удачи!
Второе отделение программы ансамбля было по традиции песенным. Его образной вершиной стала новая песня Тихона Хренникова на стихи Михаила Матусовского «Каждый четвертый». Удивительный, редкостный мелодический дар Т. Н. Хренникова делает его песни легко запоминающимися и любимыми на многие годы. В новой песне ярко выражены свойственные музе композитора благородная простота мелодии, кантиленная напевность, лирическая глубина. Стихи М. Матусовского, решенные в фольклорном образном ключе, говорят о подвиге Белоруссии в Великой Отечественной войне, о гибели многих ее сынов. Стихи эти окрылены прекрасной, широкого дыхания мелодией, в которой слышатся и мудрость, и душевная боль, и восхищение подвигом народным. Новое сочинение Хренникова нашло в лице «Песняров» чутких интерпретаторов. А-капельный вокализ, которым начинается и заканчивается в их исполнении песня, звучит у ансамбля то тихо, прозрачно, то набатным форте. На его фоне с какой-то особенной трогательностью выделяется высокий, чистый голос Анатолия Кашепарова: «Каждый четвертый из белорусов, каждый четвертый пал на войне...» Песня буквально протрясает своей образной сконцентрированностью, своей эмоциональной глубиной.
И еще одна замечательная песня впервые прозвучала в концерте — народная («Ажанила мати молодого сына» в обработке В. Мулявина). Это рассказ о судьбе молодой крестьянки. Не взлюбила ее свекровь, извела, и превратилась женщина в калину у дороги. Только трепетными листами смогла обнять она возвратившегося домой мужа... Ансамбль и Леонид Борткевич создают из песни целую музыкально-драматическую новеллу, горькую и сердечную.
Как всегда, в программах «Песняров» щедро пелись песни самые разные: шуточные — белорусские народные «Матуля, матуля», «У месяца верасни», «Чарочка моя» В. Мулявина на стихи М. Танка (с блестящим соло ударных Александра Демешко) и воспевающие родную землю — «Мой родный кут» И. Лученка (стихи Я. Коласа). Я назвала песни, впервые прозвучавшие в исполнении «Песняров». А рядом с ними были уже популярные — эмоционально открытые композиции В. Мулявина «Готика святой Анны» (стихи М. Танка) и «Крик птицы» (стихи Ю. Рыбчинского), звонкая, праздничная «Вологда» Б. Мокроусова (стихи М. Матусовского), лирическая «Вероника» И. Лученка (стихи М. Богдановича), поэтичная «Беловежская пуща» А. Пахмутовой (стихи Н. Добронравова), которой звучание окарины придает какую-то особенную таинственную прелесть...
Долго не хотели расставаться москвичи с «Песнярами» — белорусским ансамблем, каждой своей программой утверждающим свое творческое кредо: народность, смелость задач, профессионализм в самом высоком понимании этого слова.