У него классическая внешность потомка кочевников - смоляные волосы и узкие глаза.
Его вокальные способности исключительны и, в сущности, еще не окончательно открыты. Он исполняет куски из «Маадай Кары» - алтайского эпоса, который передается от отца к сыну в устной форме. Причем каждый раз в звучании есть что-то новое - ведь это просто вольное изложение преданий старины глубокой.
Самый известный исполнитель традиционного алтайского горлового пения, виртуозно играющий на всех национальных инструментах – комузе, топшуре, шооре и других.
Родился 20 февраля 1962 года в глухой деревне под Горно-Алтайском.
Настоящее имя Болота Байрышева – Владимир Трыкович Байрышев.
Евгений Гаврилов: – Болот, расскажите о ваших последних работах.
Болот Байрышев: – В начале октября, с 1 по 10, в городе Иссык-Куле, Бишкек, Киргизия, проходил международный эстрадный конкурс «Отец утренней звёзды» (Чолпон-Аты), где принимали участие различные певцы, конкурсанты, исполнители тюркских народностей, в том числе из Республики Алтай и группа «Талаи». Я был членом жюри.
С 19 по 25 ноября в Женеве и Париже пройдёт Международный семинар, посвящённый горам, куда я приглашён с официальной делегацией от Республики Алтай, и в котором приму участие.
А в данный момент у себя дома в Горно-Алтайске исполнилось пять лет оркестру народных инструментов под руководством Владимира Коншина. Мы дали серию концертов по районам, посвящённых пятилетнему юбилею, с моим участием. В оркестре я играю на народных инструментах, исполняю в сопровождении оркестра различные произведения горловым пением.
Планирую совместное выступление с ребятами из «Новой Азии», а также есть ряд сольных исполнителей, которые приглашают меня на совместные проекты, поддержать их альбомы.
Летом выпустил новый альбом, который называется «Хранитель огня». В него вошли 15 треков под эстрадное сопровождение. Это авторские песни, горловое пение на русском и на алтайском языках. Альбом записывался в Москве, Горном Алтае. Это очередной мой альбом.
В альбом вошли произведения, записанные в разные годы, в разных местах. Они долго у меня лежали в архиве, и я решил их собрать месте и выпустить на диске для моих слушателей.
Название альбома выбрано мной. Они все в моём стиле, все песни посвящены родине, родным местам, где прошло моё детство и где живу по сегодняшний день. Родной очаг мне близок. Песни посвятил родным местам, Алтаю, его курганам. Хранитель очага – хранитель огня.
Хотелось бы отметить то, что наиболее мне близко: «Я вернусь», «Шаман». А в принципе, все произведения удачные.
7 декабря в Новосибирске пройдёт этнический фестиваль «Бай-трек», «священное дерево». Недавно ко мне пришли знакомые творческие люди, организаторы, которые его проводят, и пригласили на него. Фестиваль посвящён культуре Горного Алтая. В нём примут участие много этнических и эстрадных исполнителей из Горного Алтая. В первый день состоится семинар, пройдёт выставка народных инструментов, а вторая часть – большой концерт.
– Много сейчас у вас сольных выступлений и выступлений с оркестром?
– С оркестром начал выступать только этой весной. В основном выступаю по приглашению. Когда у них проводится какое-либо мероприятие или торжество. С удовольствием прихожу, мы репетируем и выступаем.
Меня пригласил дирижёр оркестра, он министр культуры республики. По образованию – дирижёр симфонического оркестра. Он долго меня звал, но я отказывался. Не знал, как подойти к этому, что играть и петь. Наконец, решился, попробовал, и мне понравилось.
Народные инструменты – комуз, шоор и горловое пение получают интересную палитру, когда рядом звучат народные инструменты – домбра, балалайка или духовые инструменты – труба, тромбон, флейта. Это всё сливается, и получается оригинальное звучание.
Наш дирижёр грамотно расписывает по инструментам, и всё сливается в единый аккорд, это очень вдохновляет, появляется желание творить, искать новое.
Есть у меня множество различных инструментов, которые приобретаю и привожу с каждой поездки, с фестивалей. Сейчас есть мысли попробовать с оркестром ряд этих духовых инструментов разных народностей. Думаю, слушателям это будет интересно.
– Чем для вас интересны этнические фестивали?
– С самого начала мне было интересно попасть на эти фестивали, выйти, спеть, показать себя. Но после выступлений в течение многих лет во мне появилась потребность, интерес играть и петь не одному, а выходить с разными исполнителями любого жанра. Люблю импровизировать с ходу. Это мне удаётся, и от этого я получаю наибольшее удовлетворение. Открываю что-то иное для себя, узнаю новых исполнителей, с которыми хочется вновь встречаться на фестивалях, играть с ними.
Чем больше разных исполнителей и больше инструментов, тем интереснее результат. Мой конёк – свободный стиль и импровизация. Мне подходит для этого поп, джаз, рок. Сейчас появляется много возможностей в связи с массой инструментов, электроникой. Чем больше разных звуков, тем красочнее музыка. А в основном выступаю с горловым пением. Топшур, комуз – и всё, мне ничего больше не надо.