Истоки

истоки


Когда родилась татарская музыка? Если вести историю татар от кочевого народа «та-та», который упомянут в китайских источниках IX века, то история нашей музыки одна, если от волжских булгар, — другая, от татаро-монголов Золотой Орды, — то совсем иная. В «Татарском энциклопедическом словаре» приводятся три версии происхождения татар (булгаро-татарская, татаро-монгольская и тюрко-татарская). В принципе, все они допускают, что истоки татарского народа уходят в глубокую древность и не привязаны исключительно к Волжско-Камскому региону. Споры продолжаются, но ясно одно: народная музыка современных татар (причём речь идёт об истинно народной музыке, а не о «новоделе») тесно переплетена с восточными традициями, её мелодика, орнаментация и колорит созвучны музыке народов Дальнего Востока. Наряду с этим она не избежала арабо-мусульманского влияния, которое обогатило её арсеналом восточных музыкальных инструментов.

Писать об истоках татарской музыки невероятно сложно. Не хватает источников, слишком мало сохранилось достоверных сведений, которые могли бы пролить свет на давно минувшие времена. Недостаток информации приводит к появлению сомнительных «древних» документов, которые с невероятными подробностями описывают, например, жизнь поэта Кул Гали и быта жителей Волжской Булгарии. Достоверные же источники куда более скупы на подробности, хотя надёжны и проверены временем и многолетними исследованиями авторитетных учёных.

Первые достоверные упоминания о татарской музыке относятся к периоду Волжской Булгарии — тому времени, когда предки татар, приняв ислам, начали приобщаться к исламской культуре. Конечно, это не могло не сказаться на местных традициях, которые начали развиваться в общемусульманском контексте. К тому же появились местные учёные, поэты и писатели, которые стали фиксировать на бумаге реалии своего времени. Вхождение в орбиту исламской цивилизации ярче всего проявилось в литературе. Она начала использовать известные коранические и восточные сюжеты для развития местного словесного искусства и благодаря этому безмерно обогатилась. Под влиянием ислама начала меняться и музыка, которая по форме и содержанию стала в большой степени соответствовать восточным образцам. Речитация Корана, напевное чтение поэтических произведений, исполнение баитов и мунаджатов, широкое использование восточного музыкального инструментария — всё это говорило о том, что музыкальное искусство Волжской Булгарии развивалось по образу и подобию «старшего брата» — Арабского халифата.

В некоторой степени этот процесс нашёл отражение в средневековой татарской литературе, особенно в таких известных древнетатарских поэмах, как «Кысса-и Йусуф» ( «Сказание о Йусуфе», Кул Гали, 1233) и «Хосров ва Ширин» ( «Хосров и Ширин», Кутба, 1342). В них описываются различные музыкальные действа, упоминаются музыкальные инструменты, на которых играли герои этих произведений.

Например, в поэме «Кысса-и Йусуф» автор так рассказывает о встрече пророка Йусуфа со своим отцом:
И повелел Йусуф построиться войскам, И выехал отцу навстречу с войском сам. Был грохот труб, литавр и барабанов там, И ржание коней вокруг неслось теперь. Это — перевод Сергея Иванова. В оригинале названия инструментов даны следующим образом: быргу, табл, наккара. По крайней мере два из них — табл (барабан) и наккара (литавры) — имеют арабские названия. Значит, уже в XIII веке, спустя триста лет после принятия ислама Волжской Булгарией, жизнь в этом государстве настолько арабизировалась, что самые простые музыкальные инструменты, которые наверняка существовали у предков татар и раньше, начали называться по-арабски, а их исконные тюркские названия были забыты.

Спустя сто лет герои «Хосрова и Ширин» тюркского поэта Кутба, который жил на берегах Волги, также широко пользуются ударными и струнными музыкальными инструментами, исполняли песни «подобные пенью соловья». Как известно, эта поэма была написана на основе одноимённого произведения Низами Гянджави (1141-1209), поэтому многие реалии персидского мира перекочевали и в произведение Кутба. Естественно предположить, что и музыкальные инструменты тоже.

Если в поэме Кул Гали ничего не говорится о пении, то у Кутба его описанию уделяется довольно много места. Конечно, поэмы — не исторические документы. И всё-таки «Хосров и Ширин» — знаковое произведение в том смысле, что оно даёт нам возможность судить об эволюции ислама и исламской культуры на тюрко-татарской почве. Если предки татар поначалу исповедовали ислам в его исконном виде, как и все неофиты старались пунктуальным образом соблюдать все предписания религии, то уже в XIV веке, судя по поэме «Хосров и Ширин», написанной как раз в это самое время, в Поволжский регион проникает иранская культура, которая оказала столь мощное влияние, что немалая доля лексики современного татарского языка состоит из ирано-персидских заимствований. Персидское влияние распространилось и на литературу, которая становится более светской по своему характеру, на музыку, изобразительно-декоративное искусство, архитектуру.

Но вернёмся к временам Волжской Булгарии. Что ещё можно сказать о музыке татар того времени? Для прояснения этого вопроса следует обратиться к письменным сообщениям восточных и европейских путешественников, которые посещали Волжско-Камский регион. Хотя они и не дают достаточно полного описания жизни наших предков, до наших дней дошли несколько источников, в которых упомянуты некоторые музыкальные инструменты булгар, но, к сожалению, без каких-либо подробностей музыкальной жизни. Правда, в «Записках» арабского путешественника Ибн Фадлана, который посещал Волжскую Булгарию в начале Х века, приводится рассказ о девушке, которая «затянула песню», но речь идёт не о булгарах, а о русах, которых современные исследователи отожествляют с викингами.

Арабский учёный Ибн Русте (Х век), описывая так называемых «сакалиба» (в единственном числе — «саклаб»), сообщал, что у них есть «разного рода лютни, гусли и свирели. Последние длиною в два локтя, лютня их восьмиструнная». Эта информация уже представляет кое-какой практический интерес. Однако возникает вопрос, кто такие сакалиба? Русские учёные склонны переводить этот этноним как «славяне», а татарские как «кыпчаки», то есть тюрки. В своей книге «Болгар вэ Казан тореклэре» ( «Булгарские и казанские тюрки») татарский историк Риза Фахрутдинов (1859-1936) писал по этому поводу: «Одно время слово „ас-саклаб“ употреблялось в качестве синонима слова „финны“, в другое время под этим общим термином подразумевали тюркские и финские народности, проживавшие на берегах Волги, Дона, Урала».

В «Записках» Ибн Фадлана царь булгар — Алмуш назван «царем ас-сакалиба». Видимо, арабы употребляли этот термин в самом широком значении и относили его к большинству северных народов. «Сакалиба» Ибн Фадлана и Ибн Русте — это, скорее всего, волжские булгары.

Рассмотрим инструменты, которые упоминает Ибн Русте. Во-первых, это лютня — искажённое польское название народного арабского щипкового музыкального инструмента «аль-уда» (в сокращённой форме — уд). Считается, будто лютня, вероятнее всего, попала в Европу через арабскую Испанию. Что касается самих арабов, то лютня перешла к ним от персов, где она была известна ещё в III веке нашей эры. К сакалиба-булгарам лютня могла попасть через Среднюю Азию, с жителями которой булгары вели активную торговлю.


Упомянутые Ибн Русте «свирели в два локтя» сохранились и поныне — это татаро-башкирский курай, который может достигать длины до одного метра. Наконец, гусли: они с незапамятных времён использовались тюркским населением Поволжья и до сей поры сохранились у татар-кряшен.

Результаты археологических раскопок тоже свидетельствуют о том, что во времена Волжской Булгарии музыкальные инструменты были в ходу у местного населения. Среди находок остатки инструментов, которые напоминают дудку, а также костяные пластинки трапециевидной формы с дырочками по углам и тремя отверстиями на большом основании — часть какого-то струнного инструмента.

На месте раскопок Речного селища в нынешнем Алексеевском районе Республики Татарстан не так давно был найден редкий музыкальный инструмент — железный варган (у татар — кубыз). По мнению археологов, это селище существовало ещё в X-XI века, то есть во времена Волжской Булгарии.

Варган — это самозвучащий язычковый музыкальный инструмент, который представляет собой пластинку из дерева, кости, металла или металлическую дугу с язычком посередине. При игре варган прижимают к зубам или зажимают ими; язычок защипывают пальцем, нитью или палочкой. Рот служит подвижным резонатором: с изменением формы и объёма ротовой полости рождаются тоны обертонового ряда.

Варган-кубыз упоминается в древнетюркском литературном памятнике «Китаб-е деде Коркуд» ( «Книга моего деда Коркуда»), в котором были собраны народные сказания тюрков, относящиеся к X-XV векам. Кубыз и тамбур (домра) описаны в татарском историческом произведении конца XVII века «Дафтар-и Чингиз-наме» ( «Татарская летопись»), где нашли своё отражение события периода Золотой Орды.

В татарском любовно-романтическом дастане «Тулэк белэн Сусылу» ( «Туляк и Сусылу»), который, по мнению учёных, был написан не позднее XIV века, главный герой — Туляк изготавливает домбру и под её звуки исполняет любовные песни. Что ещё мы знаем о музыкальном искусстве Волжской Булгарии? Известно, что даже простое произношение азана (призыва к намазу) — это тоже искусство, которое требует недюжинных вокальных способностей, музыкального слуха, чувства и знания ритмики и метрики.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Долина и Гвердцители почтили память Людмилы Зыкиной

News image

Концерт памяти Людмилы Зыкиной состоялся 16 июня в Crocus City Hall. От новой станции метро «Мякинино», построенной на собственные деньги Арасом Ага...

«Отава ё» поразила президента Эстонии

News image

Фолк-группа «Отава ё» съездила в тур по Эстонии и Польше, с заездом в Калининград. Президент Эстонии решил сфотографироваться с необычными русскими ...

Выступления:

News image

Национальный академический оркестр народных инструменто

Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П. Осипова — лишь ему дано вместить в концертный зал русское поле

News image

Оркестр русских народных инструментов Санкт-Петербургск

Народный коллектив России, Оркестр Русских Народных инструментов был создан при Санкт-Петербургском Государственном Университете в 1953 году Михаил...

Интервью:

Зуля Камалова: На меня оказали влияние и Аквариум, и Пу

News image

29 августа в Казани, в преддверии I международного фестиваля живой музыки «Сотворение мира», прошла пресс-конференция австралийской певицы с татарскими корнями Зули Камаловой. Вчера она уже успел...

Читать

Инструменты

Трещотка

News image

Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письме...

Кугиклы

News image

Кугиклы (кувиклы) - русская разновидность многоствольчатой флейты, известной науке под названием флейта Пана . Инструмент этот распространён в разн...

Авторизация



Новые альбомы:

«ДахаБраха» — «На межі»

News image

Похоже, на worldmusic-сцене постсоветского пространства появилась новая яркая звезда: украинский этнохаос-бэнд «ДахаБр...

Закачиваем музыку в телефон

News image

Самым часто используемым способом передачи песен с вашего ПК на мобильный телефон становится передача при помощи Bl...

Рада и Александр Марченко - «Колыбельная для кошки»

News image

Сольный альбом дивы психоделического фолк-рока Рады Анчевской записан с Александром Марченко, известным по ансамблю ин...

«ТоТо-ОноТо» - «Искорки»

News image

Экс-солист группы «Глупый белый» Егор Львов и ди-джей LONGLI выпустили в высшей степени странный альбом «Искорки». Изм...