На М. Глинке дело не застыло. В 19 веке намечался серьезный подъем национального самосознания во всей Восточной Европе. Благодаря этому влиянию и появился в 50-х годах союз русских композиторов, названный В. Стасовым «Могучая кучка».
Возглавил этот кружок М. Балакирев. В его идеологии явно прослеживалась нелюбовь к западному консерваторскому образованию. Все входящие в кружок композиторы были музыкально необразованны в западном смысле. У каждого была своя «земная» профессия. Музыкальное образование композиторов той поры походило на среду авторской песни 20 века. Теория передавалась из уст в уста.
В те времена ругать консерваторию было легко. Не было еще никакой консерватории в России. Первые были созданы в 60-х братьями Рубинштейнами (учились на Западе). Питерская – Антоном в 1862 году (названа была первоначально «Музыкальной школой»), московская – Николаем в 1866-м. А «могучий» кружок собрался еще в 50-х годах.
Однако отсутствие академического музыкального образования не мешало композиторам начала 19 века создавать шедевры. Так, большинство произведений русского романса создано такими энтузиастами. Многие авторы растворились в глубине истории, а песни остались. Таков всем известный «Камыш», который шумел. По стилистике текста и мелодии – это типичный романс. Но живет он как народная песня. Текст дополняется и изменяется, а мелодия может варьироваться.