Главная - Исполнители татарских народных песен - Хранитель национального фольклора



Хранитель национального фольклора

хранитель национального фольклора



Татарская фольклористика понесла большую утрату. В селе Большая Поляна Республики Мордовия в возрасте 85 лет ушел из жизни талантливый музыкант и исполнитель татарских народных песен Абдулла Кротов.
Татарские филологи называли его легендой татарской фольклористики. Его имя внесено в Татарскую энциклопедию, как музыканта, хранителя и исполнителя татарских песен.
Абдулла Кротов прожил долгую и трудную жизнь. Он родился в бедной крестьянской семье 4 апреля 1919 года в селе Иса (ныне Большая Поляна) Пензенской губернии, в трудное время Гражданской войны, когда в Поволжье свирепствовал тиф. Через две недели после рождения Абдуллы от тифа умер его отец. Тифом болела и мать, но выжила. Мальчика выкормила соседка, бабушка Кадича.
Будучи слепым от рождения, маленький Абдулла не мог играть в игры со сверстниками и поэтому постоянно находился возле взрослых, слушая их песни. Обладая тончайшим музыкальным слухом и феноменальной памятью, мальчик, словно живой магнитофон, записывал все, что слышал. Особенно ему нравились старинные песни, что пели старики на праздниках и свадьбах, куда его брали с 5 лет. От старших он много запомнил старинных, особенно татаро-мишарских песен, которые после обработки сам исполнял.
Абдулла учился грамоте в различных школах для слепых в Мордовии, там же он выучился обходиться без помощников, без поводыря, правильно падать и тут же вставать. После нескольких лет учебы он вынужден был зарабатывать на жизнь себе и своих ближайших родственников песнями, выученными в школе для слепых. Так, на поездах, пароходах, испытывая разные приключения, он ездил по стране, зарабатывая жизненные средства песнями в течение 11 лет. В 1954 году его пригласили в колхоз работать ночным сторожем, а днем - курьером.
На богатый песенный репертуар Кротова и его мастерское исполнение народных татарских песен и сказаний в свое время обратил внимание видный исследователь-фольклорист Хамит Ярми (1904-1981 гг.), работавший заведующим сектором народного творчества в Институте языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР им. Г.Ибрагимова. При его содействии в 1957-1960 годах было записано свыше 40 татаро-мишарских песен и сказаний из репертуара Абдуллы Кротова.
В последующие годы фольклористы продолжали записывать за Абдуллой легенды и предания. Записанные от него фольклорные произведения были опубликованы в ряде сборников. В частности, в 1979 году в Москве вышла книга Татаро-мишарские песни (авторы Хамит Ярми и Земфира Сайдаше-ва) с приложением пластинки с песнями в исполнении Абдуллы Кротова и Хафиза Ишмаметова. Вот как Хамит Ярми отзывался об исполнительском мастерстве Кротова: ... Действительно, Абдулла Кротов удивительно мастерски исполнял народные песни, более того, песни он пел красивым и превосходным мелодичным голосом .
Надо отдать должное и Хафизу Ишмаметову (1895-1961 гг.), родившемуся в дер. Ст. Аллагол Ковылкинского района Республики Мордовия, который также известен как хранитель и исполнитель старинных песен татар-мишарей. В 1955-1957 годы в Казанском Институте языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова было записано около 40 его песен и мелодий. Часть этих записей включена в один из томов издания Татарского народного творчества под названием Исторические и лирические песни (Казань,1988).
Абдулла Кротов сочинял байты, посвященные историческим и трагическим темам. Они вошли в сборник татаро-мишарского фольклора. Среди мишар Поволжья широко распространен байт Абдельман купич , в котором воспевается удалой купец родом из села Шыгырдан (ныне Республика Чувашия). Судьба его оказалась печальной - за печатание денег его арестовали и сослали в Сибирь. Ноты к мелодии этого байта и две строфы, предоставленные Кротовым, включены в сборник М.Нигмедзянова Татарские народные песни (М., 1970).
О личности Абдуллы Кротова, собирателе и исполнителе татаро-мишарского фольклора, становится известно уже в 1960-е годы, когда писатель Эдуард Касимов написал о судьбе самородка повесть Солнце восходит каждый день , которая вышла в свет в 1963 г. Театр им. Г.Камала записал радиопостановку по этой книге.
А в самой Мордовии на протяжении более 30 лет практически ничего не было слышно о творческой деятельности Кротова. И только в 1998 году его земляки могли прочитать и услышать о нем. В Татарской газете об А.Кротове была напечатана большая статья, на радио Мордовии пять недель подряд о нем шла радиопостановка на татарском языке. В том же году в газете Возрождение Кадошкинского района был опубликован материал Е.Радаевой Слепой Абдулла . В 2003 году Абдулла дал интервью для радио Азатлык . По московскому телеканалу был показан о нем сюжет, а популярная газета Татарстан яшьлэре напечатала большую статью.

В мае 2004 года по телевизионному каналу Татарстан-Новый век был показан фильм Татары Мордовии , содержащий сюжет с участием Абдуллы Кротова.
Односельчане почитали и уважали Кротова. У жителей Большой Поляны есть гимн села Туган авылым, Иса суы ( Родная моя деревня, речка Иса }. Его поют в праздники, когда за столом собирается много односельчан.
В 1960 году в Казани ему сделали операцию, но зрение Абдулла не обрел. Правда, прооперированный правый глаз стал различать смутные очертания силуэтов в ясную погоду.
В настоящее время в фонде Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АН РТ хранится более 50 татарских песен и сказаний, записанных у Абдуллы Кротова.
Творчество Абдуллы Кротова обогатило сокровищницу татарского фольклора, и имя его навсегда сохранится в памяти благодарных потомков, поклонников и ценителей его таланта.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Вышел новый интересный клип от певицы Sasha Holiday

News image

Недавно российская поп-певица Sasha Holiday презентовала яркую композицию под названием «Тратишь время». В ней звезда удивила фанатов своим новым необ...

Хелависа посвятила презентацию погибшим в Перми

News image

Презентация сольного альбома «Леопард в городе» вокалистки «Мельницы» Хелависы (Натальи О’Шей) прошла 7 декабря в Светлановском зале Московского меж...

Выступления:

News image

Струнный оркестр русских народных инструментов Здравиц

Оркестр Здравица — единственный в России.

News image

Русская Воля

Фольклорный казачий ансамбль Русская Воля был создан в 2006 году. В его состав вошли выпускники и студенты Московского Государственного Университе...

Интервью:

Пелагея: Продюсерская история - это жесткая кабала

News image

«Вот это голос!» - Думается, Пелагея слышала эту фразу чуть реже, чем «привет».

Читать

Инструменты

Гусли

News image

Слово гусли свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово гусли выражает совокупность ...

Окарина

News image

Окарина - название произошло от итальянского Ocarina - гусенок . Ее форма обычно напоминает голову гуся. Окарина - род свистковой сосудообразной фл...

Авторизация



Новые альбомы:

Le Turkus-Kai – «Sundown on Santorini»

News image

Под загадочным именем Le Turkus скрывается гитарист Иосиф Левитис, весьма примечательная фигура. Получив в Америке отм...

«Кызыл-Москва 2004». Освежаем воспоминания

News image

Только что отгремел фестиваль «Кызыл-Москва 2005», а у почитателей тувинского горлового пения появилась возможность по...

«ТоТо-ОноТо» - «Искорки»

News image

Экс-солист группы «Глупый белый» Егор Львов и ди-джей LONGLI выпустили в высшей степени странный альбом «Искорки».

Рада и Александр Марченко - «Колыбельная для кошки»

News image

Сольный альбом дивы психоделического фолк-рока Рады Анчевской записан с Александром Марченко, известным по ансамблю ин...