Татарская фольклористика понесла большую утрату. В селе Большая Поляна Республики Мордовия в возрасте 85 лет ушел из жизни талантливый музыкант и исполнитель татарских народных песен Абдулла Кротов.
Татарские филологи называли его легендой татарской фольклористики. Его имя внесено в Татарскую энциклопедию, как музыканта, хранителя и исполнителя татарских песен.
Абдулла Кротов прожил долгую и трудную жизнь. Он родился в бедной крестьянской семье 4 апреля 1919 года в селе Иса (ныне Большая Поляна) Пензенской губернии, в трудное время Гражданской войны, когда в Поволжье свирепствовал тиф. Через две недели после рождения Абдуллы от тифа умер его отец. Тифом болела и мать, но выжила. Мальчика выкормила соседка, бабушка Кадича.
Будучи слепым от рождения, маленький Абдулла не мог играть в игры со сверстниками и поэтому постоянно находился возле взрослых, слушая их песни. Обладая тончайшим музыкальным слухом и феноменальной памятью, мальчик, словно живой магнитофон, записывал все, что слышал. Особенно ему нравились старинные песни, что пели старики на праздниках и свадьбах, куда его брали с 5 лет. От старших он много запомнил старинных, особенно татаро-мишарских песен, которые после обработки сам исполнял.
Абдулла учился грамоте в различных школах для слепых в Мордовии, там же он выучился обходиться без помощников, без поводыря, правильно падать и тут же вставать. После нескольких лет учебы он вынужден был зарабатывать на жизнь себе и своих ближайших родственников песнями, выученными в школе для слепых. Так, на поездах, пароходах, испытывая разные приключения, он ездил по стране, зарабатывая жизненные средства песнями в течение 11 лет. В 1954 году его пригласили в колхоз работать ночным сторожем, а днем - курьером.
На богатый песенный репертуар Кротова и его мастерское исполнение народных татарских песен и сказаний в свое время обратил внимание видный исследователь-фольклорист Хамит Ярми (1904-1981 гг.), работавший заведующим сектором народного творчества в Институте языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР им. Г.Ибрагимова. При его содействии в 1957-1960 годах было записано свыше 40 татаро-мишарских песен и сказаний из репертуара Абдуллы Кротова.
В последующие годы фольклористы продолжали записывать за Абдуллой легенды и предания. Записанные от него фольклорные произведения были опубликованы в ряде сборников. В частности, в 1979 году в Москве вышла книга Татаро-мишарские песни (авторы Хамит Ярми и Земфира Сайдаше-ва) с приложением пластинки с песнями в исполнении Абдуллы Кротова и Хафиза Ишмаметова. Вот как Хамит Ярми отзывался об исполнительском мастерстве Кротова: ... Действительно, Абдулла Кротов удивительно мастерски исполнял народные песни, более того, песни он пел красивым и превосходным мелодичным голосом .
Надо отдать должное и Хафизу Ишмаметову (1895-1961 гг.), родившемуся в дер. Ст. Аллагол Ковылкинского района Республики Мордовия, который также известен как хранитель и исполнитель старинных песен татар-мишарей. В 1955-1957 годы в Казанском Институте языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова было записано около 40 его песен и мелодий. Часть этих записей включена в один из томов издания Татарского народного творчества под названием Исторические и лирические песни (Казань,1988).
Абдулла Кротов сочинял байты, посвященные историческим и трагическим темам. Они вошли в сборник татаро-мишарского фольклора. Среди мишар Поволжья широко распространен байт Абдельман купич , в котором воспевается удалой купец родом из села Шыгырдан (ныне Республика Чувашия). Судьба его оказалась печальной - за печатание денег его арестовали и сослали в Сибирь. Ноты к мелодии этого байта и две строфы, предоставленные Кротовым, включены в сборник М.Нигмедзянова Татарские народные песни (М., 1970).
О личности Абдуллы Кротова, собирателе и исполнителе татаро-мишарского фольклора, становится известно уже в 1960-е годы, когда писатель Эдуард Касимов написал о судьбе самородка повесть Солнце восходит каждый день , которая вышла в свет в 1963 г. Театр им. Г.Камала записал радиопостановку по этой книге.
А в самой Мордовии на протяжении более 30 лет практически ничего не было слышно о творческой деятельности Кротова. И только в 1998 году его земляки могли прочитать и услышать о нем. В Татарской газете об А.Кротове была напечатана большая статья, на радио Мордовии пять недель подряд о нем шла радиопостановка на татарском языке. В том же году в газете Возрождение Кадошкинского района был опубликован материал Е.Радаевой Слепой Абдулла . В 2003 году Абдулла дал интервью для радио Азатлык . По московскому телеканалу был показан о нем сюжет, а популярная газета Татарстан яшьлэре напечатала большую статью.
В мае 2004 года по телевизионному каналу Татарстан-Новый век был показан фильм Татары Мордовии , содержащий сюжет с участием Абдуллы Кротова.
Односельчане почитали и уважали Кротова. У жителей Большой Поляны есть гимн села Туган авылым, Иса суы ( Родная моя деревня, речка Иса }. Его поют в праздники, когда за столом собирается много односельчан.
В 1960 году в Казани ему сделали операцию, но зрение Абдулла не обрел. Правда, прооперированный правый глаз стал различать смутные очертания силуэтов в ясную погоду.
В настоящее время в фонде Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АН РТ хранится более 50 татарских песен и сказаний, записанных у Абдуллы Кротова.
Творчество Абдуллы Кротова обогатило сокровищницу татарского фольклора, и имя его навсегда сохранится в памяти благодарных потомков, поклонников и ценителей его таланта.