Главная - Исполнители татарских народных песен - Хранитель национального фольклора



Хранитель национального фольклора

хранитель национального фольклора



Татарская фольклористика понесла большую утрату. В селе Большая Поляна Республики Мордовия в возрасте 85 лет ушел из жизни талантливый музыкант и исполнитель татарских народных песен Абдулла Кротов.
Татарские филологи называли его легендой татарской фольклористики. Его имя внесено в Татарскую энциклопедию, как музыканта, хранителя и исполнителя татарских песен.
Абдулла Кротов прожил долгую и трудную жизнь. Он родился в бедной крестьянской семье 4 апреля 1919 года в селе Иса (ныне Большая Поляна) Пензенской губернии, в трудное время Гражданской войны, когда в Поволжье свирепствовал тиф. Через две недели после рождения Абдуллы от тифа умер его отец. Тифом болела и мать, но выжила. Мальчика выкормила соседка, бабушка Кадича.
Будучи слепым от рождения, маленький Абдулла не мог играть в игры со сверстниками и поэтому постоянно находился возле взрослых, слушая их песни. Обладая тончайшим музыкальным слухом и феноменальной памятью, мальчик, словно живой магнитофон, записывал все, что слышал. Особенно ему нравились старинные песни, что пели старики на праздниках и свадьбах, куда его брали с 5 лет. От старших он много запомнил старинных, особенно татаро-мишарских песен, которые после обработки сам исполнял.
Абдулла учился грамоте в различных школах для слепых в Мордовии, там же он выучился обходиться без помощников, без поводыря, правильно падать и тут же вставать. После нескольких лет учебы он вынужден был зарабатывать на жизнь себе и своих ближайших родственников песнями, выученными в школе для слепых. Так, на поездах, пароходах, испытывая разные приключения, он ездил по стране, зарабатывая жизненные средства песнями в течение 11 лет. В 1954 году его пригласили в колхоз работать ночным сторожем, а днем - курьером.
На богатый песенный репертуар Кротова и его мастерское исполнение народных татарских песен и сказаний в свое время обратил внимание видный исследователь-фольклорист Хамит Ярми (1904-1981 гг.), работавший заведующим сектором народного творчества в Институте языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР им. Г.Ибрагимова. При его содействии в 1957-1960 годах было записано свыше 40 татаро-мишарских песен и сказаний из репертуара Абдуллы Кротова.
В последующие годы фольклористы продолжали записывать за Абдуллой легенды и предания. Записанные от него фольклорные произведения были опубликованы в ряде сборников. В частности, в 1979 году в Москве вышла книга Татаро-мишарские песни (авторы Хамит Ярми и Земфира Сайдаше-ва) с приложением пластинки с песнями в исполнении Абдуллы Кротова и Хафиза Ишмаметова. Вот как Хамит Ярми отзывался об исполнительском мастерстве Кротова: ... Действительно, Абдулла Кротов удивительно мастерски исполнял народные песни, более того, песни он пел красивым и превосходным мелодичным голосом .
Надо отдать должное и Хафизу Ишмаметову (1895-1961 гг.), родившемуся в дер. Ст. Аллагол Ковылкинского района Республики Мордовия, который также известен как хранитель и исполнитель старинных песен татар-мишарей. В 1955-1957 годы в Казанском Институте языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова было записано около 40 его песен и мелодий. Часть этих записей включена в один из томов издания Татарского народного творчества под названием Исторические и лирические песни (Казань,1988).
Абдулла Кротов сочинял байты, посвященные историческим и трагическим темам. Они вошли в сборник татаро-мишарского фольклора. Среди мишар Поволжья широко распространен байт Абдельман купич , в котором воспевается удалой купец родом из села Шыгырдан (ныне Республика Чувашия). Судьба его оказалась печальной - за печатание денег его арестовали и сослали в Сибирь. Ноты к мелодии этого байта и две строфы, предоставленные Кротовым, включены в сборник М.Нигмедзянова Татарские народные песни (М., 1970).
О личности Абдуллы Кротова, собирателе и исполнителе татаро-мишарского фольклора, становится известно уже в 1960-е годы, когда писатель Эдуард Касимов написал о судьбе самородка повесть Солнце восходит каждый день , которая вышла в свет в 1963 г. Театр им. Г.Камала записал радиопостановку по этой книге.
А в самой Мордовии на протяжении более 30 лет практически ничего не было слышно о творческой деятельности Кротова. И только в 1998 году его земляки могли прочитать и услышать о нем. В Татарской газете об А.Кротове была напечатана большая статья, на радио Мордовии пять недель подряд о нем шла радиопостановка на татарском языке. В том же году в газете Возрождение Кадошкинского района был опубликован материал Е.Радаевой Слепой Абдулла . В 2003 году Абдулла дал интервью для радио Азатлык . По московскому телеканалу был показан о нем сюжет, а популярная газета Татарстан яшьлэре напечатала большую статью.

В мае 2004 года по телевизионному каналу Татарстан-Новый век был показан фильм Татары Мордовии , содержащий сюжет с участием Абдуллы Кротова.
Односельчане почитали и уважали Кротова. У жителей Большой Поляны есть гимн села Туган авылым, Иса суы ( Родная моя деревня, речка Иса }. Его поют в праздники, когда за столом собирается много односельчан.
В 1960 году в Казани ему сделали операцию, но зрение Абдулла не обрел. Правда, прооперированный правый глаз стал различать смутные очертания силуэтов в ясную погоду.
В настоящее время в фонде Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АН РТ хранится более 50 татарских песен и сказаний, записанных у Абдуллы Кротова.
Творчество Абдуллы Кротова обогатило сокровищницу татарского фольклора, и имя его навсегда сохранится в памяти благодарных потомков, поклонников и ценителей его таланта.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Варвара сыграла акустику в Боткинской больнице

News image

Варвара решила поддержать пациентов Боткинской больницы, страдающих раком крови. Певица с недавнего времени сотрудничает с Фондом Чулпан Хаматово...

Эта непрофессиональная народная музыка

News image

Этномеханика -- новая инициатива устроителей фестиваля СКИФ, часть программы по заполнению сетки расписания бывшего кинотеатра Прибой , отданного...

Выступления:

News image

Великорусский оркестр В.В.Андреева

20 марта 1888 - день рождения первого в России оркестра русских народных инструментов. В этот день в Санкт-Петербурге в зале Городского Кредитного ...

News image

Репетиционные базы "HendrixStudio" для музыкантов

HendrixStudio это целая сеть репетиционных студий, они предоставляют потрясающие помещения, предназначенные для репетиций. Абсолютно каждая репети...

Интервью:

Андрей Клюкин: «Рок должен держаться корней»

News image

У русского рока есть три проблемы: отсутствие подачи, отсутствие продюсеров и отсутствие корней. Андрей Клюкин исчез из эфиров внезапно. Еще год назад он вел программу «Воздух» на «Нашем радио» –...

Читать

Инструменты

Гусли

News image

Слово гусли свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово гусли выражает совокупность ...

Рожок

News image

Первые письменные свидетельства о рожке появляются только во второй половине XVIII в. в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина и Гасри....

Авторизация



Новые альбомы:

Дмитрий Ревякин – «Жатва»

News image

Лидер группы «Калинов мост» остается одним из немногих концептуальных русских музыкантов, последовательно создающим св...

Волга - Три поля . Шорохи памяти

News image

На первом поле завывает ветер. На втором – поменялись местами небо и земля. Третье поле окутано плотным туманом. Каждо...

Из истории рингтонов

News image

На данный момент рингтоны способны похвастаться своей весьма длительной историей. Вот первым владельцам мобильных т...

Башня Rowan – Ab Laternae . Дыхание концертов

News image

«Башня Rowan» – коллектив на самом деле спорный, стоящий особнячком на этнической сцене. Свой стиль музыканты именуют ...