Главная - О движении Этносфера и его участниках - Успех фестиваля «Этносфера» открывает этно-музыке путь к слушателю



Успех фестиваля «Этносфера» открывает этно-музыке путь к слушателю

успех фестиваля «этносфера» открывает этно-музыке путь к слушателю


Прошедший на днях в театре п/р Назарова фестиваль «Этносфера» явственно показал, что в России появился новый мощный фестиваль этно - и world музыки. Художественный уровень участников фестиваля столь высок, что наиболее удивительным оказывается отсутствие господдержки «Этносферы». Фестиваль пока проходит при финансовой поддержке одного-единственного увлеченного бизнесмена.

В театре Назарова состоялся третий по счету фестиваль, однако для широкой публики это стало полноценной премьерой, ведь предыдущие концерты были по сути телесъемкой. И вот – аншлаг в большом зале театра, продано более тысячи билетов, на сцене – сам народный артист России Владимир Назаров:

- При почти полном игнорировании СМИ мы собрались здесь, потому что наш фестиваль главный в рейтинге «от сердца к сердцу». Нам не все равно, как существует русская этническая музыка. Мы собрали лучших музыкантов в этно-жанре. Мы начинаем. С Богом!

Концепция фестиваля вполне емко изложена в эпиграфе, слова Михаила Глинки проясняют цель и смысл: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Отсюда в программе фестиваля как аутентичная русская музыка, так и сплетение фолка с джазом, роком и акустической салонной музыкой.

Фестиваль начал дуэт Сергея Старостина и пианиста Сергея Филатова. Соединение джазово-эстрадной фортепианной техники Филатова с протяжными звуками рожка и аутентичной манерой вокала Старостина звучит органично, музыканты тонко чувствуют друг друга. «Туман» - непростая песня, однако в дуэте мастеров она приобретает черты лирической исповедальности, а перекличка рожка и фортепиано откровенно обнажает импровизационную ипостась русской народной музыки.

Сольный номер Сергея Филатова на фортепиано сменяется этно-джазовой композицией «Масленица». Синкопированные секвенции Виталия Кись (гитара), Дмитрия Власенко (ударные), Петра Архипова (бас), Анны Королевой (саксофон) обрамляются игрой Филатова на мелодике. Еще один номер – солирующая этно-джазовая гитара Кись в том же составе. Гитарист показывает превосходную технику, этот номер становится одним из украшений концерта.

Саксофонистка и вокалистка Анна Королева вместе с ансамблем и бэк-квартетом исполняет версию старинной песни «Под окошечком Дуняша». В эстрадной обработке под почти африканские перкашн звучит задорно и драйвово.

Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» под руководством Андрея Котова исполнил «Воскресенье рано» в аутентичной традиции. А затем с гитарой В. Кись прозвучала элегантная и добрая «Уж ты, матушка». Ансамбль «Сирин» не устает нас удивлять все новыми экспериментами.

Вновь вышли Старостин и Клевенский с флейтами, сыграли композицию на русские темы, изощренно импровизируя и меняясь ведущими партиями. К ним присоединились Ольга и Таисия Краснопевцевы со свистелками, и раскатное «Ой да лели…» покатилось по рядам так, что многие из зрителей принялись подпевать. Еще один эксперимент Клевенского и Старостина – извлекая из кларнетов звуки, удивительно похожие на звук дудука, дуэт исполнил песню «На зеленом саду». Роскошество интонирования и деликатное чувство партнера в дуэте. Акапельная веселая «Загляделся…» после кларнетного дуэта звучит уже как общепризнанный хит, веселый и задорный.

Болгарскую народную песню «Заспал Илван» исполнил ансамбль солистов театра В. Назарова. В черно-красном наряде девять вокалисток плетут узоры балканских мелодий с чистой трехголосной полифонией. Даже нечто молдавское почудилось в техничном пении великолепных певиц театра.

Во время антракта Андрей Котов рассказал NEWSmusic, что отсутствие обещанного Святослава Бэлзы в качестве ведущего и проведение концерта по принципу нон-стоп никак не увязаны:

- Святослав Бэлза не смог приехать, его срочно вызвали вести ответственный концерт за границей. А концертные номера нон-стопом были задуманы изначально. Нам показалось, что достаточно программки для зрителей, и прерывать музыку ради объявления артистов не имеет смысла.

Действительно, нон-стоп обеспечил гармоничное перетекание одних музыкальных импровизаций в другие – это безусловная находка режиссеров фестиваля, полностью оправдавшая себя. Вместо отсутствующего Бэлзы во втором отделении эмоционально высказался Владимир Назаров:

- Здесь нет ни одного канала телевидения. И спасибо им большое! Потому что если мы попадаем в их формат – никто нам руку не подает!

Армянская песня «Ду эрацар» в исполнении блистательного вокалиста Георгия Мушеева звучит настолько искренне и прочувствованно, что зал устраивает овацию знаменитому певцу. Воздушная причудливая мелодия в обрамлении деликатных цимбал и баса с переходом в упругий джаз-рок тронула сердца. Сильный голос то вздымается вверх, то опускается в нижний регистр, и вновь вздымается до максимально высокой звенящей ноте. Вторая песня Георгия Мушеева – «песня сибирских цыган», как отрекомендовал ее певец. И снова овация, и даже слезы у публики.

Инна Желанная выступила в урезанном составе – из-за накладки концертного графика не смогли приехать два ее музыканта. Зато к ней присоединился Артем Якушенко из «Белого Острога», и соединение экспрессивной манеры Артема к сумрачной красоте композиций в исполнении Инны и «Гребстеля» Калачева дало взрывной эффект. «Пшеница» (жнивная песня) и «А кто нас покрывать будет» (свадебная песня) – могучий драйв и пронзительная грусть. Семплированный бас и семплированная скрипка – удивительное сочетание с протяжным звонким голосом Инны Желанной. В свадебной песне скрипка Якушенко звучит точь-в-точь как прифузованная соло-гитара.

- Этот фестиваль отличается молодостью. Тут и джаз, и хорей, и тяжеловатое что-то типа нас, - говорит Инна Желанная NEWSmusic. – Надеюсь, что фестиваль будет развиваться, нас будут приглашать…

Холодная и техничная Инна Желанная сменилась… задорными частушками в исполнении Сергея Старостина и Андрея Котова. Ни на йоту не отступив от аутентичного текста, музыканты сумели рассмешить. Как не рассмеяться, если поется:

Ах, хороша не та девчонка
Что не сходится юбчонка

Виртуозное владение балалайкой Алексея Архиповского – вовсе не новость. Однако виртуоз сумел поразить неожиданными сменами техники и известных мелодий. Почти гитарная импровизация. Причем с самого начала у артиста отказала инструментальная фонограмма – Архиповский только махнул рукой, и сыграл все сам. Микс из русских народных мелодий, «Полет шмеля», «Разлука»… Балалайка превращается в шарманку, и артистичный Архиповский лениво наигрывает в образе шарманщика. И тут же шарманка превращается в гитарную версию «К Элизе». Музыкант легко меняет партии левой и правой руки, отстукивает перкашны по корпусу, играет на балалайке за спиной… И заканчивает рок-н-роллом под овации зала.

«Белый Острог» сыграл две композиции, вторая из которых явно навеяна индийской аутентикой. Как всегда, фееричен Артем Якушенко – он успел даже отбежать к ударной установке и подстучать себе на оркестровом треугольнике.

Этно-фьюжн проект «Груня» исполнил «Подъезжали мы под село». Солистка Елена Кись выглядит вполне уверенно, когда поет открытой народной подачей, но теряется при необходимости лиричной неагрессивной подачи. Отчасти две бэк-вокалистки компенсируют этот провал, и инструменталисты помогают. Однако обаяния у артистки явно пока недостает, и есть над чем поработать в будущем.

В финале мы услышали большой джем-сейшн. Старостин начал с темы «Христос Воскресе», хор «Сирин» подхватил «Воскреси Христос» и закончился джем воодушевляющими словами:

Новое небо,
Новая земля!

И действительно, новая. Фестиваль открыл буквально новую неизведанную землю – фолк-остров высочайшего исполнительского мастерства. Бескомпромиссного мастерства.

- Мы не смогли предвидеть всего, что могло быть, - рассуждает Сергей Старостин. - На будущее мы учтем все проблемы. В принципе, я считаю, - получилось! Мы не прогоняли заранее программу, - представили ее публике как есть. Хотелось показать весь спектр исполнителей, и это удалось. Как дальше жить – время покажет. Фестиваль будем расширять. Делать его не однодневным, а на 2-3 дня. Тематически распределить, чтобы зрителей не бросало в разные стихии. Ворота в «Этносферу» открыты – мы руководствуемся только высоким исполнительским уровнем.

На фестивале присутствовало большое количество профессиональной публики. Вот что рассказала NEWSmusic профессор, заслуженный деятель искусств РФ Евгения Осиповна Зосимова, художественный руководитель ансамбля «Карагод»:

- Я по роду занятий человек размышляющий. Мне в этом смысле фестиваль крайне полезен. Что в строку, видели все – успех, привлечение бизнеса и внимания публики к народному искусству. Мы, народники, ведь сидим в глубоких окопах в тылу. Никто нас не видит, не слышит. А между строк – я увидела, что как народную музыку не переодевай – в джинсы, футболку, микрофон – это все равно остается народной музыкой. Не перекрасишь!

Владимир Назаров поведал о своих планах сделать фестиваль «Этносфера» ежеквартальным и привлечь многих знаменитых народных исполнителей. Пожелаем ему удачи в этих амбициозных планах.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Как появилось Евровидение?

News image

Евровидение является ежегодным музыкальным конкурсом песен, который осуществляется среди исполнителей из стран, которые входят только в Европейск...

Карельский ансамбль Sattuma сыграл финскую польку по-св

News image

Петрозаводский семейный фолк-ансамбль Sattuma впервые выступил в Москве. - Наш ансамбль впервые выступает в Москве, чему мы очень радуемся, - улы...

Выступления:

News image

Государственный оркестр русских народных инструментов

Оркестр народных инструментов под управлением заслуженного артиста России Игоря Тонина, Комитета по культуре Ленинградской области. Основан в 1988 г...

News image

Репетиционные базы "HendrixStudio" для музыкантов

HendrixStudio это целая сеть репетиционных студий, они предоставляют потрясающие помещения, предназначенные для репетиций. Абсолютно каждая репети...

Интервью:

Хелависа: «Строить творческие планы – глупо. Надо работ

News image

В преддверии презентации сольного акустического альбома Натальи О’Шей, которая состоится 7 декабря в ММДМ, солистка группы «Мельница» дала «Новостям шоу-бизнеса NEWSmusic.ru» эксклюзивное интервью. ...

Читать

Инструменты

Гусли

News image

Слово гусли свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово гусли выражает совокупность ...

Баян

News image

Баян - один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник. Впервые название баян встречается в афишах и реклама...

Авторизация



Новые альбомы:

Тандалай и Disen Gage сделали совместный проект

News image

3 февраля в 18-00 в Центральном Доме Художника состоится концерт Тандалай и группы Disen Gage. В первом отделении конц...

Алевтина – «Танец перехода»

News image

Бывшая солистка «Мельницы» Алевтина Леонтьева двинулась по пути сольной карьеры, и это было вполне ожидаемо. Несмотря ...

«Славяне. Выпуск второй»: язычество и традиции

News image

Компиляция песен для сборника под названием «Славяне» - задача изначально непростая. Славянские народы разошлись меж с...

Волга - Три поля . Шорохи памяти

News image

На первом поле завывает ветер. На втором – поменялись местами небо и земля. Третье поле окутано плотным туманом. Каждо...