Мы страшно разобщены. А власть предержащие делают все, чтобы это разобщение, особенно в пассионарной части общества, где в первых рядах должна стоять молодежь, делалось все глубже. Таким обществом легче управлять. Потому и вопросы культуры, воспитывающей дух, взяты под пристальный контроль всемирной «элиты». Оттого и Голливуд, эта «фабрика грез», «вправляющая мозги» многомиллионной армии зрителей всего мира, начисляет неслыханные ранее гонорары режиссерам и актерам. То же — в музыкальной поп-культуре, за несколько десятилетий поднявшейся как на дрожжах. В прежние времена у нас был популярен лозунг: «Культуру — в массы». На решение этой проблемы были брошены лучшие силы. И мы на самом деле стали одной из самых образованных, читающих и музыкально просвещенных наций мира. Сейчас — лозунги не в чести, практика же культурного воспитания расшифровывается так: массам — масскульт, «элите» — «высокое» искусство. Но такое разделение, в силу его двойного стандарта, оставляет в накладе обе стороны, да и культура терпит заметный ущерб. Однако движущей силой истории, в конце концов, всегда оказывается народ. В его недрах возникают не только нечаянные социальные выбросы, но и те «неудобные» явления культуры, которые никак не хотят вписываться в «мейнстрим» глобализации. В этом случае лучший паллиатив — сделать вид, что их попросту не существует. Именно это масс-медиа с успехом и проводит в жизнь. Говорю так потому, что даже мне, меломану и театралу с большим стажем, довелось познакомиться с Содружеством музыкантов, композиторов и меценатов, объединенных любовью к корневой музыке народов России, названным «Этносферой», лишь благодаря Интернету. А, познакомившись и побывав на их фестивале, хочу, чтобы и наши читатели узнали об этом движении.
С 2003 года, который «Этносфера» считает датой своего рождения, она устраивает ежегодные фестивали — «Русские сессии» — в разных городах России под девизом: «Новое дыхание традиций». В авторской адаптации к музыкальному восприятию современной, по преимуществу молодежной аудитории, высокопрофессиональные музыканты разворачивают перед публикой действа песенного и игрового фольклора, по крупицам собранные ими по городам и весям. В дело идет все: раритетные народные инструменты — рожки, дудочки, брелки, волынки, привычная балалайка, архисовременные формы электрогитар, скрипок и ударных установок и вполне академическое фортепьяно. Стиль и манера обработки варьируется также широко: наряду с чистой архаикой это могут быть рок-музыка, джаз, академия, авангард. И в результате происходит чудо: молодая часть публики после каждого номера заходится от восторга, выражая его криками «браво», свистом и даже одобрительным визгом. Это воодушевление радует, потому что здесь, может быть, впервые ребята сталкиваются с настоящим искусством, имеющим почвенную народную основу.
Последний фестиваль «Этносферы», прошедший на этот раз в конце февраля в Москве, в Музыкальном театре национального искусства под управлением Владимира Назарова, что на окраине Юго-запада столицы, в бывшем Олимпийском центре, был самым представительным по количеству номеров и выступивших на нем артистов. Оба отделения концерта словами: «С Богом!» открыл руководитель театра, народный артист России Владимир Назаров. Костяк этого театра, распахнувшего свои двери перед публикой 22 февраля 2002 года, составлен из созданного Назаровым Государственного ансамбля фольклорной музыки, чья история восходит еще к 1977 году, когда студенческий ансамбль духовых народных инструментов «Жалейка» под его руководством стал лауреатом Фестиваля молодежи и студентов на Кубе. Так что Назарова можно считать одним из прародителей «Этносферы», в движении которой участвуют многие из универсальных артистов его театра, в совершенстве владеющих пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах.
Зачином программы стало выступление основателей «Этносферы» — высокопрофессиональных музыкантов Сергея Старостина и Сергея Филатова с их композицией «Туман», где первый играл на роге и пел в корневой народной манере, а второй сопровождал его импровизацией на фортепьяно. И сразу стало ясно: это — настоящее, стОящее искусство. А дальше все понеслось как по маслу. Наигрыш «Масленица» в исполнении клавишных, ударных, гитары, баса, саксофона так закрутил всех присутствующих на сцене и в зале, что молодежь едва не пускалась в пляс. К джазовой аранжировке русских и тюркских мелодий, где тон задали молодые виртуозы Виталий Кись (гитара) и Анна Королева (саксофон), публика старшего возраста спервоначалу отнеслась с некоторой опаской, молодые же были покорены с первых тактов. Но и те, и другие оказались едины в одном: в восхищении артистизмом выступавших артистов, их одержимостью творимым на сцене действом. С большим интересом были восприняты выступления Ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин», основанного Андреем Котовым в 1989 году. Прозвучали старинные песни «Уж ты, матушка», «Воскресенье рано» и «Когда молод я был» в исполнении Тины Георгиевской, Котова, Старостина и группы девушек, а сопровождали их гитарист Кись и Сергей Клевенский, играющий на этнических духовых инструментах — на длинной тростниковой дудке и на волынке. И уж совсем «на ура» были приняты залихватские Частушки «под язык», где Старостин пел: «Ох, до чего ж я настрадалси, Один …. большой осталси…. Ох, хорошо страдать на печке, Ох, да на тепленьком местечке», а Котов «под язык» подпевал ему. Нельзя без восторга вспомнить о джаз-банде в составе гитары, баса, ударных и фортепьяно, зажигательно сыгравших импровизацию на тему «Комаринской», где среди артистов был и четырехлетний сынишка Кися, ладошками отбивавший ритм на маленьком «там-таме». Интересно выступила этногруппа «Груня», в которой поет Елена Кись. И, наконец, невозможно умолчать о потрясении, испытанном от игры Алексея Архиповского на балалайке. Стройный, белокурый, как Лель, он столько страсти, сердца и любви вложил в свою Импровизацию, которая длилась не менее 15 минут, где были исполнены вариации и на русские народные темы, и на классическую музыку Паганини, Бетховена, Листа, Римского-Корсакова, когда его балалайка была то задумчиво-нежной, то бурно-огневой, звучала то скрипкой, то мощным симфоническим оркестром, что это можно назвать лишь одним словом — волшебство. Финал концерта, длящегося более трех часов, завершился выходом на сцену всех участников.
Этот фестиваль стал ярким эмоциональным действом, заряжавшим зал верой и надеждой и в ответ получавшим от него энергию и волю. Единственным негативом в этом концерте было, на мой взгляд, то, что здесь злоупотребляли форсажем звука, что при низкой культуре исполнения служит для ретуширования огрехов, а в данном случае играло обратную роль, мешая его полноценному восприятию. Напоследок можно пожелать Содружеству «Этносферы» жить и развиваться так же успешно, как это заявлено ими в начале своего пути. В этом пример им подает Музыкальный театр национального искусства Владимира Назарова, который в текущем месяце отмечает сразу две неюбилейные годовщины: 5-летие театра и 55-летие его руководителя. По этому поводу 22 февраля в малом зале театра состоится премьера музыкальной лирической фантазии по мотивам притчи Сент-Экзюпери «Маленький принц» в постановке главного режиссера, а 24-го — концерт Назарова «Я буду петь, пока живет моя любовь».