Важнейший признак для определения хронологии былин - религиозная символика. По мнению А.А. Котляревского, до христианства была другая основа наших богатырских сказаний. Ф.И. Буслаев, утверждал, что былинный эпос не помнит крещения, а Владимира изображает даже скорее язычником. Высказывания вроде «постоять за веру православную... ради церквей-монастырей» в устах богатырей Буслаев называет «тирадами новейшего изделия», противоречащие поступкам, которые, с точки зрения христиан должны казаться святотатством Азбелев С.Н. Ф.И. Буслаев и его ученики… с. 12.. Глава исторической школы В.Ф. Миллер, считал образ Владимира в былинах чисто языческим Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 92..
Вопрос о месте и роли христианской составляющей в былинах очень важен. Отрицать её существование невозможно, но перед исследователем былин встает вопрос - является ли христианская составляющая былин основой русского эпоса, или наслоением? Но сначала надо решить - правомерна ли сама постановка вопроса, бывает ли так, чтоб языческие предания ассимилировались христианским сознанием Средневековья?
Примеры обнаруживаются в Западной Европе. В британском круге сказаний о короле Артуре предстает идеальным католическим государем, а его рыцари -христианами, в житиях же британских святых-современников Артур - скорее язычником Сапковский А. Мир короля Артура. // Сапковский А. Нет золота в Серых Горах. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. с. 54.. Аналогично в скандинавской «Саге о Вольсунгах» и германской «Песне о Нибелунгах» описываются одни и те же события и герои. Но в «Песне о Нибелунгах» куда-то исчезли языческие боги-асы, валькирия Брюнхильд стала королевой Брунгильдой, возникли церкви и капелланы.
В былинах христианство также накладывалось поверх язычества: например, эпизод покушения на Илью Муравленина его сына - Сокольника. Сокольник пытается убить спящего отца, но его копье натыкается на нательный крест Ильи. В первой половине XIX века на Северной Двине записали вариант этой же былины, где крест отсутствует, а вместо него - оберег Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 95.. Замена оберегом креста в тексте былины исключается, замена могла произойти только в обратном порядке. Ещё один переходный момент: «татары» подступают к Киеву, и княгиня Апракса советует Владимиру пойти в церковь и помолиться богам Былины. - М.: Современник, 1986. с. 285.. Очевидно, что здесь исходно многобожие.
Наиболее ярко прослеживается переход от языческих ценностей и символов к православным в былинах о Василии Буслаеве. Герой отправляется с паломничеством в Иерусалим. Путь не описывается, но существует вариант, когда герой направляется вниз по Волхову, в Ладогу и через Неву в «Веряжское» море. В этой записи и речи нет об Иерусалиме - роковая встреча с «бел-горюч камнем» и вещей мертвой головою происходит на острове посреди «Веряжского моря» Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 97.. На Балтике действительно располагался остров, по значению сопоставимый с Иерусалимом христианского мира: остров Рюген Из «Деяний первосвященников Гамбургской церкви» Адама Бременского. // Откуда есть пошла Русская земля. т.2. - М.: Молодая гвардия, 1986. с. 596.. На нем много священных белых скал Гаврилов Д.А. Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция. - М.: Рефл-Бук, 2002. с. 69., а языческий культ балтийских славян Арконы включал хранение отсеченных вражеских голов. Возможно, здесь влияние кельтов, столь ощутимое у балтийских славян Семёнова М. - Мы - славяне! с. 208.. Еще в конце XI века из христианской Чехии приезжали на Рюген паломники за пророчествами Гудзь-Марков А.В. Индоевропейцы Евразии и славяне. - М.: Вече, 2004. с. 375.. Допустимо и плавание на Рюген новгородской вольницы, которое было сопоставимо с посещением христианами Иерусалима. Это тем вероятнее, что происхождение новгородцев с южного берега Балтики доказано («людие новгородские от рода варяжска» Повесть временных лет. - http://www.slav.olegern.ru/): на него указывают особенности новгородского диалекта Носов Е. Славяне на Ильмене. Экологический аспект освоения северо-западных земель. // Родина, 2002, №11/12. с. 46. Зализняк А. Новгородское наречие. // Родина, 2002, №11/12. с. 85., западнославянская керамика в древнейших слоях Новгорода и Пскова, западнославянская конструкция новгородских укреплений, не имеющая подобий на юге Руси, западнославянские хлебные печи, наконечники стрел и многие другие археологические доказательства Семёнова М. - Мы - славяне! с. 370, 406.. На него указывает сходство общественного устройства славянского Поморья и Новгорода Серяков М. Рождение Вселенной. Голубиная книга. - М.: Яуза, Эксмо, 2005. с. 121, 144.. Наконец, на переселение указывают черепа древних новгородцев, ладожан и псковичей в могилах XI - XIII вв., подобные черепам балтийских славян-ободритов Нидерле Л. Славянские древности. - М.: Алетейя, 2000. с. 18.. Можно уверенно предположить, что в первоначальном варианте былины целью Василия Буслаева был не Иерусалим, а Аркона. Однако даже в христианском варианте Буслаев в Иерусалиме кощунствует над святыней, купаясь в Иордане нагим Былины. - М.: Современник, 1986. с. 482.. Так же кощунствует он и в Новгороде, поднимая руку на крестного отца-монаха и разбивая колокол Святой Софии Былины. - М.: Советская Россия, 1988. с. 451..
Может быть, именно в свете противостояния Буслаева христианству следует рассматривать эпизод в некоторых записях этой былины: пленным дружинникам Василия связаны руки и ноги, и «загнаны они во Почай-реку». Пропп обращает внимание, что многие дружинники Буслаева происходят из глухих окраин Новгородской земли Пропп В.Я. Русский героический эпос. с. 351., где язычество держалось довольно долго. Возможно, речь идет о насильственном крещении дружины Василия.
Очень показательно, что кощунства Буслаева сходят ему с рук только пока он глумится над христианскими святынями. Возмездие настигает его лишь при столкновении с вещей головой и «бел-горюч камнем» Былины. - М.: Современник, 1986. с. 483.. Невозможно согласовать такое содержание былины с мнением о христианских основах русского эпоса.
Когда в былинах русская вера сталкивается с чужой, то и тут всплывают темы, христианству чуждые: например, непременным условием молитвы и ее составной частью выступает в былинах омовение. Алеша перед битвой с Тугарином спозаранку умывается и молится на восток Былины. - М.: Современник, 1986. с. 238.. Так же сопровождает омовением утреннюю молитву Илья и молится притом также на восток Былины. - М.: Советская Россия, 1988. с. 163.. Умывание прочно входит в былинное понятие о вере, причём больше ни о каких требованиях, ни о каких обрядах или запретах русской веры не говорится. Такой обряд наличествует в обрядности индоевропейских народов - зороастрийцев, индуистов Успенская Е.Н. Раджпуты: рыцари средневековой Индии. - СПб.: Евразия, 2000. с. 136.. В византийском православии обряда омовения не существует, зато он есть у русских старообрядцев, для которых характерна заметная реставрация язычества в мировоззрении и в культовых действах Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 104..
В одной из записей былины о том, как Дунай и Добрыня добывали для Владимира Всеславича невесту, ее отец называет русскую веру «поганой» или «котельной». Котлы играли важную роль в обрядности многих соседей Руси и славян. Огромный священный котел скифов упоминает Геродот Из «Истории» Геродота. // Откуда есть пошла Русская земля. т.1. - М.: Молодая гвардия, 1986. с. 502.. Огромную роль всевозможные котлы играли в мифологии кельтов. В древней Ирландии котел считался символом изобилия, и о котле бога Дагды сказано, что «никто не ушел от него голодным». Этим предметом утвари пользовались и другие ирландские боги (Курой и Гоибниу). Котлы племенных богов тоже имели сакральное значение - некоторые короли находили в них свою смерть Кельтская мифология. - М.: Эксмо, 2002. с. 409. Сапковский А. Мир короля Артура. с. 81 - 82, 84..
В русских преданиях котел чаще всего является символом перерождения: в сказках добрый молодец превращается, нырнув в кипящий котел, в неотразимого красавца, а злой и глупый царь в этом котле находит лишь гибель. В предании «Жадный поп» главный персонаж и святой Микола исцеляют царевну, разрубив ее на куски и обмыв эти куски в котле Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 105..
Показателен в плане религии и сюжет былины о Волхе-Вольге Всеславьевиче-Святославиче. В былине подробно описывается зачатие и рождение главного героя, - сына «лютого змея» Пропп В.Я. Русский героический эпос. с. 68.. Для христианской Руси подобное событие было из ряда вон выходящим. Летопись лишь единожды и очень скупо упоминает о подобном случае - в рассказе о рождении Всеслава Брячиславича в Полоцке («…мать же родила его от волхвования» Повесть временных лет. - http://www.slav.olegern.ru/).
Сюжет о рождении героя от бога-дракона, носящего положительный характер, распространён был в древности повсеместно: Диониса предшествовало сочетание его матери Персефоны с Зевсом в облике дракона; сходная легенда была приурочена к рождению Александра Македонского; жену короля франков Клодио соблазнил и похитил Меровей в облике морского зверя. Отцом короля Артура был смертный, но он носил прозвище Пендрагон («Ужасный главный дракон»), однозначно указывающее на его изначальную сущность Серяков М. Рождение Вселенной. с. 223.. Поскольку зачатие Волха, восходящее к индоевропейской древности, фактически определяет весь сюжет, то ни о каком христианском влиянии на образование былины не может быть и речи.
На всех этих примерах мы можем заключить, что христианское начало в русском былинном эпосе - не исконно, оно - сравнительно позднее наслоение, причём наслоение не ценностей, а всего лишь слов и названий.