Главная - Былины - Образ жены правителя в былинах


Образ жены правителя в былинах

образ жены правителя в былинах

Фигура супруги правителя стала предметом внимания исследователей еще в конце XIX - начале XX вв. Былины приписывают Апраксее легкомысленный характер, - она прилюдно обнаруживает свою связь с Тугарином, заигрывает с Чурилой Пленковичем, пытается соблазнить калику Касьяна Былины. - М.: Современник, 1986. с. 242, 446.. Ветреность Апраксеи не обязательно связывать с конкретной личностью. Это типичный облик супруги правителя, олицетворения непостоянной, ветреной власти, удачи Фрэзер Д. Золотая ветвь. с. 426..

Мотив умыкания королевских жен гораздо более значим, нежели принято считать. У кельтов жена короля символизирует Землю, которой управляет король и даже саму Великую Богиню Сапковский А. Мир короля Артура. с. 88.. Легендарная королева Медб, первоначально была олицетворением власти, - она была женой девяти королей Ирландии, королем мог стать только тот, кто становился ее супругом. Еще в 1310 г. анналы фиксируют свадьбу Федлимида О'Конхобара с провинцией Коннахт и даже в XVIII в. поэты называли Ирландию супругой своих законных королей Сапковский А. Мир короля Артура. с. 67.. Аналогичные сюжеты содержатся в «Песни о Тристане и Изольде» и легендах о короле Артуре, жена которого, Гвиневера слывет до сего дня символом супружеской неверности. Еще более древние параллели - ирландская сага о боге Мидере, который соблазнил и увлек в Тару прекрасную Этайну, жену Эохайда Айрема, верховного короля Ирландии, что стало поводом к крупному конфликту, а также - всемирно известные сюжеты «Илиады» и «Одиссеи».

Схема любовных историй такого типа всегда имеет вид треугольника: «старый король - королева - юный претендент». Двое мужчин борются за женщину. Повелитель не может быть слабым, бесплодным либо сексуально несостоятельным, - он жених Земли, Великой Матери. Сексуальная немощность супруга Богини немыслима - она может привести к бесплодию Земли и опустошению края. В этом случае Богиня просто обязана подыскать замену - возможно, должен явиться конкурент, который бросит вызов королю Сапковский А. Мир короля Артура. с. 106 - 108.. Следовательно, «соблазнение жены» представляет собой факт, не только подрывающий авторитет короля как мужчины, но и ставящий под сомнение его способность осуществлять власть. Аналогичные воззрения существовали и у славян, и они отмечены в былинах Пропп В.Я. Русский героический эпос. с. 41. Мирзоев В.Г. Былины и летописи… с. 68..

Особенно заметно представление об Апраксее, как Власти, в былине о бунте Ильи Муромца против Владимира, которые представляются скорее переосмысленным описанием инициации военного вождя. Илья в начале былины устраивает пир, посягая на монополию князя; стреляет по «маковкам» княжеского терема, что может быть истолковано как ритуальный вызов князю. В ходе бунта Илья попадает в подземелье, где его кормит и поит все та же Апракса Былины. - М.: Современник, 1986. с. 130.. Проникновение в «погреба», вглубь земли, не составляет для нее никакой трудности - жена правителя и есть земля. Символично и кормление княгиней Муромца - в кельтских преданиях Старуха Власть угощает Ньяля, будущего короля, водой из волшебного колодца, королю Конну во сне является дева Власть и угощает едой и питьем Фрэзер Д. Золотая ветвь. с. 427.. После этого заточения Илья побеждает врага и становится вождем богатырской дружины.

В.В. Чердынцев видел в этом сюжете обычай ритуального заточения, уединения будущего вождя, который был широко распространен в раннем родовом обществе. Сходный мотив имеется и в скандинавском эпосе - в саге о Стюрлауге Трудолюбивом и в саге о Волсунгах, причём во время заточения в кургане, носящего черты погребения заживо, заточенным помогает жена заточившего их конунга Фрэзер Д. Золотая ветвь. с. 427..

Апраксею былин следует связать с женой князя Владимира из Иоакимовской летописи: «Владимир... имел жену от варяг Адвинду, вельми прекрасну и мудру, о ней же многое от старых повествуется и в песнех восклицают» Татищев В.Н. История российская. с. 47.. Общие черты налицо: Адвинда «от варяг», и Апраксея из земли Поморянской (Ляховецкой, Политовской); Адвинда прекрасна и мудра, Апраксея тоже. И главное, - Адвинда являлась героиней многочисленных эпических сказаний. А изменение имени не должно удивлять - в XIX в. в эпосе постоянно шла смена древних имен на православные Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 162..

Невыясненным остается вопрос о нескольких наложницах «царя русов» и единственной Апраксе-Адвинде в эпосе. Возможно, каждая жена или наложница соответствовала покоренному племени или земле. В этом контексте становится ясно, отчего отец Апраксы решительно отказывался выдать ее за чужака, т.е. признать свой «вассалитет». Также становится понятным и распространённый европейский средневековый сюжет обязательной войны между королями государств А и Б при отказе короля А выдать дочь за принца Б, подмеченный Василием Лёвшиным в «Старинных диковинках» Старинные диковинки: т.3. кн.1. с. 228..

Завершая разбор образа Апраксеи, необходимо коснуться того единственного случая, когда к ее красоте и мудрости остались равнодушны (былина «Сорок калик со каликою»). Сорок странников-калик, возглавляемые атаманом Касьяном, дают обет: если кто-нибудь из них во время странствия солжет, украдет или польстится на женщину, то его мучительно казнят. Калики приходят в Киев, где Апраксея влюбляется в атамана Касьяна и неудачно пытается соблазнить его. Атаман устоял, тогда княгиня подкидывает в мешок Касьяна княжью чашу. Касьян принимает от рук своих товарищей казнь, но, возвращаясь из странствия, калики застают атамана живым, и узнают, что княгиня заболела. Апраксея винится и после Касьянова прощения исцеляется Былины. - М.: Современник, 1986. с. 442 - 452..

Существует распространённое мнение, что это предание - христианское, поскольку речь идет об аскетизме Мирзоев В.Г. Былины и летописи… с. 74.. На самом деле язычеству ведомы и умеренность, и аскеза. Жрецы Зевса Олимпийского, называвшиеся термином «монахи», жили уединенно и аскетично в кельях у подножия святилищ, носили черную одежду и соблюдали обеты молчания и безбрачия. Такие же аскетичные жилища археологи находят рядом с капищами восточных славян на Днестре Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 164..

Сами же калики в былине отнюдь не христиане, но примечательнее всего фигура их атамана: в русском фольклоре святой Касьян играет особую роль - это Касьян Суровый, Касьян Немилостивый. Его пребывание - не на небесах, а под землей (и былинного Касьяна закапывают в землю). Там его бьют ангелы или черти (и Касьяна в былине подвергают мучительной казни). Он слеп или глаза его скрыты под свисающими до колен, а то и до земли ресницами, покрыт шерстью и волосами (Касьяна в былине иногда ослепляют, иногда - его лица не разглядеть из-за свисающих до пояса волос). Вытянутый язык былинного Касьяна - атрибут демона. На славянских лубках с ним изображают чертей, Смерть, пришедшую за Аникой-воином или Бабу Ягу; им снабжали личины ряженых, изображавших чертей и покойников. Торчащим языком отличаются и иные темные боги - Один, Дикий Охотник, Отец Могил и Черная Мать Кали - связанные с миром мертвых и покровительствующие аскетам Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 165.. Подобному божеству, должно быть, и служил атаман калик. Он олицетворяет обладание властью выше и больше той, которую олицетворяет Апраксея - властью волхвов. Именно эту истину, отраженную и в русских летописях, и в записках Ибн-Русте, и в сообщениях немецких монахов подтверждает былина.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Калинов мост раскрыл Тайну древнего руна

News image

Акустический концерт группы «Калинов мост» состоялся 26 июня в ЦДХ. Дмитрий Ревякин объявил это выступление прощальным перед периодом летних отпуско...

Надежда Бабкина на юбилее стала народной артисткой Чечн

News image

19 марта Надежде Бабкиной исполняется 60 лет, а её ансамбль «Русская песня» в этом году отмечает своё 35-летие. По этому случаю в концертном зале «К...

Выступления:

News image

Русский оркестр Перезвоны

Русский оркестр «Перезвоны» основан в январе 2002г при Районном Доме Культуры г. Пушкина. Это молодёжный коллектив, который состоит из выпускников и...

News image

Ансамбль Иван-Чай

Гусляр Роман Опричник и его центр ИВАН-ЧАЙ предлагает Вам ознакомиться со своим творчеством и рассмотреть возможность взаимовыгодного сотрудничест...

Интервью:

Пелагея: У нас с Наличем много общего

News image

К удивлению многих зрителей, 23-летняя певица Пелагея - частый участник многих рок-фестивалей, хоть и исполняет народные песни.  

Читать

Инструменты

Балалайка

News image

Название балалайка , иногда встречающееся в форме балабайка - народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, балаканью струн во в...

Ложки

News image

С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального ин...

Авторизация



Новые альбомы:

Алевтина – «Танец перехода»

News image

Бывшая солистка «Мельницы» Алевтина Леонтьева двинулась по пути сольной карьеры, и это было вполне ожидаемо. Несмотря ...

«Yarga sound system» - «Live»

News image

«Группа «Ва-Та-Га» ушла в бессрочный отпуск», – гласит надпись на сайте одной из лучших отечественных этноэлектронных ...

Рада и Александр Марченко - «Колыбельная для кошки»

News image

Сольный альбом дивы психоделического фолк-рока Рады Анчевской записан с Александром Марченко, известным по ансамблю ин...

Пелагея – «Тропы»

News image

Альбома Пелагеи все нет, его запись идет самым бурным образом.