Главная - Русская народная музыка - История изучения коляды



История изучения коляды

история изучения коляды

Изучение коляды начато было в 1830-х годах Снегирёвым с мифологической точки зрения, которая со всеми своими крайностями выразилась в трудах О. Ф. Миллера и Афанасьева. Применение светил небесных к домохозяину и его семье О. Ф. Миллер объяснял древним верованием славян в существование самостоятельной семьи небесной, златоверхие теремы — символизацией небесных пространств, освещенных солнцем, быстрое развитие младенца Христа — исполински развивающимися силами природы и т. д. В позднейшем и наиболее обширном труде А. А. Потебни («Объяснения малорусских и сродных песен», т. II, Варшава, 1887) мифологическая сторона колядок и щедровок сильно ограничена и многому дано объяснение с точки зрения бытового и литературного заимствования. В 1874 г появился 1-й том «Исторических песен малорусского народа с объяснениями», Вл. Б. Антоновича и М. Драгоманова (Киев), где многочисленные К. и щедривки внесены в отдел исторических песен века дружинного и княжеских; исходя из представления о колядках, как о древнейших славословиях героям и князьям, издатели пытались открыть в отдельных песнях воспоминания о том или другом лице летописи. Костомаров, в обширной рецензии на этот сборник («Вестник Европы» 1874 г, № 12), признал, что общие черты древнего дружинного и княжеского быта вошли в К. не по воспоминаниям об отдельных исторических лицах, а потому, что черты эти были вообще присущи нравам народа, складу его жизни, условиям его общественного строя, его нравственным воззрениям и поэтическому вкусу. Наконец, с точки зрения теории заимствования поверий, обрядов и песен взглянул на колядки А. Н. Веселовский («Разыскания в области русского духовного стиха», VII, 1883), который, отводя широкое место греко-римским влияниям, высказал предположение, что «вместе с проповедью христианства могли переселяться не только церковные, но и народные обряды, удержавшиеся случайно под сенью церкви и прикрытием христианского святого, а с обрядом переселялись и сопровождавшие его песни — оригиналы наших щедривок, как тем же путем могли заходить и оригиналы рождественских песен». Особенно много доказательств представил А. Н. Веселовский в подтверждение мысли, что внешняя обрядность, и прежде всего маски и ряженье, представляет наследие римского обихода, которое переносилось с места на место сначала греко-римскими мимами, а затем их последователями и подражателями, всякого рода шпильманами, глумцами и скоморохами.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Федоров и Старостин приобщили молодежь к традициям

News image

Поводом собрать вместе уникальные коллективы, в своем творчестве не лубочно, но по-честному и серьезно исследующие глубины русского фольклора, стал ...

«Ива Нова» отправила Бабу Ягу в Питер

News image

Презентация нового альбома группы «Ива Нова» - «К себе нежно» прошла в клубе «16 тонн». Под упругий рифф гитары на сцену принялись выходить девуш...

Выступления:

News image

Русская Воля

Фольклорный казачий ансамбль Русская Воля был создан в 2006 году. В его состав вошли выпускники и студенты Московского Государственного Университе...

News image

Репетиционные базы "HendrixStudio" для музыкантов

HendrixStudio это целая сеть репетиционных студий, они предоставляют потрясающие помещения, предназначенные для репетиций. Абсолютно каждая репет...

Интервью:

Андрей Клюкин: «Рок должен держаться корней»

News image

У русского рока есть три проблемы: отсутствие подачи, отсутствие продюсеров и отсутствие корней.

Читать

Инструменты

Гусли

News image

Слово гусли свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово гусли выражает совокупность ...

Кугиклы

News image

Кугиклы (кувиклы) - русская разновидность многоствольчатой флейты, известной науке под названием флейта Пана . Инструмент этот распространён в разн...

Авторизация



Новые альбомы:

Safety Magic - Voices

News image

Этноджазовый проект Safety Magic густо замесил в своем тесте едва ли не всех лучших в своем роде музыкантов страны.

«Тол Мириам» - «Песни черни»

News image

Среди прочих фолковых коллективов «Тол Мириам» выделяется пронзительностью интонаций.

Волга - Три поля . Шорохи памяти

News image

На первом поле завывает ветер. На втором – поменялись местами небо и земля. Третье поле окутано плотным туманом. Каждо...

Le Turkus-Kai – «Sundown on Santorini»

News image

Под загадочным именем Le Turkus скрывается гитарист Иосиф Левитис, весьма примечательная фигура. Получив в Америке отм...