Район расселения этнических тибетцев гораздо больший, чем регион Тибетского нагорья, который традиционно ассоциируется с классическим Тибетом. Носители тибетской культуры, народы сино-тибетской и тибето-бирманской языковых групп проживают и в Непале - королевство Ло-Мустанг (bLo), и в королевстве Бутан, и в Ладакхе (северо-восточная Индия). Таким образом, тибетской культурой занят довольно обширный регион Центральной Азии. Сама по себе тибетская культура весьма однородна на всём своём распространении, имея отличия в языке, материальной культуре (одежда - её покрой и орнаментация, тип жилища и его архитектурные особенности), при этом имея относительную однородность в типах хозяйственной деятельности и традиционных занятиях, средствах передвижения, религии и её особенностях, мифологии, фольклоре, музыке.
Именно о музыке, точнее о народных музыкальных инструментах, и пойдёт речь в этой статье.
Тибетская музыка имеет чёткое разделение на народную и религиозную (литургическую). Народная музыка имеет гораздо большую неоднородность по регионам распространения тибетской культуры, отличается и манера исполнения, характер музыкальных произведений, мелодика, ритмика, и инструментарий. Литургическая музыка закреплена канонами исполнения и встречается в виде литургической музыки тибетского буддизма (ламаизма) вне пределов распространения тибетской культуры как таковой - в Монголии, Бурятии, Туве, Калмыкии.
Музыкальные инструменты являются либо привнесёнными, либо автохтонными. Привнесённые инструменты стали появляться в местах распространения тибетской культуры с началом контактов с другими народами, прежде всего с Индией и Китаем (в основном на почве буддизма). Исконно тибетских инструментов в таком случае становится очень и очень мало.
Сначала рассмотрим инструменты народной, не религиозной музыки.
Самый известный и распространённый народный тибетский инструмент - это драмьен (dramyen), тибетская лютня. Распространён повсеместно. Ближайшие аналоги - рубаб, тар, сетар Средней Азии и Ближнего Востока.
Следующий инструмент - поперечная флейта тэлин (khred gling). Похожие инструменты широко распространены в Индии и Непале (бансури), Средней Азии (най) и Китае.
Ещё один инструмент - парные литавры, сделанные из глины. Ближайшие аналоги - таблак в Средней Азии, дхолак в Индии.
Эти три музыкальных инструмента составляют главный, если не единственный инструментарий народной тибетской музыки. Как видно, довольно скудный.
Теперь рассмотрим литургические музыкальные инструменты. Здесь разнообразия гораздо больше. Многие из этих инструментов всё-таки иногда используются в повседневной жизни вне религиозных церемоний. Указание на аналогию приводит лишь параллель с похожим инструментом у другого народа, а указание на происхождение - на то, что известно, что инструмент не местный.
- Дунчен (dung chen) - длинная металлическая (медная или медно-никелевая) труба с раструбом на конце. В длину от 1,5 до 6 метров, помимо религиозных обрядов используется во время проведения народных праздников. В данном случае не ясно, является ли это рудиментом ранее существовавшей традиции исполнения народной (не литургической) музыки на дунченах или же это новообразование. Ближайший аналог - таджикский сорнай (длинная металлическая труба с раструбом на конце). Вполне возможно, что дунчен - прямой потомок сорная, если учесть что тибетская религия Бон взяла довольно много из страны Тагзиг, куда входил и современный Таджикистан.
- Радунг (ra dung) - разновидность дунчена с более широким раструбом.
- Нга (rnga), также лаг нга (lag rnga), хар нга (khar rnga) - плоский двусторонний барабан, на котором играют особой изогнутой колотушкой, обычно привязывают к потолку или ставят на подставку. Иногда используется во время народных праздников.
- Силньен (sil snyen) - плоские тарелки. При игре держатся вертикально. Иногда используется во время народных праздников. Похожие аналоги - в Китае.
- Ролмо (rol mo) или буп (sbub) - тарелки с выпуклостями в середине. При игре держатся горизонтально. Аналоги инструмента – в Непале, Индии, но традиция игры существенно различаются.
- Зурна (bsu rna), или гьялин (rgya ling), разновидность гобоя, по музыковедческой классификации относится к народным шалмеям. Ближайшие аналоги - зурна Средней Азии и Ближнего Востока. Считается (в т.ч. и самими тибетцами), что этот инструмент пришёл из Ирана (что, в принципе, видно из названия - персидского слова зурна ). Хотя инструменты подобного класса встречаются и в Индии. Широко используется в литургической музыке (один из главных музыкальных инструментов ритуальной музыки тибетского буддизма и Бона) и народной музыке (часто в аккомпанементе литавр).
- Шанг (gzhang) - плоский колокольчик, при игре зажимается в ладони расширением вверх и покачивается из стороны в сторону, чтобы язык, привязанный верёвкой к центру, ударялся о края. Аналогов этого инструмента, равно как и традиции игры на нём, нет.
- Нга чен (rnga' chen) - большой барабан, в который бьют при богослужениях, когда собирается вся община и иногда в этот барабан бьют на крыше храма для созыва монахов.
- Генпо (mgon po) - маленький барабан, используемый для богослужений в храмах, посвящённых божествам-защитникам (йидамам).
- Ганди - длинная деревянная доска, изготовленная из сандалового дерева. По данным В. Сузукей, длина ганди составляет около 2,5 м, ширина – не более 15 см, толщина – около 6 см. “Звук извлекается ударами по доске одной палочкой, также изготовленной из сандалового дерева. При игре ганди берется на левое плечо и поддерживается левой рукой, палочка находится в правой руке”. На ганди могли играть только особые ламы, сигналами созывая остальных на богослужение. Подчеркивая сакральность инструмента, В. Сузукей указывает на его использование как механизма управления повседневной жизнью народа. “Религиозная догматика, обрядовость ламаизма, пантеон божеств, мифология и пандемониум злых духов на умилостивление, устрашение и подавление которых направлены ритуальные действия большинства обрядов – во всей этой сложной системе немаловажное значение имеют и музыкальные инструменты, звуки которых имеют неоднозначную символику, переплетающуюся со всем корпусом богов, демонов и злых духов, призываемых с помощью музыки для обрядового угощения и подавления”.
Следующие инструменты - сугубо литургические, но уже не местного происхождения, привнесённые.
- Дамару (da ma ru) - двусторонний барабан, по форме напоминающий песочные часы, с двумя шариками на верёвочках, прикреплённых с месту сужения. При игре барабан держат горизонтально и вращают попеременно то в одну, то в другую сторону, добиваясь того чтобы шарика на верёвках ударялись о мембраны. Считается, в том числе и самими тибетцами, что этот инструмент был привнесён из Индии, равно как и
- Канлин (rkang gling) - дудка из берцовой кости человека или металла (меди или медно-никелевого сплава).
- Кандунг (rkang dung) - инструмент, отличающийся от канлина тем, что у него есть телескопическое колено, увеличивающее его длину. Данный инструмент является тибетской модификацией привнесённого канлина; своеобразным гибридом с дунченом.
- Дильбу (drill bu) - колокольчик с ручкой, часто в форме ваджра. Существует два стиля игры на этом колокольчике - простой (покачивания из стороны в сторону) и игра при помощи била (деревянным билом водят по нижнему ободу колокольчика, заставляя его вибрировать и резонировать). Считается, в том числе и самими тибетцами, что этот инструмент был привнесён из Индии.
- Дункар (dung dkar) - раковина. Имеет индийское происхождение, делается либо с металлическим мундштуком (для этого оправляется в металл и приклеивается сургучом), либо оставляется естественная форма.
- Тин-шанг (ting gzhang) - маленькие плоские слегка выпуклые металлические тарелочки. Имеют индийское происхождение (от индийского инструмента караталы )
- Гьял нга (rgyal rnga), хар нга (khar rnga) - гонг, используемый для отбивания часов во время монашеских собраний. Имеет индийское происхождение, где выполняет такую же функцию.
- Карлин (kar gling) - духовой инструмент китайского происхождения, используется на праздниках. На нём играют на верхних этажах храма. Наличие музыкальных инструментов китайского происхождения объясняется долгими контактами с китайской буддийской школой, равно как и
- Бупаг (sbu phag) - труба китайского происхождения и
- Ратин (draw ting) - инструмент, состоящий из девяти гонгов, на которых играют двумя ударниками.
То, что эти инструменты исключительно литургические, ещё раз доказывает их неавтохтонность, т.к. они были заимствованы специально для проведения определённых (также заимствованных) ритуалов.
Некоторые из этих инструментов используются крайне мало (в смысле их партии в литургии очень небольшие), а на некоторых наоборот - играют чуть ли не всю литургию. Некоторые вообще используются только в определённых практиках и случаях, при этом есть ещё у каждого монастыря и секты существуют свои особенности инструментария для каждой литургии и особенности игры и изготовления (и оформления) инструментов.
Если же попытаться сделать список исконно тибетских музыкальных инструментов, то получится следующая картина:
- ролмо (rol mo) или буп (sbub),
- дунчен (dung chen),
- радунг (ra dung),
- нга (rnga), нга чен (rnga' chen), генпо (mgon po),
- шанг (gzhang)
- ганди
Про остальные инструменты можно сказать что либо точно известно, что они изначально не тибетские, либо есть такое предположение.
Весьма интересным представляется тот момент, что это всё - литургические инструменты, а не народные. Видимо, это произошло из-за того, что каноны консервируют литургический инструментарий, в то время как народный инструментарий не является канонизированным и подвержен любым иноземным влияниям.
Но это не значит, что остальные тибетские инструменты являются заимствованными. Вполне возможно, что они являются просто-напросто общими для народов Гималаев, Индии и Китая как для народов одного региона Азии. А перечисленные инструменты присущи исключительно тибетцам.