Музыка Тибета

музыка тибета

Тибетская музыка включает музыкальные традиции, с древности развивавшиеся населением высокогорных районов Гималаев (ныне эти районы входят в состав Китая, Индии, Бутана и Непала). Она также испытала значительное воздействие музыкальных традиций Центральной и Южной Азии.

Наиболее ранние музыкальные образцы тибетской музыки связаны с ритуалами анимистических культов, в первую очередь с древней религией бон (декламации и танец шаманов под аккомпанемент ударных инструментов). В древности также существовали разнообразные вокальные жанры - эпические песни бродячих музыкальных групп «бе-да», исполняющих сказание о Гэсэре, широко известные в Центральной и Восточной Азии, и др., а также различные и весьма своеобразные локальные стили – песни-танцы «кхабдро» (Бутан), сольное пение «шунгдра», песни в сопровождении лютни «нангма» (КНР) и другие. Наиболее характерным для тибетской музыки является антифонное пение.

В традиционной тибетской музыке широко применяются струнные инструменты (многие из них китайского и монгольского происхождения): символ тибетской песни шестиструнная лютня драньен, семиструнная непальская лютня, двух – или четырехструнная скрипка «пиуан», 25-струнная цитра «гьюман». В качестве духовых инструментов используются – поперечные флейты «линбу» и «донглам» (так называемая сиротская флейта).

В VII – IX веках с распространением буддизма музыкальные традиции Тибета тесно переплетены с культовой практикой дзонгов (крепостей-монастырей). Вокальная музыка в этой новой культуре представлена песнопениями, исполняемыми в низком регистре, в ограниченном голосовом диапазоне, с богатой орнаментацией напева. Эти песнопения исполнялись как на тибетском языке, так и на санскрите. Среди них различаются речитации-песнопения – чодон, чоджод, чодеб, появление которых относят к VII веку – они просты по структуре и использовались не только в буддийских ритуалах, но и в светских церемониях; а также появившиеся в XI веке «джанг», которые обладали более развитой интонационной структурой и всегда исполнялись в медленном темпе. В ансамблевом пении выделялись ведущие голоса (умдзад) с особой техникой вокала, для которой были характерны частое применение регистровых переключений, типа йодлей, а также подчеркнутые вздохи в качестве ритмических акцентов. Нередко встречаются имитации голосов животных, связанных с системой символов буддизма.

С IX – X веков особое значение в тибетской музыке приобрел распев религиозно-мистических гимнов гур. Наибольшую известность получили гимны жившего в 11-12 вв. поэта-мистика Миларепы (сборник «Океан мелодий»). Инструментальные композиции не играют самостоятельной роли в буддийских церемониях, их роль сводится к разделительным интермедиям между песнопениями. В состав инструментального ансамбля, обычно это 12 – 18 музыкантов, входят: духовые – гьялинг (типа гобоя), дунгчен (металлическая труба), дунгкар (рог из раковины), канглинг (короткий металлический рожок, ранее изготавливался из человеческой кости); ударные – различные виды барабанов, гонг карнгаи, колокольчик дрилбу. Музыка, исполняемая на всех ритуальных инструментах, обычно строится на мелодических и ритмических формулах, имеющих определенную семантику. В тибетской музыке применяется специфическая нотная система, мнемонического характера.

В буддийских ритуалах важная роль принадлежит циклам магических танцев, исполнение которых сопровождается барабаном нгашунку и тарелками ролмо. Появление такого типа танцев относят к добуддийскому периоду, однако к XV – XVI векам они стали составной частью ритуально-мистической драмы чам (по-монгольски - цам), которая популярна и поныне.

В тибетской культуре существует и более светская танцевальная драма – аче-лхамо. Она основана на буддийских легендах, и сопровождается речитативными декламациями, сольным и хоровым пением.

С середины XX века на территориях, населенных тибетцами, стали возникать культурные учреждения современного типа – в Непале Центр искусства и ремесел в Тхимпху (с 1950х годов), в Индии – Институт тибетологии Намгьял в Гангтоке (с 1958) и Тибетский Институт сценических искусств (c 1959, en:Tibetan Institute of Performing Arts). Эти институты много сделали для исследования тибетской музыкальной культуры и ее популяризации. Современные тибетские буддийские музыканты и исполнители участвуют в разнообразных концертах – проповедях, а также иногда сотрудничают с европейскими музыкантами и исполнителями, неравнодушными к буддийской тематике.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Долина и Гвердцители почтили память Людмилы Зыкиной

News image

Концерт памяти Людмилы Зыкиной состоялся 16 июня в Crocus City Hall. От новой станции метро «Мякинино», построенной на собственные деньги Арасом Ага...

Как появилось Евровидение?

News image

Евровидение является ежегодным музыкальным конкурсом песен, который осуществляется среди исполнителей из стран, которые входят только в Европейск...

Выступления:

News image

Русский оркестр Перезвоны

Русский оркестр «Перезвоны» основан в январе 2002г при Районном Доме Культуры г. Пушкина. Это молодёжный коллектив, который состоит из выпускников и...

News image

Фольк-группа smoРОДИНА

Фольк-группа «smoРОДИНА» это альтернативный народный коллектив, который отражает глубинные корни русской фольклорной музыки, группа, которая смогла ...

Интервью:

Дидюля: Я собирал свою команду много лет!

News image

Гитарист Дидюля стал едва ли не самым успешным инструменталистом в России. У него множество концертов по всей стране, аншлаги. На днях прошел еще один аншлаговый концерт в московском театре «Золотое...

Читать

Инструменты

Ложки

News image

С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального ин...

Бубен

News image

Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной.

Авторизация



Новые альбомы:

Волга - Три поля . Шорохи памяти

News image

На первом поле завывает ветер. На втором – поменялись местами небо и земля. Третье поле окутано плотным туманом. Каждо...

«Кызыл-Москва 2004». Освежаем воспоминания

News image

Только что отгремел фестиваль «Кызыл-Москва 2005», а у почитателей тувинского горлового пения появилась возможность по...

Тандалай и Disen Gage сделали совместный проект

News image

3 февраля в 18-00 в Центральном Доме Художника состоится концерт Тандалай и группы Disen Gage.

«Волга» - «Помол»

News image

Этноэлектронному проекту «Волга» впервые удалось скрестить аутентичный русский фолк с актуальной электронной музыкой. ...