Музыка Тибета

музыка тибета

Тибетская музыка включает музыкальные традиции, с древности развивавшиеся населением высокогорных районов Гималаев (ныне эти районы входят в состав Китая, Индии, Бутана и Непала). Она также испытала значительное воздействие музыкальных традиций Центральной и Южной Азии.

Наиболее ранние музыкальные образцы тибетской музыки связаны с ритуалами анимистических культов, в первую очередь с древней религией бон (декламации и танец шаманов под аккомпанемент ударных инструментов). В древности также существовали разнообразные вокальные жанры - эпические песни бродячих музыкальных групп «бе-да», исполняющих сказание о Гэсэре, широко известные в Центральной и Восточной Азии, и др., а также различные и весьма своеобразные локальные стили – песни-танцы «кхабдро» (Бутан), сольное пение «шунгдра», песни в сопровождении лютни «нангма» (КНР) и другие. Наиболее характерным для тибетской музыки является антифонное пение.

В традиционной тибетской музыке широко применяются струнные инструменты (многие из них китайского и монгольского происхождения): символ тибетской песни шестиструнная лютня драньен, семиструнная непальская лютня, двух – или четырехструнная скрипка «пиуан», 25-струнная цитра «гьюман». В качестве духовых инструментов используются – поперечные флейты «линбу» и «донглам» (так называемая сиротская флейта).

В VII – IX веках с распространением буддизма музыкальные традиции Тибета тесно переплетены с культовой практикой дзонгов (крепостей-монастырей). Вокальная музыка в этой новой культуре представлена песнопениями, исполняемыми в низком регистре, в ограниченном голосовом диапазоне, с богатой орнаментацией напева. Эти песнопения исполнялись как на тибетском языке, так и на санскрите. Среди них различаются речитации-песнопения – чодон, чоджод, чодеб, появление которых относят к VII веку – они просты по структуре и использовались не только в буддийских ритуалах, но и в светских церемониях; а также появившиеся в XI веке «джанг», которые обладали более развитой интонационной структурой и всегда исполнялись в медленном темпе. В ансамблевом пении выделялись ведущие голоса (умдзад) с особой техникой вокала, для которой были характерны частое применение регистровых переключений, типа йодлей, а также подчеркнутые вздохи в качестве ритмических акцентов. Нередко встречаются имитации голосов животных, связанных с системой символов буддизма.

С IX – X веков особое значение в тибетской музыке приобрел распев религиозно-мистических гимнов гур. Наибольшую известность получили гимны жившего в 11-12 вв. поэта-мистика Миларепы (сборник «Океан мелодий»). Инструментальные композиции не играют самостоятельной роли в буддийских церемониях, их роль сводится к разделительным интермедиям между песнопениями. В состав инструментального ансамбля, обычно это 12 – 18 музыкантов, входят: духовые – гьялинг (типа гобоя), дунгчен (металлическая труба), дунгкар (рог из раковины), канглинг (короткий металлический рожок, ранее изготавливался из человеческой кости); ударные – различные виды барабанов, гонг карнгаи, колокольчик дрилбу. Музыка, исполняемая на всех ритуальных инструментах, обычно строится на мелодических и ритмических формулах, имеющих определенную семантику. В тибетской музыке применяется специфическая нотная система, мнемонического характера.

В буддийских ритуалах важная роль принадлежит циклам магических танцев, исполнение которых сопровождается барабаном нгашунку и тарелками ролмо. Появление такого типа танцев относят к добуддийскому периоду, однако к XV – XVI векам они стали составной частью ритуально-мистической драмы чам (по-монгольски - цам), которая популярна и поныне.

В тибетской культуре существует и более светская танцевальная драма – аче-лхамо. Она основана на буддийских легендах, и сопровождается речитативными декламациями, сольным и хоровым пением.

С середины XX века на территориях, населенных тибетцами, стали возникать культурные учреждения современного типа – в Непале Центр искусства и ремесел в Тхимпху (с 1950х годов), в Индии – Институт тибетологии Намгьял в Гангтоке (с 1958) и Тибетский Институт сценических искусств (c 1959, en:Tibetan Institute of Performing Arts). Эти институты много сделали для исследования тибетской музыкальной культуры и ее популяризации. Современные тибетские буддийские музыканты и исполнители участвуют в разнообразных концертах – проповедях, а также иногда сотрудничают с европейскими музыкантами и исполнителями, неравнодушными к буддийской тематике.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Tintal поздравили Зинчук, Калугин, Алевтина и компания

News image

В последний день февраля в столичном клубе Б2 прошло грандиозное празднование 10-летия группы Tintal . Поздравить коллектив с юбилеем пришли так...

Инна Желанная готовит новый концертный альбом

News image

29 мая в Петербурге впервые была представлена электро-акустическая программа авторских песен Инны Желанной.

Выступления:

News image

Ансамбль Иван-Чай

Гусляр Роман Опричник и его центр ИВАН-ЧАЙ предлагает Вам ознакомиться со своим творчеством и рассмотреть возможность взаимовыгодного сотрудничест...

News image

Русская Воля

Фольклорный казачий ансамбль Русская Воля был создан в 2006 году. В его состав вошли выпускники и студенты Московского Государственного Университе...

Интервью:

Пелагея: Хочу наконец-то встретить своего Принца!

News image

Обладательница почетного титула «принцессы русского фолка» и голоса в три с половиной октавы певица Пелагея вот уже несколько лет подряд объявляет датой своего первого в новом году сольника 7 января...

Читать

Инструменты

Окарина

News image

Окарина - название произошло от итальянского Ocarina - гусенок . Ее форма обычно напоминает голову гуся. Окарина - род свистковой сосудообразной фл...

Балалайка

News image

Название балалайка , иногда встречающееся в форме балабайка - народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, балаканью струн во в...

Авторизация



Новые альбомы:

«Медвежий угол» - «Степи среди»

News image

Казанская фолк-рок-группа «Медвежий угол» попала в поле зрения Дмитрия Ревякина еще в 1997 году, когда она играла вмес...

The Dartz - Proxima Parada

News image

После выхода этого альбома впору засомневаться – да такой уж фолк-рок этот The Dartz? Скорее, тут самый обычный европе...

Инна Желанная - «Кокон»

News image

Казалось бы, после распада «Альянса», после распада Farlanders, после старта довольно успешной сольной карьеры главной...

Safety Magic - Voices

News image

Этноджазовый проект Safety Magic густо замесил в своем тесте едва ли не всех лучших в своем роде музыкантов страны.