Музыка Тибета

музыка тибета

Тибетская музыка включает музыкальные традиции, с древности развивавшиеся населением высокогорных районов Гималаев (ныне эти районы входят в состав Китая, Индии, Бутана и Непала). Она также испытала значительное воздействие музыкальных традиций Центральной и Южной Азии.

Наиболее ранние музыкальные образцы тибетской музыки связаны с ритуалами анимистических культов, в первую очередь с древней религией бон (декламации и танец шаманов под аккомпанемент ударных инструментов). В древности также существовали разнообразные вокальные жанры - эпические песни бродячих музыкальных групп «бе-да», исполняющих сказание о Гэсэре, широко известные в Центральной и Восточной Азии, и др., а также различные и весьма своеобразные локальные стили – песни-танцы «кхабдро» (Бутан), сольное пение «шунгдра», песни в сопровождении лютни «нангма» (КНР) и другие. Наиболее характерным для тибетской музыки является антифонное пение.

В традиционной тибетской музыке широко применяются струнные инструменты (многие из них китайского и монгольского происхождения): символ тибетской песни шестиструнная лютня драньен, семиструнная непальская лютня, двух – или четырехструнная скрипка «пиуан», 25-струнная цитра «гьюман». В качестве духовых инструментов используются – поперечные флейты «линбу» и «донглам» (так называемая сиротская флейта).

В VII – IX веках с распространением буддизма музыкальные традиции Тибета тесно переплетены с культовой практикой дзонгов (крепостей-монастырей). Вокальная музыка в этой новой культуре представлена песнопениями, исполняемыми в низком регистре, в ограниченном голосовом диапазоне, с богатой орнаментацией напева. Эти песнопения исполнялись как на тибетском языке, так и на санскрите. Среди них различаются речитации-песнопения – чодон, чоджод, чодеб, появление которых относят к VII веку – они просты по структуре и использовались не только в буддийских ритуалах, но и в светских церемониях; а также появившиеся в XI веке «джанг», которые обладали более развитой интонационной структурой и всегда исполнялись в медленном темпе. В ансамблевом пении выделялись ведущие голоса (умдзад) с особой техникой вокала, для которой были характерны частое применение регистровых переключений, типа йодлей, а также подчеркнутые вздохи в качестве ритмических акцентов. Нередко встречаются имитации голосов животных, связанных с системой символов буддизма.

С IX – X веков особое значение в тибетской музыке приобрел распев религиозно-мистических гимнов гур. Наибольшую известность получили гимны жившего в 11-12 вв. поэта-мистика Миларепы (сборник «Океан мелодий»). Инструментальные композиции не играют самостоятельной роли в буддийских церемониях, их роль сводится к разделительным интермедиям между песнопениями. В состав инструментального ансамбля, обычно это 12 – 18 музыкантов, входят: духовые – гьялинг (типа гобоя), дунгчен (металлическая труба), дунгкар (рог из раковины), канглинг (короткий металлический рожок, ранее изготавливался из человеческой кости); ударные – различные виды барабанов, гонг карнгаи, колокольчик дрилбу. Музыка, исполняемая на всех ритуальных инструментах, обычно строится на мелодических и ритмических формулах, имеющих определенную семантику. В тибетской музыке применяется специфическая нотная система, мнемонического характера.

В буддийских ритуалах важная роль принадлежит циклам магических танцев, исполнение которых сопровождается барабаном нгашунку и тарелками ролмо. Появление такого типа танцев относят к добуддийскому периоду, однако к XV – XVI векам они стали составной частью ритуально-мистической драмы чам (по-монгольски - цам), которая популярна и поныне.

В тибетской культуре существует и более светская танцевальная драма – аче-лхамо. Она основана на буддийских легендах, и сопровождается речитативными декламациями, сольным и хоровым пением.

С середины XX века на территориях, населенных тибетцами, стали возникать культурные учреждения современного типа – в Непале Центр искусства и ремесел в Тхимпху (с 1950х годов), в Индии – Институт тибетологии Намгьял в Гангтоке (с 1958) и Тибетский Институт сценических искусств (c 1959, en:Tibetan Institute of Performing Arts). Эти институты много сделали для исследования тибетской музыкальной культуры и ее популяризации. Современные тибетские буддийские музыканты и исполнители участвуют в разнообразных концертах – проповедях, а также иногда сотрудничают с европейскими музыкантами и исполнителями, неравнодушными к буддийской тематике.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Хелависа оказалась монархистом в душе

News image

21 марта в Зале ожидания царила по-настоящему волшебная атмосфера - в этот воскресный вечер Хелависа презентовала в Санкт-Петербурге свой сольный ...

Пелагея погрузила зал в транс

News image

11 апреля в «Crocus City Hall» состоялся большой концерт группы «Пелагея» - презентация новой программы «Тропы», основанной на втором альбоме коллек...

Выступления:

News image

Русская Воля

Фольклорный казачий ансамбль Русская Воля был создан в 2006 году. В его состав вошли выпускники и студенты Московского Государственного Университе...

News image

«Шедевры русского многоголосия»

В программе: протяжные, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые песни и причитания разных областей России. Женский фольклорный ансамбль «Наро...

Интервью:

«Флер» умеет избегать споров

News image

Группа «Флер» призналась, что сыграла на «Нашествии 2009» случайным составом. Не все музыканты смогли приехать в Завидово по разным причинам. И так получилось, что на сцене появилось сразу два но...

Читать

Инструменты

Трещотка

News image

Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письме...

Баян

News image

Баян - один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник. Впервые название баян встречается в афишах и реклама...

Авторизация



Новые альбомы:

Пелагея – «Тропы»

News image

Альбома Пелагеи все нет, его запись идет самым бурным образом. А пока выпущен сингл из четырех песен, предвестник буду...

Safety Magic - Voices

News image

Этноджазовый проект Safety Magic густо замесил в своем тесте едва ли не всех лучших в своем роде музыкантов страны. Ту...

«Кызыл-Москва 2004». Освежаем воспоминания

News image

Только что отгремел фестиваль «Кызыл-Москва 2005», а у почитателей тувинского горлового пения появилась возможность по...

«Рада и Терновник» – «Живое»

News image

Этот DVD имеет подзаголовок «концертное видео 1993 – 2007». Подборка дает объективное представление о том, как выгляде...