Главная - Азербайджанская народная музыка - Музыкальные общества — меджлисы



Музыкальные общества — меджлисы

музыкальные общества — меджлисы

С начала XIX века во многих городах Азербайджана создаются музыкальные общества — меджлисы. Эти традиционные восточные сообщества поэтов, музыкантов, ученых, художников, меценатов играли большую роль в культурной жизни народа. На собраниях помимо исполнения музыки шли дебаты и обсуждения проблем творчества, центральной темой при этом было искусство мугаматистов. Создателем популярного шушинского «Меджлиси-унс» («Меджлис общения») была талантливая поэтесса и художница Хуршидбану Натаван. Сохранились интересные сведения о меджлисе, созданном в Шуше знатоком классической восточной музыки Харратом Кули (1823—1883). Меджлис этот имел конфессиональные цели, но, наряду с религиозными песнопениями, сопровождающими обрядовые действия в месяц «мухаррам», здесь обучались искусству мугамата. После завершения траурных представлений, к которым готовились несколько месяцев, ханенде исполняли те же мугамы уже в светской обстановке — на свадьбах и во время других празднеств. Яркими представителями вокальной школы Харрата Кули были Гаджи Гуси, Мешади Иси, Абдулбаги Зулалов, Дели Исмаил, Кештазлы Гашим, Кечачиоглу Мухаммед и Джаббар Карягдыоглу. В 80-х годах XIX века в Шуше были созданы «Меджлис фарамушан» («Меджлис забытых») и «Общество музыкантов». Руководил ими Мир Мохсун Навваб Карабаги Шушинский (1833—1918), прогрессивный деятель Азербайджана, ученый, музыковед, поэт, художник-каллиграф. В Шуше Навваб родился, жил, творил и умер. Обладая энциклопедическими знаниями и редкими способностями, он внес весомый вклад в азербайджанскую науку, литературу и искусство. Разносторонняя научная деятельность Навваба (был знатоком астрономии и химии, сведущ в вопросах античной философии, занимался проблемами этики) нашла отражение более чем в двадцати его сочинениях. Навваб писал стихи, собственноручно проиллюстрировал собранную им антологию стихов поэтов Карабаха, принимал участие в росписи шушинскои мечети Говхар-ага. Особый интерес представляет его деятельность в области музыкальной науки и исполнительства. В созданном в 80-х годах XIX столетия «Обществе музыкантов» обсуждались манера исполнения певцов, стихи, сопровождающие классические мугамы, многие другие творческие проблемы. В общество входили прославленные музыканты своего времени — певцы и инструменталисты Гаджи Гуси, Мешади Джамиль Амиров, Ислам Абдуллаев, Сейид Шушинский. Многие музыканты именно там получили первоначальное образование. Часть обсуждавшихся здесь проблем нашла отражение и дальнейшее развитие в трактате Навваба «Визухиль-аргам» («Объяснение цифр»), написанном в 1884 году. Вызывает интерес уже и то обстоятельство, что он был создан в то время, когда на Ближнем Востоке традиция музыкальных трактатов себя практически исчерпала, новые сочинения не создавались, лишь переписывались средневековые. В Шуше эта традиция была продолжена, и возродил ее Навваб. В своем трактате он рассматривает особенности восточной музыкальной науки на новом этапе и применительно к азербайджанской музыке. Трактат был написан как руководство к изучению свойств и правил построения жанра мугама. При всей преемственности традиций таких сочинений труд знаменитого шушинца отличался новизной и уникальностью. Прежде всего он имел практическую направленность. Согласно традиции средневековых трактатов, здесь получили освещение проблемы происхождения музыки, эстетики, акустики, связи стихотворного текста с музыкой, связи музыки с медициной (в вопросе ее целебных свойств Навваб — несомненный продолжатель учения Ибн-Сины). Подобно тому, как ученые X—XI веков, к примеру «Братья чистоты», рассуждают об индивидуальном восприятии музыки разными народами, Навваб останавливается на этой характерной особенности, приводя для наглядности соответствующие современные ему мугамы, связывая происхождение некоторых с явлениями природы. Так, «мать всех мугамов» — Раст — напоминает о нежной прохладе весеннего ветерка, тогда как Чаргях подобен раскатам грозы. В этой связи он рассматривает одну из главных проблем мугамного исполнительства — связь музыки с поэтическим текстом, подчеркивая важность выбора соответствующих стихов. Значительный интерес представляют страницы трактата, посвященные правилам восприятия музыки. Ссылаясь на Аристотеля, Навваб высказывает ряд соображений относительно правил исполнения и условий восприятия музыки. Он придавал огромное значение местоположению исполнителя и слушателя, внешности исполнителя-ханенде, а также акустической среде. Такая постановка вопроса свидетельствует о высоком уровне музыкально-исполнительской культуры Шуши в XIX — начале XX веков. Одно из важных положений трактата — раскрытие существа термина дестгях и состава дестгяхов Раст, Махур, Шахназ, Расхави, Чаргях, Нава. Указано на большое значение правил составления последовательности разделов дестгяха. Начало и завершение мугама, его подъем и спуск, переход в другой раздел, тональность, а также различные виртуозные приемы, включая зенгюле (трели) — важные, по Наввабу, компоненты мугамного исполнительского искусства. Знание их, а также форма их осуществления — цель работы. Рассматривая эти вопросы, Навваб отсылает читателя к таблице, содержащей все распространенные современные дестгяхи и их разделы. Соответствующие им цифры указывают на число мугамов, шобэ, авазов и гюше, содержащихся в искусстве мугамата… Одним из выдающихся представителей вокального искусства Шуши был Гаджи Гуси, воспитанник Харрата Кули. Впервые перед шушинцами он выступил на благотворительном вечере в театре Хандемирова. Гаджи Гуси в сопровождении известного тариста Садыхджана (о нем ниже) с блеском спел на этом вечере мугам Чаргях, покорив сердца слушателей. Слава его распространилась быстро.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

«Троица» готовит новый альбом

News image

Впервые за всю историю существования мировой звезды world-music белорусской группы «Троица» она выступила с сольным концертом в Витебске, где ее лид...

«Ива Нова» отправила Бабу Ягу в Питер

News image

Презентация нового альбома группы «Ива Нова» - «К себе нежно» прошла в клубе «16 тонн». Под упругий рифф гитары на сцену принялись выходить девуш...

Выступления:

News image

Репетиционные базы "HendrixStudio" для музыкантов

HendrixStudio это целая сеть репетиционных студий, они предоставляют потрясающие помещения, предназначенные для репетиций. Абсолютно каждая репети...

News image

Струнный оркестр русских народных инструментов Здравиц

Оркестр Здравица — единственный в России. Его уникальность заключается в необычном инструментальном составе. Он состоит из инструментов только иск...

Интервью:

Пелагея: Хочу наконец-то встретить своего Принца!

News image

Обладательница почетного титула «принцессы русского фолка» и голоса в три с половиной октавы певица Пелагея вот уже несколько лет подряд объявляет датой своего первого в новом году сольника 7 января...

Читать

Инструменты

Жалейка

News image

Слово жалейка не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к...

Рожок

News image

Первые письменные свидетельства о рожке появляются только во второй половине XVIII в. в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина и Гасри....

Авторизация



Новые альбомы:

Башня Rowan – Ab Laternae . Дыхание концертов

News image

«Башня Rowan» – коллектив на самом деле спорный, стоящий особнячком на этнической сцене. Свой стиль музыканты именуют ...

«Календарь» - «Реки Богов»

News image

Группа «Календарь» - одно из самых ярких музыкальных проявлений того движения на сломе веков, которое парадоксальным о...

Группа «Пелагея» - «Девушкины Песни»

News image

Для одной из лучших вокалисток нашей эстрады этот диск, как ни странно, - первый полноценный альбом от начала карьеры....

«Рада и Терновник» – «Живое»

News image

Этот DVD имеет подзаголовок «концертное видео 1993 – 2007». Подборка дает объективное представление о том, как выгляде...